Социальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в условиях эпидемии COVID-19
Конференция: CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Социальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в условиях эпидемии COVID-19
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию направлений деятельности специалистов сферы образования в период пандемии, вызванной вирусом COVID-19. В ней рассмотрены формы и виды социальной работы специалистов школ, а также психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Даны методические рекомендации в форме структурного алгоритма действий в условиях эпидемии COVID-19.
Abstract. This article is devoted to the study of the areas of activity of specialists in the field of education during the pandemic caused by the COVID-19 virus. It examines the forms and types of social work of school specialists, as well as psychological and pedagogical support of students. Methodological recommendations are given in the form of a structural algorithm of actions in the context of the COVID-19 epidemic.
Ключевые слова: эпидемия, психолого-педагогическое сопровождение, обучающиеся, родители, условия, специалисты образования, дистанционный формат.
Keywords: epidemic, psychological and pedagogical support, students, parents, conditions, education specialists, distance format.
Введение. В условиях эпидемиологической ситуации COVID-19 в стране и в регионах жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось ни учреждений, ни специалистов, которых бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось ученикам, родителям, педагогам и иным специалистам, а значит, всей системе образования в целом. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, социальном и психологическом.
Обзор темы исследования. При введение дистанционного формата обучения в условиях эпидемии COVID-19 педагогический коллектив тоже оказался в новой социальной ситуации, что вызвало некоторые затруднения в организации учебной и воспитательной работы. Перед специалистами возникли новые проблемы и трудности, связанные с качественной и эффективной реализацией социальной работы и психолого-педагогического сопровождения обучающихся школ в условиях COVID-19. В связи с новыми условиями обучения для педагогов в дистанционной форме стали актуальными такие аспекты работы, как оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся и родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации, максимальное вовлечение родителей в учебный процесс, что позволило дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.
В сложившихся условиях эпидемии COVID-19 работа педагогов с родителями и обучающимися школ, предусматривала новые формы и направления работы:
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в очном и онлайн-режиме. Практически у всех специалистов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где можно осуществлять психолого-педагогическое просвещение по актуальным вопросам и психолого-педагогическое сопровождение учебным процессом. Проводить онлайн-сопровождение можно в Zoom, Teams, Skype, Whats App, Viber и др. [3].
Посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек специалистами в отношении обучающихся школ может проводиться психологическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.
- дистантная социальная работа и консультирование предполагают – применение в практике специалистов форм и методов экстренной и кризисной психологической и социальной помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);
- создание социальных онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы).
Результатом дистанционного обучения в школах, сложной эпидемиологической обстановки стала повышенная конфликтность, раздражение, агрессивные проявления как у родителей, так и педагогов и обучающихся. «В связи с этим необходимо проводить дополнительную просветительскую работу с родителями и детьми по снятию тревоги и паники в условиях эпидемии COVID-19, самоизоляции и дистанционного обучения» [1, с.6]. Исходя из анализа направлений деятельности специалистов образования, можно определить алгоритм действий и способы сохранения спокойствия в условиях эпидемии COVID-19:
- фильтровать информацию. Необходимо получать информацию о ситуации с COVID-19 только в достоверных источниках. Есть официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с достоверными данными, блоги врачей-вирусологов, находящихся на передовой. Необходимо отписываться от тех, кто сеет панику или, наоборот, демонстрирует презрение к общепринятым правилам и мерам безопасности;
- не преувеличивать риск. Если наш мозг воспринимает что-то как пугающее и неизвестное, он преувеличивает степень риска, создает ощущение, что подобное действительно произойдет с вами. Внимание привлекает большое и страшное. Тому, что привычно, но потенциально опасно, придается гораздо меньше значения. Таким образом, вспышка нового вируса COVID-19 кажется более страшной, чем любого другого, уже известного;
- не стоит недооценивать влияние нашего психологического состояния на физический иммунитет, который так необходим при борьбе с вирусами. Если мы становимся заложниками тревоги, паники, страхов, негативизма – все это тут же ослабляет нашу способность противостоять болезням. И в то же время, если мы заботимся лишь о психологическом состоянии, можно своевременно не заметить или не придать нужного значения важным физиологическим симптомам, которые сигнализируют о необходимости медицинской помощи;
- необходимо вернуть себе контроль над ситуацией. Панику часто останавливают знания и действия. Иногда для стабилизации внутреннего состояния достаточно предпринять меры профилактики или продумать план действий на случай, если худшие ваши ожидания оправдаются;
- активное «использование техники Cognitive defusion (когнитивное расцепление) – она позволяет отсоединить себя от своих мыслей. Необходимо занять позицию наблюдателя» [2].
Заключение. Таким образом, необходимо отметить, что многие педагоги и специалисты российских школ достойно справляются с трудностями в условиях эпидемии COVID-19. Они находят время в своем напряженном графике, чтобы заняться своим здоровьем, ответственно относятся к своей работе, не ссылаясь на проблемы, всегда приходят на индивидуальную консультацию с обучающимися, делятся своими проблемами и переживаниями, избавляются от негативных эмоций и выделяют конструктивное зерно. Установление и поддержание контактов специалистов образования с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций, в том числе проведение социальных опросов и установочных совещаний по организации психолого-педагогического сопровождения и социальной работе сферы образования в условиях дистанционного режима обучения, выполняют основополагающую роль в нормальном функционировании учреждений образовательного профиля.