Сравнительный анализ характеристики роли косвенного налогообложения Российской Федерации и Федеративной Республики Германии за 2014 - 2016 годы
Секция: Экономика
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Сравнительный анализ характеристики роли косвенного налогообложения Российской Федерации и Федеративной Республики Германии за 2014 - 2016 годы
Важную роль в экономике любой страны и влияние на качество жизни ее граждан играет простота взимания и скрытый характер косвенных налогов. Косвенные налоги – законодательно установленные государством обязательные и относительно регулярные платежи, которые являются одним из источников формирования бюджета страны в целях финансового обеспечения деятельности государства, взымаемые косвенно путем включения в цену товара (работы, услуги).
Правительством нашей страны на начало 2019 года предлагается повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.
Хочется отметить, что НДС проходил уже ряд реформ, в процессе которых он снижался с 28% до 18%. Грядущее повышение налоговой ставки в России дает повод рассмотреть, проанализировать и сравнить опыт системы косвенного налогообложения экономически развитой страны – Германии, так как именно в ней в 1919 году зародился НДС, как фискальный сбор.
Для России и Германии налоги являются основным источником доходов, а информация о происхождении налогов имеет особое значение для налоговых реформ и налоговых оценок.
В Германией налоговая система, имея более 45 налогов, подразделяется по территориальному признаку на общие налоги, федеральные, земельные и налоги общин, в Российской Федерации налоговая система трехуровневая. Имея 14 налогов, она подразделяется на федеральное налогообложение, региональное и местное. И в ней отсутствует характерное для Германии, многоступенчатое, то есть одновременное распределение налоговых поступлений по всем звеньям бюджетной системы. Также имеется различие в налоговых ставках по НДС, так например в России применяются ставки размерами 0%, 10% и 18%, а в Германии – 0%, 7% и 19%. Еще одной отличительной особенностью Германии являются ее прогрессивные ставки на доходы физических лиц.
В статье был проведен сравнительный статистический анализ налоговых систем этих государств, преимущественно анализ косвенных налогов был проведен на основании статистических отчетных данных Российской Федерации и Германии за 2014-2016гг. Данные года были взяты в связи с тем, что статистическая информация по налогам Германии публикуется раз в два года и за 2017 год еще не опубликована.
Для начала проведем анализ соотношения косвенных и прямых налогов за 2014 – 2016 гг.
Таблица 1.
Анализ динамики и структуры прямых и косвенных налогов в Германии за 2014 – 2016 гг. [3]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. € |
% |
млн. € |
% |
млн. € |
% |
% |
|
Налоговые доходы |
643617 |
100,0 |
6732261 |
100,0 |
705791 |
100,0 |
109,7 |
в том числе: |
|
||||||
Прямы налоги |
335968,1 |
52,2 |
3541169,3 |
52,6 |
379009,8 |
53,7 |
112,8 |
Косвенные налоги |
307648,9 |
47,8 |
3191091,7 |
47,4 |
326781,2 |
46,3 |
106,2 |
Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет Германии показал, что в целом за три года налоговые доходы имеют положительную динамику (9,7%). Косвенные налоги в среднем за три года составили 47,2%, это практически половина всех налоговых доходов страны.
Таблица 2.
Анализ динамики и структуры прямых и косвенных налогов России на 2014 – 2016 гг. [2]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
% |
|
Налоговые доходы |
12606342 |
100,0 |
13740353 |
100,0 |
14386060 |
100,0 |
114,1 |
в том числе: |
|||||||
Прямы налоги |
9295285 |
73,7 |
10129362 |
73,7 |
10280696 |
71,5 |
110,6 |
Косвенные налоги |
3311057 |
26,3 |
3610991 |
26,3 |
4105364 |
28,5 |
124,0 |
Поступления от налогов в бюджет России за три года увеличился на 14,1%. В общей структуре налоговых доходов бюджета Российской Федерации косвенные налоги за 2014-2016 года в среднем составили 27%, прямые налоги составляют 73%.
Приведенная динамика структуры налогообложения по России и Германии (таблица №1 и таблица №2) показала, что косвенные налоги в обеих странах играют важную роль в формировании бюджетных доходов государства. Но в Германии они вносят наибольший вклад, так как важность косвенных налогов для Германии заключается в том, что они играют роль практически во всех коммерческих сделках.
Далее проведем сравнительный анализ удельного веса НДС и акцизов в общей структуре налоговых доходов в России и Германии за 2014-2016 гг.
Таблица 3.
