ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДЖЕНЕРИКОВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Секция: 4. Медицинские науки
XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДЖЕНЕРИКОВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Целью данной работы было определение осведомленности медицинских работников в области лекарственных препаратов.
Для проведения исследования нами была разработана анкета, с помощью которой было опрошено150 медицинских работников, из них 19 — провизоров, 20 — фармацевтов, 79 — врачей, 11 — научных сотрудников, 21 — медицинских сестер. По половому признаку респонденты распределились: 11 мужского пола, 139 женского пола. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП “Statistika 5.5 forWindows”.
Результаты исследования.
Среди опрошенных считают, что знают, что такое оригинальный препарат и дженерик 94,7 % — провизоров и 100,0 % — фармацевтов, 97,5 % врачей, 90,9 % — научных сотрудников и 90,5 % — медицинских сестер.
Однако, отвечая на вопрос, что такое дженерик, правильно отвечали, что это копии оригинальных препаратов меньшее число врачей, научных сотрудников и медицинских сестер (рис. 1).
Рисунок 1. Осведомленность медицинских работников
Считают, что дженерики отличаются по цене 73,7 % — провизоров, 65 % — фармацевтов, 73,4 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Считают, что они отличаются по торговому названию 63,2 % — провизоров, 60,0 % — фармацевтов, 60,8 % — врачей, 45,5 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Отвечали, что отличаются по вспомогательным веществам 73,7 % — провизоров, 80,0 % — фармацевтов, 44,3 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Считают, что дженерик и оригинальный препарат отличаются по эффективности лечебного эффекта 47,4 % — провизоров, 70,0 % — фармацевтов, 54,4 % — врачей, 36,4 % — научных сотрудников, 52,4 % — медицинских сестер. Неправильно считают, что дженерик отличается от оригинального препарата по международному непатентованному названию 10,5 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 7,6 % — врачей, 18,2 %— научных сотрудников, 4,8 % — медицинских сестер (рис. 2).
Рисунок 2. Осведомленность в области отличия дженериков от оригинальных препаратов
Для получения информации о дженериках 68,4 % — провизоров, 65,0 % — фармацевтов, 49,4 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 0,0 % — медицинских сестер используют справочную литературу. Из интернета получают информацию 31,6 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 40,5 % — врачей, 54,5 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Считают, что можно получить информацию из инструкции к препарату 26,3 % — провизоров, 50,0 % — фармацевтов, 43,0 % — врачей, 36,4 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Пользуются другими источниками 10,5 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 16,5 % — врачей, 9,05 % — научных сотрудников, 14,3 % — медицинских сестер (рис. 3).
Рисунок 3. Используемые источники информации
Известно, что синонимы лекарственных препаратов — препараты с одинаковым действующим веществом. Так считают 89,5 % — провизоров, 95,0 % — фармацевтов, 73,4 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 61,9 % — медицинских сестер. Неверно считают, что препараты с разным действующим веществом — синонимы. Так считают 10,5 % — провизоров, 0,0 % — фармацевтов, 6,3 % — врачей, 18,2 % — научных сотрудников, 0,0 % — медицинских сестер (рис. 4).
Рисунок 4. Осведомленность в области синонимов лекарственных препаратов
Аналоги лекарственных препаратов — препараты с разным действующим веществом и одинаковым механизмом действия. Это известно 84,2 % — провизорам, 95,0 % — фармацевтам, 45,6 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 9,5 % — медицинских сестер. Неверно считают, что аналоги лекарственных препаратов это — препараты с одинаковым действующим веществом. Так считают 10,5 % — провизоров, 15,0 % — фармацевтов, 55,7 % — врачей, 18,2 % — научных сотрудников, 85,7 % — медицинских сестер (рис. 5).
Рисунок 5. Осведомленность в области аналогов лекарственных препаратов
Правильно считают, что дженерики — это копии оригинальных препаратов 94,7 % — провизоров, 95,0 % — фармацевтов, 69,6 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Ошибочно считают, что дженерики — это впервые синтезированные, прошедшие полный цикл доклинических и клинических исследований лекарственных средств, защищенные патентом 5,3 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 12,7 % — врачей, 0,0 % — научных сотрудников, 19,0 % — медицинских сестер (рис. 6).
Рисунок 6. Осведомленность в области дженериков лекарственных препаратов
Для провизоров выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 42,1 % от стоимости, в 5,3 % от рекламы, в 5,3 % от формулярного списка, 21,0 % — от совета коллеги, в 21,0 % — от совета фармацевта, в 14,3 % — от совета иных лиц, в 84,2 % — вследствии прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.
Для фармацевтов выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 60,0 % от стоимости, в 0,0 % от рекламы, в 0,0 % от формулярного списка, 15,8 % — от совета коллеги, в 20,0 % — от совета фармацевта, в 10,0 % — от совета иных лиц, в 70,0 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.
Для врачей выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 54,4 % от стоимости, в 6,3 % от рекламы, в 27,9 % от формулярного списка, 24,0 % — от совета коллеги, в 12,9 % — от совета фармацевта, в 5,1 % — от совета иных лиц, в 68,4 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.
Для научных сотрудников выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 72,7 % от стоимости, в 9,1 % от рекламы, в 45,5 % от формулярного списка, 18,2 % — от совета коллеги, в 45,5 % — от совета фармацевта, в 0,0 % — от совета иных лиц, в 81,9 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.
Для медицинских сестер выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 71,4 % от стоимости, в 0,0 % от рекламы, в 14,3 % от формулярного списка, 4,8 % — от совета коллеги, в 14,3 % — от совета фармацевта, в 0,0 % — от совета иных лиц, в 4,8 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности (рис. 7).
Рисунок 7. Выбор при покупке лекарственных препаратов
Проведенные нами исследования осведомленности среди медицинских работников свидетельствуют о том, что большинство опрошенных полагают, что они знают, что такое оригинальный препарат и дженерик: 94,7 % — провизоров, 100,0 % — фармацевтов, 97,5 % — врачей, 90,9 % — научных сотрудников, 90,5 % — медицинских сестер. Однако среди них правильно считают, что дженерики — это копии оригинальных препаратов 94,7 % — провизоров, 95 % — фармацевтов, 69,6 % — врачей, 81,2 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Основанием выбора оригинального препарата или дженерика у всех опрошенных является стоимость, а также для провизоров, фармацевтов, врачей и научных сотрудников — результаты терапевтической эквивалентности в научных статьях.
Список литературы:
1. Белоусов Ю.Б. Дженерики — мифы и реалии // Ремедиум. — 2003. — № 4 — С. 4—9.
2. Герасимов В.Б., Лукьянов С.В. Еще раз к вопросу о дженериках // Фарм. вестник. — 2004. — № 18(339) — С. 28—29.
3. Панюшин Р.Л. Оригинальные и дженериковые препараты: единство или борьба противоположностей? // Фарм. Вестник. — 2003. — № 16. — С. 23.
4. A. Schneider, L.A. Wessjohann. Сравнение профилей примесей в фармацевтических препаратах методом ВЭЖХ — МС/МС I Всероссийская конференция: Современные методы химико-аналитического контроля фармацевтической продукции. Москва, 1—4 декабря, 2009. — Абстракт С. 173—174.
5. http://www.coolreferat.com/Проблема_безрецептурного_отпуска_лекарств_часть=2.
6. http://www.zdravsamara.ru/healthy-behavior/know/know1_368.html.