ВНЕДРЕНИЕ ЯПОНСКОЙ «СИСТЕМЫ 5S» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НЕРЮНГРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Секция: 4. Медицинские науки
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ВНЕДРЕНИЕ ЯПОНСКОЙ «СИСТЕМЫ 5S» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НЕРЮНГРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Проблема, которую мы считаем приоритетной в исследовании – это влияние неправильной организации рабочего места студента на его профессиональную подготовку и состояние здоровья.
В 2014 году было проведено социологическое исследование методом анкетирования с целью выявления условий организации рабочего места студентов в домашних условиях. Респондентами выступили 60 студентов II и III курсов Нерюнгринского медицинского колледжа. В ходе исследования мы пришли к следующим результатам: 58% респондентов не имеют своего рабочего места в домашних условиях; 50% из них выполняют домашние задания за кухонным столом; 52% ответили, что у них имеется нарушение осанки; 45% беспокоят боли в области поясничного отдела позвоночника; 42% выполняют домашние задания (СРС), слушая музыку; 50% студентов не уделяют должного времени на выполнение СРС (что не соответствует установленным 3 часам, предусмотренным по ФГОС СПО).
Анализ анкетирования показал, что 37% студентов, которые рационально организуют свое рабочее место в домашних условиях, имеют высокие средние баллы по показателям учебы – 4,4 балла, чем другие студенты – 3,4 балла.
С января 2014 года мы попытались внедрить в учебный процесс «Систему 5S» по подготовке к СРС в домашних условиях, которая была разработана Тайити Оно в Японии на заводе «Тойота» для организации «Бережливого производства». Она состоит из 5 направлений: Сэири (整理) «сортировка»; Сэитон (整頓) «соблюдение порядка»; Сэисо (清掃) «содержание в чистоте»; Сэикэцу (清潔) «стандартизация»; Сицукэ (躾) «совершенствование».
Для ее внедрения в колледже проводились беседы, выпускались стенгазеты, брошюры о том, как надо правильно организовывать свое рабочее место в домашних условиях по «Системе 5S», а также по правильному подбору типа освещения, цветового решения и окружающего звукового фона помещения.
В январе 2016 года мы повторно провели исследование среди студентов, в результате которого получили позитивные результаты по сравнению с 2014 годом: количество студентов, которые стали применять «Систему 5S» для организации своего рабочего места увеличилось на 30%; общий средний балл показателей учебы экспериментальной группы повысился с 4,4 балла на 4,6, а контрольной группы с 3,4 балла на 3,7; внедрение «Системы 5S», правильный выбор типа освещения, цветового решения и окружающего звукового фона помещения при организации рабочего места также способствовали улучшению здоровья студентов (по мнению опрошенных заметно снизились боли в области позвоночника, и улучшилась их осанка).
Были разработаны практические рекомендации, которые помогут рационально организовать свое рабочее место в соответствии с «Системой 5S», а также правильно подобрать мебель согласно ГОСТ 11015-93, 11016-93, тип освещения, цветовое решение и звуковой фон помещения в домашних условиях. Для наглядности и визуализации рационально организованной комнаты студента в домашних условиях был изготовлен объемный макет.