Статья:

Исследование уровня адаптированности студентов первого курса медицинского вуза

Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Федченко Ю.М., Довгая К.И., Зайцева Е.Д. [и др.] Исследование уровня адаптированности студентов первого курса медицинского вуза // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(109). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(109).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 90 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование уровня адаптированности студентов первого курса медицинского вуза

Федченко Юлия Михайловна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Довгая Карина Игоревна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Зайцева Елизавета Дмитриевна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Бондарь Владислав Николаевич
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Трафимчик Жанна Ивановна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель

 

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Высшее образование наряду с познавательной и трансляционной функциями должно реализовывать и функцию социализации, т.е. создавать условия для формирования личности студента с учетом уникальности и ценности его психологических возможностей. И далеко не всей молодежи удается быстро адаптироваться к условиям жесткой реальности студенческой жизни, выбрать верные приоритеты, почувствовать себя частью огромного студенческого социума, сохранить свою индивидуальность и востребованность, вести здоровый образ жизни. В условиях вузовского образования это приводит к хронической неуспеваемости, изменяет направленность развития умственных способностей студентов, истощает нервную систему, и в конечном итоге приводит к обострению старых и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде. Наличие факторов риска максимально затрудняет развитие профессионально важных качеств, навыков и умений в процессе обучения и негативно сказывается на профессиональном становлении будущего специалиста [4, c. 3].

В общебиологическом плане адаптация рассматривается как механизм, обеспечивающий приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям среды. Но, как справедливо отмечает В.Г. Асеев, социальные факторы (производственные и межличностные отношения, социальные связи, общение и т. д.) являются такими же объективными формами воздействия на человека, как и факторы биологические [1, с. 9].

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. Чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах [2].

Адаптация в высшем учебном заведении – это усвоение существующих норм и правил вуза, установление взаимодействия студентов в учебной группе, с преподавателями и сотрудниками вуза. Социальная адаптация студентов в вузе делится на: а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [6, с. 7].

Результатом процесса адаптации является адаптированность. Некоторые авторы понятия «адаптация» и «адаптированность» рассматривают в качестве синонимов. Например, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования».

В нашем исследовании понятие «адаптированность» отражает результативную сторону процесса адаптации. Соответственно, адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов [3]:

1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;

2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;

3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.

Учреждения высшего образования, понимая значение адаптации бывших школьников к обучению, используют различные формы, средства и методы для ее оптимизации, так как решение вопросов адаптации первокурсников с целью их наиболее быстрого и безболезненного включения в атмосферу вуза, является важным шагом на пути совершенствования учебно-воспитательного процесса [5, c. 42].

Цель исследования – выявить степень адаптированности студентов первого курса к учебной группе и учебной деятельности.

Для исследования уровня адаптированности студентов первого курса УО «Гомельский государственный медицинский университет» нами была использована методика Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».

Результаты студентов обрабатывались по следующим критериям [3]:

  • высокий уровень (13–16 баллов) – студент активно участвует в жизни вуза, принимает его нормы и ценности, комфортно себя чувствует в новой среде;
  • уровень выше среднего (9–12 баллов), уровень ниже среднего (4–8 баллов) – студент старается участвовать в жизни вуза, частично принимает его нормы и ценности, относительно комфортно себя чувствует в новой среде;
  • низкий уровень (менее 4 баллов) – студент не старается участвовать в жизни вуза, не принимает его нормы и ценности, некомфортно себя чувствует в новой среде.

Исследование проводилось в период с ноября по декабрь 2020 года. В нем приняли участие 357 студентов первого курса лечебного факультета Гомельского государственного медицинского университета.

В результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты. По шкале адаптированности к учебной группе студенты первого курса имеют высокий показатель (13,2). Это свидетельствуют о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, при необходимости могут обратиться за помощью, способны проявлять активность и брать инициативу на себя.

По шкале адаптированности к учебной деятельности студенты имеют показатель выше среднего (10,7). Это свидетельствуют о том, что не всем студентам легко осваивать учебные предметы, успешно и в срок выполнять учебные задания, иногда по изучаемым предметам они нуждается в дополнительных консультациях, при необходимости студенты могут обратиться за помощью к преподавателю.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что адаптированность к учебной группе у студентов первого курса выше, чем адаптированность к учебной деятельности. Однако это важный этап в процессе адаптации к будущей профессии, так как психологический комфорт, понимание и поддержка со стороны одногруппников и преподавателей является необходимым условием для успешной реализации студента в учебной деятельности и будущей профессии. И если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, продолжаясь после поступления на работу, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна произойти как можно раньше, поскольку в противном случае возникнут затруднения в актуализации необходимых для успешного обучения и овладения профессией познавательных и личностных ресурсов. Если студент не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании учиться, что повлечет за собой отчуждение от образовательной среды и уход из вуза.

 

Список литературы:
1. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В.Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности: сборник научных трудов. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического института, 1986. – 32 с.
2. Григорян, Э.Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе / Э.Г. Григорян // Культура и образование. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru.// (Дата обращения 29.11.2020).
3. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.psyedu.ru/ (Дата обращения 25.11.2020).
4. Кириллова, C.C. Формирование психофизической готовности старшеклассников группы социального риска к обучению в вузе / C.C. Кириллова. Москва : ВНИИФК, 2008. – 24 с.
5. Лахтин, А.Ю. Теоретические основы проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры: монография / А.Ю. Лахтин. – Бийск: изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2014. – 82 с.
6. Редько, Л.Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие / Л.Л. Редько, Ю.А. Лобейко. – Москва : Илекса, 2008. – 296 с.