АНАЛИЗ АССОЦИАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ
Секция: 4. Медицинские науки
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
АНАЛИЗ АССОЦИАЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ У СТУДЕНТОВ
В современном мире тревожные расстройства являются одними из самых распространенных нарушений психического здоровья людей, о чем говорят результаты исследований ВОЗ [8]. Только за 2010 год они были выявлены у 14 % населения развитых стран [7].
Тревожность рассматривается как состояние эмоционального дискомфорта и характеризуется переживаемыми эмоциями напряжения, страха и нервозности, что сопровождается различными вегетативными реакциями и возникает в сложных, стрессовых ситуациях [3].
Согласно некоторым литературным данным, повышенная тревожность влияет на познавательные процессы путем усиления концентрации внимания на наиболее важных предметах в данный момент времени. При этом игнорируется информация, не имеющая значения для индивида [6]. Как следствие, это может оказывать влияние на интеллектуальную деятельность.
Показатели интеллектуального развития являются важной характеристикой современного человека. Установлено, что уровень интеллекта имеет позитивную корреляцию с обучаемостью, достижениями в образовании, профессиональным ростом и социальным поведением [2].
Согласно теории, Р. Кеттела, интеллект имеет две большие подструктуры: невербальный и вербальный интеллект. Невербальный интеллект функционирует с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Вербальный интеллект функционирует с опорой на накопленные знания. Невербальный интеллект не изменяется с течением времени и имеет значительную обусловленность наследственными факторами (h2 = 0,71) [4]. Вербальные способности развиваются в течение жизни и имеют зависимость от возраста.
Таким образом, целью настоящего исследования явилась оценка влияния уровня ситуативной и личностной тревожности на показатели невербального и вербального интеллекта.
Методы исследования. Группой испытуемых послужила выборка, состоящая из 120 студентов в возрасте от 19 до 22 лет.
Определение уровня тревожности проводилось с помощью методики, разработанной Ч.Д. Спилбергером и адаптированной Ю.Л. Ханиным. Методика включает 2 части по 20 вопросов каждая. Первый блок определяет уровень тревожности человека в момент тестирования (ситуативная тревожность (СТ)), а задания второго блока определяют уровень тревожности человека в обычной обстановке (личностная тревожность (ЛТ)). Результаты обрабатываются по соответствующему ключу и подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Полученная сумма позволяет судить об уровне тревожности: до 30 баллов − низкий уровень; 31–44 − умеренный уровень; 45 и более − высокий уровень [3].
Определение уровня невербального интеллекта проводилось при помощи культурно-свободного теста Р. Кеттела. Тест содержит две части, каждая из которых состоит из четырех субтестов. Задания имеют графическую форму, и их выполнение ограничено по времени. Средняя норма невербального IQ составляет диапазон от 90 до 110 баллов. Показатели выше нормы говорят об одаренности индивида, ниже – об умственной отсталости (Денисов, 1996).
Определение уровня вербального интеллекта проводилось с использованием вербального теста Г. Айзенка. Методика содержит 50 заданий на построение различных словесных конструкций. Тест имеет ограничение по времени и оценивается путем сверки ответов с ключом. Затем производится построение графика, по одной оси которого откладывается количество правильных ответов, по другой – баллы IQ. Средняя норма вербального IQ составляет диапазон от 100 до 130 баллов [1].
Статистический анализ данных проводился с использованием таблицы сопряженности 2x2 с поправкой Йетса на непрерывность критерия X2.
Результаты и обсуждение. В ходе добровольного психологического тестирования были выявлены следующие закономерности. По шкале ситуативной тревожности средние показатели встречались с частотой 67,28 %, высокие показатели с частотой 22,84 %, низкие – 9,88 %. По шкале личностной тревожности средние показатели выявлены у 58,39 % испытуемых, высокие показатели – у 34,16 %, низкие – 7,45 %.
Средние арифметические показатели как невербального, так и вербального интеллекта в исследуемой выборке составили 116 баллов. Показатели невербального и вербального интеллекта, находящиеся в пределах нормы и выше, встречаются у 92 % и 90 % студентов соответственно.
