Статья:

Социальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в условиях эпидемии COVID-19

Конференция: CXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бывальцева К.Д. Социальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в условиях эпидемии COVID-19 // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(133). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(133).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная работа и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в условиях эпидемии COVID-19

Бывальцева Кристина Денисовна
студент, институт гуманитарного образования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Гурьянова Инна Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию направлений деятельности специалистов сферы образования в период пандемии, вызванной вирусом COVID-19. В ней рассмотрены формы и виды социальной работы специалистов школ, а также психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Даны методические рекомендации в форме структурного алгоритма действий в условиях эпидемии COVID-19.

Abstract. This article is devoted to the study of the areas of activity of specialists in the field of education during the pandemic caused by the COVID-19 virus. It examines the forms and types of social work of school specialists, as well as psychological and pedagogical support of students. Methodological recommendations are given in the form of a structural algorithm of actions in the context of the COVID-19 epidemic.

 

Ключевые слова: эпидемия, психолого-педагогическое сопровождение, обучающиеся, родители, условия, специалисты образования, дистанционный формат.

Keywords: epidemic, psychological and pedagogical support, students, parents, conditions, education specialists, distance format.

 

Введение. В условиях эпидемиологической ситуации COVID-19 в стране и в регионах жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось ни учреждений, ни специалистов, которых бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. И в первую очередь перестраиваться пришлось ученикам, родителям, педагогам и иным специалистам, а значит, всей системе образования в целом. Формат дистанционного обучения требует перестройки не только в техническом плане, но и в педагогическом, социальном и психологическом.

Обзор темы исследования. При введение дистанционного формата обучения в условиях эпидемии COVID-19 педагогический коллектив тоже оказался в новой социальной ситуации, что вызвало некоторые затруднения в организации учебной и воспитательной работы. Перед специалистами возникли новые проблемы и трудности, связанные с качественной и эффективной реализацией социальной работы и психолого-педагогического сопровождения обучающихся школ в условиях COVID-19. В связи с новыми условиями обучения для педагогов в дистанционной форме стали актуальными такие аспекты работы, как оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся и родителям в удаленном доступе, помощь в подборе актуальной информации, максимальное вовлечение родителей в учебный процесс, что позволило дать возможность продуктивно проводить досуг с детьми.

В сложившихся условиях эпидемии COVID-19 работа педагогов с родителями и обучающимися школ, предусматривала новые формы и направления работы:

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся школ в очном и онлайн-режиме. Практически у всех специалистов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в Вконтакте, Одноклассниках и др., где можно осуществлять психолого-педагогическое просвещение по актуальным вопросам и психолого-педагогическое сопровождение учебным процессом. Проводить онлайн-сопровождение можно в Zoom, Teams, Skype, Whats App, Viber и др. [3].

Посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек специалистами в отношении обучающихся школ может проводиться психологическая профилактика на удаленном доступе – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.

- дистантная социальная работа и консультирование предполагают – применение в практике специалистов форм и методов экстренной и кризисной психологической и социальной помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);

- создание социальных онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы).

Результатом дистанционного обучения в школах, сложной эпидемиологической обстановки стала повышенная конфликтность, раздражение, агрессивные проявления как у родителей, так и педагогов и обучающихся. «В связи с этим необходимо проводить дополнительную просветительскую работу с родителями и детьми по снятию тревоги и паники в условиях эпидемии COVID-19, самоизоляции и дистанционного обучения» [1, с.6]. Исходя из анализа направлений деятельности специалистов образования, можно определить алгоритм действий и способы сохранения спокойствия в условиях эпидемии COVID-19:

- фильтровать информацию. Необходимо получать информацию о ситуации с COVID-19 только в достоверных источниках. Есть официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с достоверными данными, блоги врачей-вирусологов, находящихся на передовой. Необходимо отписываться от тех, кто сеет панику или, наоборот, демонстрирует презрение к общепринятым правилам и мерам безопасности;

- не преувеличивать риск. Если наш мозг воспринимает что-то как пугающее и неизвестное, он преувеличивает степень риска, создает ощущение, что подобное действительно произойдет с вами. Внимание привлекает большое и страшное. Тому, что привычно, но потенциально опасно, придается гораздо меньше значения. Таким образом, вспышка нового вируса COVID-19 кажется более страшной, чем любого другого, уже известного;

- не стоит недооценивать влияние нашего психологического состояния на физический иммунитет, который так необходим при борьбе с вирусами. Если мы становимся заложниками тревоги, паники, страхов, негативизма – все это тут же ослабляет нашу способность противостоять болезням. И в то же время, если мы заботимся лишь о психологическом состоянии, можно своевременно не заметить или не придать нужного значения важным физиологическим симптомам, которые сигнализируют о необходимости медицинской помощи;

- необходимо вернуть себе контроль над ситуацией. Панику часто останавливают знания и действия. Иногда для стабилизации внутреннего состояния достаточно предпринять меры профилактики или продумать план действий на случай, если худшие ваши ожидания оправдаются;

- активное «использование техники Cognitive defusion (когнитивное расцепление) – она позволяет отсоединить себя от своих мыслей. Необходимо занять позицию наблюдателя» [2].

Заключение. Таким образом, необходимо отметить, что многие педагоги и специалисты российских школ достойно справляются с трудностями в условиях эпидемии COVID-19. Они находят время в своем напряженном графике, чтобы заняться своим здоровьем, ответственно относятся к своей работе, не ссылаясь на проблемы, всегда приходят на индивидуальную консультацию с обучающимися, делятся своими проблемами и переживаниями, избавляются от негативных эмоций и выделяют конструктивное зерно. Установление и поддержание контактов специалистов образования с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций, в том числе проведение социальных опросов и установочных совещаний по организации психолого-педагогического сопровождения и социальной работе сферы образования в условиях дистанционного режима обучения, выполняют основополагающую роль в нормальном функционировании учреждений образовательного профиля.

 

Список литературы:
1. Кучма В.Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. № 2. 2020. – С. 4-23. 
2. Психологические рекомендации в условиях эпидемии COVID-19 [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/psihologicheskie-rekomendacii-v-usloviyah-epidemii-covid-19-4270932.html (дата доступа: 19.05.2021). 
3. Шурухина Т.Н., Довгаль Г.В., Глухих Е.В., Ключников Д.А. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (дата обращения: 19.05.2021).