ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА)
Секция: 5. Сельскохозяйственные науки
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРОНЕЖА)
Зеленые насаждения играют важную роль в условиях городской среды. Они изменяют мезо- и микроклимат, сохраняют влажность, очищают воздушную среду, создают ее комфортность. В городе Воронеж степень озеленения районов различна и чаще всего меньше нормы. Так степень озеленения территории Центрального района должна составлять 186 га. В Советском районе озелененная площадь на 234,6 га, в Коминтерновском на 404,7 га, в Ленинском на 220,8 га, в Железнодорожном на 206,1 га, в Левобережном на 253,0 га меньше нормы озелененных территорий [1, 317]. Поэтому необходимо проводить мероприятия по озеленению объектов различного функционального назначения.
Объектом исследования послужила территория детской школы искусств №2. По системе озеленения территория школы относится к внутригородским объектам, по функциональному назначению - ограниченного пользования [2, 10]. Школа расположена в Советском районе города Воронеж. Ее территория с севера прилегает к Детскому садику №34, с запада - окружена жилыми домами, а с востока и юга – автомобильной дорогой.
Территория этого типа школ должна представлять собой декоративный сад с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами. На участках должны быть предусмотрены площадки для занятий на пленере. Насаждения проектируются в виде одиночных крупных растений и живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников. Возможно устройство спортивной игровой площадки.
В ходе исследования территории школы была выполнена ландшафтно-экологическая оценка, включающая определение типа пространственной структуры, оценку состояния насаждений, санитарно-гигиенической и эстетической оценок. По результатам исследований разработано функциональное зонирование и запроектированы мероприятия по озеленению и благоустройству в каждой зоне.
Состояние деревьев визуально определяется по сумме основных биоморфологических признаков [3, 62]. На территории объекта произрастают следующие виды деревьев и кустарников: акация белая, береза повислая, липа мелколистная, тополь пирамидальный, вяз приземистый, груша иволистная, рябина обыкновенная и спирея японская. Их состояние можно разделить на две группы: первая – 60 % - составляют ослабленные деревья (крона у них разрежена, прирост уменьшен, но не более чем на половину, отдельные ветви засохли); вторая – 40 % - сильно ослабленные (крона у таких насаждений ажурная, прирост слабый, менее половины обычного, наблюдается усыхание до 2/3 части кроны). Таким образом, состояние насаждений можно оценить как удовлетворительное, вырубка не рекомендуется. Необходимо рекомендовать более разнообразный ассортимент древесно-кустарниковых пород.
Соотношение типа пространственной структуры на объекте делится следующим образом: 40% территории занимает здание школы; 25% - открытая местность; 35% - насаждения. Таким образом, тип пространственной структуры полуоткрытый.
Санитарно-гигиеническая оценка территории соответствует 2 классу, с суммой коэффициентов 8 -10. Объект по эстетической оценке относится ко второму классу, так как участок в сравнительно хорошем состоянии, шум периодический или отсутствует.
На территории школы были выделены следующие зоны: спортивная, учебно-опытная, хозяйственная и зона отдыха.
На территории спортивной зоны рекомендуем размещение площадки для физических занятий детей, которую следует защитить от палящего солнца при помощи насаждений в виде ландшафтной группы, состящей из березы пушистой, ели обыкновенной «Aurea», пихты одноцветной «Violacea» и туи западной «Woodward».
Учебно-опытная зона запроектирована в северно-западной части пришкольной территории, по периметру которой рекомендуем живую изгородь из ирги канадской. Для занятий в теплое время года там будут оборудованы места для рисования на планшетах, столики для лепки, а также небольшой подиум для позирования и занятий актерским мастерством.
Зона тихого отдыха занимает наибольшую территорию, так как обострение экологических проблем и связанное с ними ухудшение здоровья населения заставляет все активнее вести поиски форм и методов оздоровления городской среды. Самым мощным «оздоровителем» принято считать зеленый наряд, который не только поставляет кислород, но и очищает воздух от пыли, газов, бактерий, берет на себя ветровые и шумовые потоки, дарит тень, прохладу и просто радует глаз. В этой зоне рекомендуем следующий ассортимент: айва японская, акация желтая, береза пушистая, дерен белый, ель обыкновенная «Aurea», клен остролистный, можжевельник обыкновенный «Bruns», пихта одноцветная «Violacea», сосна горная «Ophir», туя западная «Woodward» и чубушник венечный.
