ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Секция: 4. Медицинские науки
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При современном ритме жизни, когда дети много времени проводят за электронными устройствами, мало выходят на свежий воздух и двигаются, носят некачественную обувь, проблема плоскостопия становится все более актуальнее. Профилактические медицинские обследования стопы начинают проводить с семи лет, при поступлении в школу, а ведь проблема деформации стопы проявляется гораздо ранее. Большинство родителей не замечают этих изменений, не знают о последствиях плоскостопия и, соответственно, не занимаются профилактикой этого заболевания с раннего возраста.
Целью моего исследования было разработать меры по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста и информировать родителей. Данная тема касается здоровья человека, в данном случае детей, а значит должна обратить на себя внимание.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- провести плантографию с целью выявления плоскостопия у детей дошкольного возраста;
- разработать меры по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста;
- обучить родителей мерам по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата.
Плоскостопие бывает четырех видов — травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое.
Травматическое плоскостопие является следствием переломов костей стопы и голеностопного сустава, так же сюда входят неправильно сросшиеся переломы костей стопы, повреждения мягких мышечных тканей и связок.
Паралитическое плоскостопие возникает после перенесенного полиомиелита, инсульта, черепно-мозговых травм. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц.
Рахитическое плоскостопие развивается после перенесенного рахита, который нарушает нормальное формирование костей стоп, кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузок, при ослаблении мышц и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.
Статическое плоскостопие является самым частым и возникает в результате слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Здесь причинами могут быть: увеличение массы тела, наследственность, работа в положении стоя, физиологическое старение, длительные нагрузки, отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и ношение нерациональной обуви.
Нарушения стопы могут привести к искривлению опорных костей, сопровождающихся сильными болями в области поясницы, в области тазобедренных, коленных, голеностопных суставов. Помимо искривлений и болей происходит нарушение организма в целом: из-за искривления костей ног формируется неправильная походка, из-за деформации позвоночника начинают страдать внутренние органы, которые начинают испытывать недостаток кислорода и, в итоге нарушаются их функции. У людей, страдающих плоскостопием, раньше, чем у других развивается остеохондроз (дистрофические нарушения в суставных хрящах, чаще в межпозвоночных дисках) и деформирующий артроз (заболевание суставов). Чаще всего деформация позвоночника приводит к сколиозу, по статистике в 90 % плоскостопие и сколиоз встречаются одновременно.
Но все это можно предотвратить, если вовремя диагностировать стопу и принять определенные меры.
Сама диагностика заключается в осмотре ребенка врачом-ортопедом, выполнении рентгена, или плантографии.
Плантография является самым простым способом выявления плоскостопия, ее можно сделать, не имея плантограф, в домашних условиях, используя лист бумаги формата А4, жирный крем или гуашь, карандаш и линейку. Для этого необходимо усадить ребенка на стул так, чтобы его колени были согнуты под прямым углом. Нанести на подошву крем или гуашь и поставить ноги на лист бумаги, лежащий на полу, встать на обе ноги, равномерно распределяя вес, задержаться на несколько секунд и после этого сесть. Оценить отпечаток стопы следующим образом: от центра пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальца (в норме, отпечаток не должен выходить за эту линию).
Используя плантограф, нами было обследовано 150 детей муниципального дошкольного учреждения № 14 г. Белореченска младших групп, средних, старших и подготовительных, от трех до семи лет.
Обследование показало, что 33 человека были здоровы, 63 ребенка имели плоскостопие первой степени, у 33 человек выявлено плоскостопие второй степени, обследование 21 ребенка показало третью степень плоскостопия, причем с возрастом количество детей с выраженным плоскостопием увеличивается (это, хорошо видно в процентном соотношении).
В младшей (3—4 года) группе количество детей с плоскостопием третьей степени равно 12 %; в средней (4—5 лет) — 13 %; в старшей (5—6 лет) — 14 %; в подготовительной группе (6—7 лет) — 15 %. Конечно, в возрасте от трех до четырех лет стопа только формируется, и у многих детей этого возраста плоскостопие может уйти, но, у некоторых оно может развиваться дальше, поэтому профилактику нужно начинать уже с этого возраста, к чему и призываются родители.
Выступая на родительских собраниях, мы информировали родителей о результатах проведенного обследования, о мерах профилактики и лечения: в ношении удобной обуви, выполнении различных упражнений, массаже и контрастных ванночках.
Теперь подробнее, в чем же заключается профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Обувь.
Любая обувь должна иметь невысокий каблук, легко сгибаться при ходьбе. Задник должен поддерживать пятку и задний сегмент свода. Очень важно, чтобы на подошве был супинатор, который предотвращает пронацию стопы. Ни в коем случае нельзя, чтобы дети донашивали чужую обувь, так как у каждого человека индивидуальная стопа и своя походка, это может сильно сказаться на формировании. Желательно, чтобы обувь была из натуральной кожи. Так же существует множество различных стелек с супинатором, которые значительно снижают нагрузку с ног.
Были продемонстрированы следующие упражнения: ходьба на носочках; приседания; ходьба по песку или по камушкам; лазанье по лесенке босыми ножками; катание мячика стопами; хождение по веревочке; хождение на носочках и на пяточках; пытаться одевать на ногу другой ногой одежду; сворачивание и разворачивание коврика, лежащего на полу; поднятие с пола различных предметов; катание скалки по полу подошвой ног.
Массаж.
Массировать стопу необходимо поглаживая и растирая круговыми движениями большими пальцами или тыльной поверхностью согнутых пальцев. Подошвенную поверхность стопы нужно массировать от пальцев к пятке, причем, не только саму стопу, но и голень и бедра. Массаж лучше всего делать на ночь, чтобы после него ребенок мог остыть под одеялом и отдохнуть.
Так же немалое значение имеют контрастные ванночки. Для этого потребуется два таза с водой, в одном горячая вода примерно 40—42 градуса, с добавлением различных ароматических масел, соли для ванн, соды, либо отвары различных трав, а в другом холодная: 20—23 градуса и начиная с горячего таза попеременно держать ноги 1—2 минуты, три — четыре раза, перед сном.
Всем родителям мы раздали плантограммы их детей для того, чтобы с возрастом наблюдать в динамике формирование стопы, а также им были предложены памятки по правилам проведения упражнений и массажа детей.
Самое главное, к чему мы призывали родителей, это обращать внимание на стопы своих детей, на их походку и осанку, на обувь, которую они выбирают для своих детей, делать своевременную плантографию профилактический массаж и упражнения.