Анализ динамики и структуры налоговых доходов Германии за 2014 – 2016 гг. [3]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. € |
% |
млн. € |
% |
млн. € |
% |
% |
|
Всего |
643617 |
100,0 |
673261 |
100,0 |
705791 |
100,0 |
109,7 |
Налог на доходы физических лиц |
213596 |
33,2 |
227471 |
33,8 |
238659 |
33,8 |
111,7 |
Налог на прибыль организаций |
20044 |
3,1 |
19583 |
2,9 |
27442 |
3,9 |
136,9 |
Подоходный налог на проценты и прирост капитала |
7812 |
1,2 |
8259 |
1,2 |
5940 |
0,8 |
76,0 |
Налог на прирост капитала |
17423 |
2,7 |
17945 |
2,7 |
19452 |
2,8 |
111,7 |
Налог на предпринимательство |
43756 |
6,8 |
45737 |
6,8 |
50097 |
7,1 |
114,5 |
поземельный налог |
12691 |
2,0 |
13215 |
2,0 |
13654 |
1,9 |
107,6 |
Налог на страхование |
12046 |
1,9 |
12419 |
1,8 |
12763 |
1,8 |
105,9 |
НДС |
203111 |
31,6 |
209920 |
31,2 |
217089 |
30,8 |
106,9 |
Акцизы, всего |
65904 |
10,2 |
66702 |
9,9 |
65473 |
9,3 |
99,3 |
из них: |
|
||||||
Налог на электричество и энергию |
46396 |
70,4 |
46187 |
69,2 |
46660 |
71,3 |
100,6 |
Налог на табак |
14612 |
22,2 |
14921 |
22,4 |
14186 |
21,7 |
97,1 |
Налог на алкогольную продукцию |
3156 |
4,8 |
3175 |
4,8 |
3149 |
4,8 |
99,8 |
Налог на кофе |
1016 |
1,5 |
1032 |
1,5 |
1040 |
1,6 |
102,4 |
Прочие налоги |
59280 |
9,2 |
52010 |
7,7 |
55222 |
7,8 |
93,2 |
В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес на 2014 – 2016 года составляет НДФЛ (33,6%), затем идет НДС (31,2%), который имеет положительную динамику - 6,9%. После НДС значительную долю занимают акцизы, которые составляют в среднем 9,8%. В структуре по акцизам значительную долю доходов занимает налог на электричество и энергию (70,3%).
Таблица 4.
Анализ динамики и структуры налоговых доходов России за 2014 – 2016 гг. [2]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
% |
|
Всего |
12 606 342 |
100,0 |
13 740353 |
100,0 |
14 386 060 |
100,0 |
114,1 |
Налог на доходы физических лиц |
2 688 688 |
21,3 |
2 591 040 |
18,9 |
3 017 279 |
21,0 |
116,5 |
Налог на прибыль организаций |
2 372 843 |
18,8 |
2 576 061 |
18,7 |
2 770 153 |
19,3 |
116,7 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 836 802 |
22,5 |
2 660 569 |
19,4 |
2 929 408 |
20,4 |
103,3 |
Налог на имущество организаций |
634 585 |
5,0 |
749 239 |
5,5 |
764 544 |
5,3 |
120,5 |
Земельный налог |
175 299 |
1,4 |
163 192 |
1,2 |
176 417 |
1,2 |
100,6 |
НДС |
2 300 681 |
18,3 |
2 366 065 |
17,2 |
2 657 395 |
18,5 |
115,5 |
Акцизы, всего |
1 010 377 |
8,0 |
1 020 909 |
7,4 |
1 297 174 |
9,0 |
128,4 |
из них: |
|||||||
Акцизы на этиловый спирт из всех видов сырья |
714 |
0,1 |
777 |
0,1 |
875 |
0,1 |
122,5 |
Акцизы на нефтепродукты |
379 059 |
37,5 |
285 053 |
27,9 |
449 975 |
34,7 |
118,7 |
Акцизы на алкогольную продукцию |
299 728 |
29,7 |
271 322 |
26,6 |
327 633 |
25,3 |
109,3 |
Прочие налоги |
587 067 |
4,7 |
1 613 278 |
11,7 |
773 690 |
5,4 |
131,8 |
Проанализировав налоговые поступления России за 2014 – 2016 года наибольший удельный вес составил НДПИ (20,8%), далее по зачислению в бюджет денежных средств идет НДФЛ (20,4%). И уже четверным по размеру зачислений является НДС, удельный вес которого составил 18% в общей структуре налоговых доходов. А на удельный вес акцизов пришлось 8,1%.
В отличие от России в Германии вторым по значимости является налог на добавленную стоимость (НДС), он идет после подоходного налога. А в России НДС отводится 4 место в структуре налоговых доходов.
Тенденция роста акцизов в России связана с увеличением продаж нефтепродуктов и алкогольной продукции. В Германии, несмотря на увеличение продаж кофе, и услуг на передачу электроэнергии, наблюдается скачущая тенденция по акцизам с увеличением в 2015 году и падением в 2016 году. Это связано с тем, что цена на бензин в 2016 году опустилась до самого низкого уровня с начала кризисного 2009 года.
Для анализа поступлений с косвенных налогов были рассмотрены доходы по основным видам экономической деятельности.
Таблица 5.
