МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ЙОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРЕПАРАТЫ В АПТЕКАХ г. ОРЕНБУРГА
Секция: 4. Медицинские науки
XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ЙОДСОДЕРЖАЩИЕ ПРЕПАРАТЫ В АПТЕКАХ г. ОРЕНБУРГА
В настоящее время наблюдается количественное увеличение заболеваний, связанных с дефицитом такого важного микроэлемента, как йод. Одним из заболеваний, связанным с дефицитом йода, является эндемический зоб. Данное заболевание развивается в регионах с пониженным содержанием йода в продуктах питания. Некоторые районы Оренбургской области входят в их число. В связи с этим изучение лекарственных препаратов, способных восполнять недостающий организму йод, является актуальным для нашего региона.
Эндемический зоб — это заболевание щитовидной железы, при котором происходит ее гиперплазия, вследствие дефицита йода [2].
Причинами дефицита йода, помимо низкого содержания в продуктах питания, могут быть:
1. Врожденные патологии щитовидной железы;
2. Недостаточность всасывания йода в кишечнике;
3. Взаимодействие с некоторыми лекарственными препаратами [1].
Симптомы эндемического зоба:
· Головные боли;
· Снижение работоспособности;
· Повышенная утомляемость;
· Сухой кашель;
· Затруднение глотания и дыхания [3].
Изучение препаратов йода в областях с дефицитом йода в продуктах питания является важной задачей. Современная фармацевтическая промышленность предлагает немалый ассортимент препаратов, содержащих йод. Необходимо лишь сделать правильный выбор при приобретении препарата.
Цель работы: изучить препараты йода по данным научной литературы, выявить лидеров спроса среди препаратов данной группы и определить сезонности их продаж в г. Оренбурге.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной группе препаратов.
2. Провести сравнительное маркетинговое исследование.
3. Определить сезонность продаж.
Объекты исследования: препараты, содержащие в своем составе йод.
Методы исследования: анкетирование сотрудников аптечных сетей г. Оренбурга и анализ полученных данных.
Место проведения исследования — аптеки г. Оренбурга («Имплозия», «ФК» «Оренлек», «Мега аптека», «Провизор», «Оренфлора»).
Результаты собственного исследования.
По данным собственного исследования с применением опросного метода установлено, что наиболее востребованными йодсодержащими препаратами в аптеках г. Оренбурга являются:
1. Йодбаланс (предпочитают 41 % опрошенных).
2. Йодомарин (предпочитают 32 % опрошенных).
3. Калия йодид (предпочитают 20 % опрошенных).
4. Йод-актив (предпочитают 5 % опрошенных).
В таблице 1 представлены цены на исследуемые препараты в основных аптечных сетях г. Оренбурга.
Таблица 1.
Цены на йодсодержащие препараты в основных аптечных сетях г. Оренбурга
Препарат и дозировка |
Цена в аптечной сети г. Оренбурга |
||||
Имплозия |
Оренлек |
Мегааптека |
Провизор |
Оренфлора |
|
Калия йодид 200 мг |
102 р. 60 к. |
109 р. 00 к. |
106 р. 00 к. |
112 р. 00 к. |
113 р. 00 к. |
Йодомарин 200 мг |
50 шт. — 125 р. 60 к. 100 шт. — 298 р. 00 к. |
50 шт. — 130 р. 50 к. 100 шт. — 202 р. 50 к. |
50 шт. — 128 р. 00 к. 100 шт. — 201 р. 50 к. |
50 шт. — 140 р. 00 к. 100 шт. — 219 р. 00 к. |
50 шт. — 138 р. 00 к. 100 шт. — 209 р. 00 к. |
Йодбаланс 200 мг |
170 р. 00 к. |
173 р. 00 к. |
176 р. 00 к. |
189 р. 00 к. |
178 р. 00 к. |
Йод-актив 100 мг |
100 р. 00 к. |
110 р. 00 к. |
114 р. 00 к. |
125 р.40 к. |
117 р. 50 к. |
В результате проведенного исследования выявлена сезонность продаж йодсодержащих препаратов в аптечных сетях г. Оренбург. Результаты исследования количества проданных упаковок препаратов йода в различные сезоны года представлены на диаграмме (Рисунок 1).
Рисунок 1. Количество проданных препаратов йода в различные сезоны года
Как видно на рисунке 1, в летний период отмечается падение спроса, а наибольший спрос на йодсодержащие препараты отмечается в осенний и весенний периоды. Зимний период года занимает промежуточное положение.
Предположительно падение спроса в летний период может быть связано с сезоном отпусков, при котором нет необходимости в покупке препаратов йода. Соответственно спрос на них возрастает при окончании этого сезона, т. е. осенью. Весной увеличение спроса вызвано общим состоянием гиповитаминоза, при котором население, стремясь восполнить недостаток витаминов в пище, покупает помимо витаминов препараты йода.
Выводы:
1. При одинаковом ассортименте препаратов йода, самые доступные цены наблюдаются в ООО «Имплозия».
2. При исследовании спроса на препараты йода была выявлена сезонность продаж данных препаратов. Наблюдается увеличение спроса в осенний и весенний период. Уменьшение спроса в зимний период и заметное падение спроса в летний период.
Список литературы:
1. Герасимов Г.А., Свириденко Н.Ю. Йододефицитные заболевания в России. Простое решение сложной проблемы. — М., Адамантъ, 2012. — 123 с.
2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Эндокринология (учебник для студентов медицинских вузов). — М. Медицина, 2010. — 65 с.
3. Фадеев В.В., Мельниченко Г.А. Гипотиреоз (руководство для врачей). — М., «РКИ Северо пресс», 2012. — 157 с.