Исследование уровня адаптированности студентов первого курса медицинского вуза
Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Исследование уровня адаптированности студентов первого курса медицинского вуза
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Высшее образование наряду с познавательной и трансляционной функциями должно реализовывать и функцию социализации, т.е. создавать условия для формирования личности студента с учетом уникальности и ценности его психологических возможностей. И далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты, почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый образ жизни. В условиях вузовского образования это приводит к хронической неуспеваемости, изменяет направленность развития умственных способностей студентов, истощает нервную систему, и в конечном итоге приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде. Наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста [4, c. 3].
В общебиологическом плане адаптация рассматривается как механизм, обеспечивающий приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям среды. Но, как справедливо отмечает В.Г. Асеев, социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи, общение и т. д.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические [1, с. 9].
Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. Чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах [2].
Адаптация в высшем учебном заведении – это усвоение существующих норм и правил вуза, установление взаимодействия студентов в учебной группе, с преподавателями и сотрудниками вуза. Социальная адаптация студентов в вузе делится на: а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [6, с. 7].
Результатом процесса адаптации является адаптированность. Некоторые авторы понятия «адаптация» и «адаптированность» рассматривают в качестве синонимов. Например, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования».
В нашем исследовании понятие «адаптированность» отражает результативную сторону процесса адаптации. Соответственно, адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов [3]:
1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.
Учреждения высшего образования, понимая значение адаптации бывших школьников к обучению, используют различные формы, средства и методы для ее оптимизации, так как решение вопросов адаптации первокурсников с целью их наиболее быстрого и безболезненного включения в атмосферу вуза, является важным шагом на пути совершенствования учебно-воспитательного процесса [5, c. 42].
Цель исследования – выявить степень адаптированности студентов первого курса к учебной группе и учебной деятельности.
Для исследования уровня адаптированности студентов первого курса УО «Гомельский государственный медицинский университет» нами была использована методика Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».
Результаты студентов обрабатывались по следующим критериям [3]:
- высокий уровень (13–16 баллов) – студент активно участвует в жизни вуза, принимает его нормы и ценности, комфортно себя чувствует в новой среде;
- уровень выше среднего (9–12 баллов), уровень ниже среднего (4–8 баллов) – студент старается участвовать в жизни вуза, частично принимает его нормы и ценности, относительно комфортно себя чувствует в новой среде;
- низкий уровень (менее 4 баллов) – студент не старается участвовать в жизни вуза, не принимает его нормы и ценности, некомфортно себя чувствует в новой среде.
Исследование проводилось в период с ноября по декабрь 2020 года. В нем приняли участие 357 студентов первого курса лечебного факультета Гомельского государственного медицинского университета.
В результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты. По шкале адаптированности к учебной группе студенты первого курса имеют высокий показатель (13,2). Это свидетельствуют о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, при необходимости могут обратиться за помощью, способны проявлять активность и брать инициативу на себя.
По шкале адаптированности к учебной деятельности студенты имеют показатель выше среднего (10,7). Это свидетельствуют о том, что не всем студентам легко осваивать учебные предметы, успешно и в срок выполнять учебные задания, иногда по изучаемым предметам они нуждается в дополнительных консультациях, при необходимости студенты могут обратиться за помощью к преподавателю.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что адаптированность к учебной группе у студентов первого курса выше, чем адаптированность к учебной деятельности. Однако это важный этап в процессе адаптации к будущей профессии, так как психологический комфорт, понимание и поддержка со стороны одногруппников и преподавателей является необходимым условием для успешной реализации студента в учебной деятельности и будущей профессии. И если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, продолжаясь после поступления на работу, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна произойти как можно раньше, поскольку в противном случае возникнут затруднения в актуализации необходимых для успешного обучения и овладения профессией познавательных и личностных ресурсов. Если студент не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании учиться, что повлечет за собой отчуждение от образовательной среды и уход из вуза.