Анализ дохода по основным видам деятельности косвенного налогообложения в Германии за 2014 – 2016 гг. [3]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. € |
% |
млн. € |
% |
млн. € |
% |
% |
|
Всего |
312318 |
100,0 |
317732 |
100,0 |
330576 |
100,0 |
105,85 |
Обрабатывающее производство |
115387 |
36,9 |
117346 |
36,9 |
117720 |
35,6 |
102,0 |
Энергосбережение |
53363 |
17,1 |
52827 |
16,6 |
53222 |
16,1 |
99,7 |
Строительство |
14307 |
4,6 |
14672 |
4,6 |
15069 |
4,6 |
105,3 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и техническое обслуживание |
55949 |
17,9 |
53576 |
16,9 |
62382 |
18,9 |
111,5 |
Транспортировка и хранение |
4527 |
1,4 |
4686 |
1,5 |
4882 |
1,5 |
107,8 |
Гостиницы и рестораны |
3253 |
1,0 |
3379 |
1,1 |
3466 |
1,0 |
106,5 |
Информация и связь |
5574 |
1,8 |
5840 |
1,8 |
6171 |
1,9 |
110,7 |
Финансовая и страховая деятельность |
14035 |
4,5 |
14631 |
4,6 |
14906 |
4,5 |
106,2 |
Операции с недвижимым имуществом |
3336 |
1,1 |
3437 |
1,1 |
3652 |
1,1 |
109,5 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
6236 |
2,0 |
6828 |
2,1 |
7212 |
2,2 |
115,7 |
Здравоохранение и предоставление других социальных услуг |
4231 |
1,4 |
4377 |
1,4 |
4857 |
1,5 |
114,8 |
Остальные виды экономической деятельности |
32120 |
10,3 |
36133 |
11,4 |
37037 |
11,2 |
115,3 |
При анализе доходов по основным видам деятельности за 2014-2016 гг. в Германии за 2014 – 2016 гг. можно заметить, что самый большой налоговый доход идет с обрабатывающего производства, в среднем за три года составила 36,5%, а также с оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, который в структуре имеет в среднем 17,9%. Таким образом на две эти отрасли приходится более 2/3 от общего объема налоговых доходов.
Таблица 6.
Анализ дохода по основным видам деятельности косвенного налогообложения в России за 2014 – 2016 гг. [2]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
% |
|
Всего |
3311201 |
100,0 |
3610390 |
100,0 |
4105510 |
100,0 |
123,9 |
Добыча полезных ископаемых |
243763 |
7,4 |
209775 |
5,8 |
233769 |
5,7 |
95,9 |
Обрабатывающие производства |
1402230 |
42,3 |
1415548 |
39,2 |
1783834 |
43,4 |
127,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
171469 |
5,2 |
208850 |
5,8 |
265018 |
6,5 |
154,6 |
Строительство |
304809 |
9,2 |
299412 |
8,3 |
350632 |
8,5 |
115,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и техническое обслуживание |
298996 |
9,0 |
383972 |
10,6 |
248539 |
6,1 |
83,1 |
Транспортировка и хранение |
270101 |
8,2 |
262816 |
7,3 |
244226 |
5,9 |
90,4 |
Финансовая и страховая деятельность |
88123 |
2,7 |
105499 |
2,9 |
102090 |
2,5 |
115,8 |
Операции с недвижимым имуществом |
376482 |
11,4 |
471599 |
13,1 |
527657 |
12,9 |
140,2 |
Деятельность в области культуры и спорта, организации досуга и развлечение |
33791 |
1,0 |
36636 |
1,0 |
39930 |
1,0 |
118,2 |
Остальные виды экономической деятельности |
121437 |
3,7 |
216283 |
6,0 |
306815 |
7,5 |
252,7 |
В России основными доходными отраслями в структуре по основным видам экономической деятельности является также обрабатывающее производство, на которое приходится в среднем 41,6%. На второе место уходят операции с недвижимостью – 12,5%. Две эти отрасли являются ведущими в России по сбору косвенных налогов.
Проведя сравнительный анализ по видам экономической деятельности, можно сделать следующие выводы:
На фоне изменяющихся показателей косвенных налоговых доходов по основным видам деятельности в России, говорит о нестабильности экономического развития. Показатели экономических видов деятельности Германии в основном имеют тенденцию к росту, что говорит о стабильности налоговой системы в целом.
Исходя из анализа по соотношению косвенных и прямых налогов в Германии, а именно примерно одинаковое их соотношение говорит о налаженной взаимосвязи фискальной и контрольной функций в налоговой системе.
Благодаря многоступенчатой системе налогообложения в Германии, косвенные налоги формируют сразу два или три бюджета, то есть идет сбалансированность налоговой системы.
Несмотря на то, что опыт Германии достаточно сложно адаптировать под российские условия, но все равно можно использовать в отечественном администрировании, что может благоприятно отразиться на экономике России.