Зона хозяйственного назначения запроектирована в северо-восточной части, примыкающей к детской школе искусств. Представляет собой небольшую постройку для садового инвентаря, с помощью которого можно будет без труда ухаживать и сохранять в привлекательном виде пришкольную территорию.
Ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений проектируем с учетом устойчивости к данным условиям произрастания, обладающие высокими декоративными и оздоровительными качествами. В посадочной ведомости представлены количество и площадь компонента озеленения (табл. 1).
Таблица 1.
Посадочная ведомость
п/п |
Наименование растений |
Площадь компонента озеленения, м2 |
Количество растений, шт |
Вид посадки |
||
Деревья |
Кустарники |
Цветы |
||||
1 |
Айва японская |
8 |
- |
2 |
- |
Солитер |
2 |
Акация желтая |
1 |
- |
1 |
- |
Солитер |
3 |
Береза пушистая |
32 |
8 |
- |
- |
Ландшафтная группа |
4 |
Дерен белый |
24 |
- |
6 |
- |
Ландшафтная группа |
5 |
Ель обыкновенная «Aurea» |
24 |
6 |
- |
- |
Ландшафтная группа |
6 |
Ирга канадская |
100 |
- |
100 |
- |
Живая изгородь |
7 |
Клен остролистный |
4 |
1 |
- |
- |
Солитер |
8 |
Можжевельник обыкновенный «Bruns» |
80 |
- |
20 |
- |
Аллельная посадка |
9 |
Пихта одноцветная «Violacea» |
32 |
8 |
- |
- |
Ландшафтная группа |
10 |
Сосна горная «Ophir» |
16 |
- |
4 |
- |
Ландшафтная группа |
11 |
Туя западная «Woodward» |
16 |
4 |
- |
- |
Ландшафтная группа |
12 |
Чубушник венечный |
28 |
- |
7 |
- |
Ландшафтная группа |
13 |
Хоста |
0,9 |
- |
- |
6 |
Миксбордер |
14 |
Очиток |
0,3 |
- |
- |
3 |
Миксбордер |
15 |
Лиатрис |
0,2 |
- |
- |
2 |
Миксбордер |
16 |
Тюльпан |
0,7 |
- |
- |
7 |
Миксбордер |
17 |
Пион |
0,3 |
- |
- |
3 |
Миксбордер |
18 |
Вербейник точечный |
0,1 |
- |
- |
1 |
Миксбордер |
19 |
Герань корневищная |
0,5 |
- |
- |
5 |
Миксбордер |
20 |
Гайлардия |
0,1 |
- |
- |
1 |
Миксбордер |
21 |
Крокус |
1 |
- |
- |
10 |
Миксбордер |
После запроектированных мероприятий по благоустройству и озеленению составляем баланс территории объекта, который показывает соотношение планировочных элементов и пространственной структуры объекта, а также служит для определения площади дорог и площадок, водоемов, сооружений и насаждений. Площадь территории, занимаемая деревьями, кустарниками и цветниками устанавливается по площади посадочных мест. Данные показатели отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Баланс территории
Наименование элементов |
Занимаемая площадь |
||||
До проектирования |
После проектирования |
||||
м2 |
% |
м2 |
% |
||
Насаждения: |
|
|
|
|
|
Деревья |
одиночные |
16 |
0,18 |
20 |
0,22 |
|
Группы |
112 |
1,25 |
138 |
1,53 |
|
Аллеи |
64 |
0,72 |
64 |
0,72 |
Кустарники |
одиночные |
2 |
0,02 |
11 |
0,12 |
|
Группы |
- |
- |
68 |
0,76 |
|
Живые изгороди |
20 |
0,22 |
120 |
1,33 |
Цветники |
|
4 |
0,04 |
8,1 |
0,09 |
Газоны |
|
5082 |
56,47 |
4827,5 |
53,64 |
МАФ |
|
- |
- |
34,4 |
0,39 |
Водоемы |
|
- |
- |
9 |
0,1 |
Дороги |
|
100 |
1,1 |
100 |
1,1 |
Сооружения |
|
3600 |
40,0 |
3600 |
40,0 |
ИТОГО |
9000 |
100 |
9000 |
100 |
Запроектированные ландшафтные группы, солитеры, аллельные посадки, живая изгородь, миксбордер, установка малых архитектурных форм на территории школы улучшат санитарно-гигиенические и эстетические качества, микроклиматические условия и повысят ценность данной территории по отношению к системе озеленения района и самого города.