Для проведения статистического анализа вся выборка была разделена на 4 группы в соответствии с уровнем ситуативной и личностной тревожности, а также показателями вербального и невербального интеллекта. Результаты попарного сравнения экспериментальных групп представлены в таблицах 1–2.
Таблица 1.
Распределение показателей вербального интеллекта в группах лиц с высокими и низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности
|
СТ (частоты, %) |
ЛТ (частоты, %) |
||
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
|
Низкие показатели вербального IQ |
8,57 |
10,53 |
17,65 |
6,06 |
Высокие показатели вербального IQ |
20,00 |
15,79 |
23,53 |
18,18 |
X2 |
0,2448 |
1,4049 |
||
p |
0,6211 |
0,2368 |
* p – уровень значимости
При сравнении распределения показателей вербального интеллекта в группах лиц с различными уровнями ситуативной и личностной тревожности статистически значимых различий не было выявлено. Данный результат может свидетельствовать об отсутствии влияния тревожности на показатели вербального интеллекта.
Таблица 2.
Распределение показателей невербального интеллекта в группах лиц с высокими и низкими уровнями ситуативной и личностной тревожности
|
СТ (частоты, %) |
ЛТ (частоты, %) |
||
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
|
Низкие показатели невербального IQ |
9,52 |
7,32 |
18,52 |
3,22 |
Высокие показатели невербального IQ |
59,52 |
65,85 |
51,85 |
61,29 |
X2 |
0,1928 |
9,8001* |
||
p |
0,6610 |
0,0026* |
* p – уровень значимости
При сравнении показателей невербального интеллекта в группах лиц с различными уровнями ситуативной и личностной тревожности было выявлено статистически значимое увеличение доли высоких показателей невербального IQ в группе лиц с высоким уровнем личностной тревожности (X2 = 9,8001; р = 0,0026). Это может быть связано с тем, что уровень личностной тревожности является относительно постоянным и в большей степени влияет на физиологические процессы, чем ситуативная тревожность. Предполагается, что невербальный интеллект в большей степени коррелирует с уровнем тревожности (ЛТ), поскольку имеет большую физиологическую и наследственную природу, чем вербальный интеллект. Отсутствие влияния тревожности на показатели вербального интеллекта могут быть связаны с динамическим характером данного признака. Вербальный интеллект, в отличие от невербального, не изменяется с течением жизни и зависит от большего числа факторов, в том числе от возраста и образования индивида, которые только предстоит изучить.
Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о влиянии тревожности на показатели интеллекта. Было выявлено, что показатели невербального интеллекта прямо пропорциональны уровню личностной тревожности. Это также подтверждает данные о том, что тревожность улучшает концентрацию внимания и, как следствие, познавательные способности.
Список литературы:
- Айзенк Г. Вербальный тест интеллекта (Тест IQ) // Альманах психологических тестов – М., 1995. С. 35–46.
- Александров А.А. Психогенетика. Учебное пособие // СПб.: Питер, 2010. –192 с.
- Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум // Красноярск: Литера-принт, 2009. – С. 215–222.
- Гумерова О.В. Генетическая обусловленность показателей интеллектуальной деятельности человека // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. биол. Наук (03.00.15). – Уфа, 2007 – 23 с.
- Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттела (Руководство по использованию) // СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.
- Broadbent D.E., Broadbent M.H. Anxiety and attentional bias: State and trait // Cognition and Emotion, 1988. – Vol. 2. – P. 165–183.
- Griebel G., Holmes A. 50 years of hurdles and hope in anxiolytic drug discovery // Nat Rev Drug Discov, 2013. – Vol. 12. – № 9. – P. 667–87.
- Kessler R.C., Aguilar-Gaxiola S., Alonso J. The WHO World Mental Health (WMH) Surveys // Psychiatrie (Stuttg), 2009. – Vol. 6. – № 1. – P. 5–9.