СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 — ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (НА ПРИМЕРЕ СНО КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ И ЭНДОКРИНОЛОГИИ УГМУ)
Секция: 4. Медицинские науки
XV-XVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060101 — ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (НА ПРИМЕРЕ СНО КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ И ЭНДОКРИНОЛОГИИ УГМУ)
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. выдвинула и определила новые требования к модернизации диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Итогом должно стать обеспечение высокого престижа профессии врача, создание системы, позволяющей оказывать качественные медицинские услуги на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений здравоохранения и медицинской науки. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-3) выпускник должен быть готов к выбору разнообразных видов деятельности в системе здравоохранения, в том числе инновационной, клинической, методической и научно-исследовательской [5, с. 3—5; 6].
Изучение внутренних болезней на кафедре факультетской терапии и эндокринологии Уральского государственного медицинского университета определено как обязательная вариативная часть прикладных естественнонаучных циклов, ориентированное на достижение перечисленных выше целей и направлено на формирование следующих профессиональных компетенций [8]:
- ПК-3 — использование теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;
- ПК-5 — способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;
- ПК-6 — способность и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
- ПК-9 — способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;
- ПК-15 — способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;
- ПК-17 — способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
- ПК-19 — способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- ПК-31 — способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
- ПК-32 — способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.
Одним из возможных путей их формирования и показателей качества образовательных услуг, получаемых студентами на кафедре внутренних болезней и эндокринологии во внеучебное время, может служить работа студенческого научного кружка [2, с. 137—139; 4, с. 184—186; 7, с. 266—268].
Работа ежемесячно собирающегося студенческого научного кружка, организованного в 1935 г. её основателем, проф. Каратыгиным В.М., ориентирована на многолетние традиции, главные из которых — многообразие её направлений: научные исследования, в том числе комплексирующиеся со смежными кафедрами (терапии ФПК и ПП, внутренних болезней № 3, кардиохирургии, акушерства и гинекологии), обзоры современной литературы по актуальным проблемам внутренней медицины, клинические разборы больных с проблемными или редкими заболеваниями и др., прикладная ориентированность каждого из направлений деятельности и её высокое качество.
Свидетельством последнего могут служить, например, 1-е места в проводившейся 13 марта 2014 г. I Олимпиаде студентов ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России «Молодые таланты в терапии», во II Внутриуниверситетской межкафедральной конференции «Актуальные вопросы внутренних болезней» (27 февраля 2014 г.) и ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения» в 2010—2014 гг.: три доклада студентов удостоены I места, 8 — II местa, 2 — III места.
Выступление экс-старосты нашего кружка студентки Пеутиной Н.В. (ОЛД 607) в составе сборной команды УГМУ на II Всероссийской олимпиаде по практической медицинской подготовке «Золотой Медскилл» (Москва, 1—2 апреля 2014 г.) явилось достойным вкладом в успех команды, награжденной Дипломом победителя в номинации “LabSkill” и ещё одним примером качества образовательного процесса на кафедре факультетской терапии и эндокринологии УГМУ.
О результативности рассматривающегося вида дополнительной образовательной деятельности кафедры свидетельствует также растущая публикационная активность обучающихся с расширением списка их научных изданий: в 2010 г. — 3 статьи в Материалах Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения», в 2011 г. — 7 статей (там же), в 2012 г. — 9 (в том числе 2 — в журналах, рецензируемых ВАК, и 1 — в Материалах I научно-практической конференции терапевтов, нефрологов и эндокринологов УрФО), в 2013 г. — 6 статей (в том числе 1 — в Материалах Международного симпозиума «Метаболический синдром: эксперимент, клиника, терапия». — Гродно, Республика Беларусь, 23—25 октября 2013 г.).
Историческим примером значимости работы СНО кафедры может служить информация о том, что 14 бывших кружковцев стали докторами наук, 68 — кандидатами наук, 12 — руководителями практического здравоохранения городского (8), областного (3) и федерального уровней (1).
Примером эффективности межкафедрального сотрудничества может служить представленная на 69 Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов УГМУ с международным участием «Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения» 9 апреля 2014 г. работа Пеутиной Н.В. (ОЛД 607) и Порядиной С.А. (ОЛД 507) «Случаи успешного исхода лекарственного гепатита у беременных после экстракорпорального оплодотворения» (научный руководитель — канд. мед. наук, доцент Куприянова И.Н.), удостоенная Диплома I степени и вызвавшая всеобщий интерес важностью своевременного выявления поражений печени и заявленной разработкой алгоритма «Тактика ведения ЭКО-беременных».
Ежегодно проводящееся анонимное анкетирование студентов-кружковцев устойчиво демонстрирует положительный отклик респондентов: высокую удовлетворенность форматом работы кружка, реализующего их желание получить новые знания, приобрести и усовершенствовать навыки исследовательской работы (интернет-поиск специальной литературы, написание научных обзоров, сбор научного материала, статистическая обработка полученных данных исследования и оформление её результатов в научные статьи), как индидвидуальной, так и в составе временных творческих коллективов, а также грамотной подготовки презентаций и выступления перед аудиторией — качеств, необходимых для успешной работы в будущей профессии [2, с. 137—139].
О привлекательности для студентов этого вида внеучебной работы свидетельствует также динамика числа активных кружковцев: 8 — в 2009—2012 гг., 10 — в 2013 г., 12 — в 2014 г.
При наличии определенных успехов в работе СНО кафедры, имеются и перспективы дальнейшего её улучшения: активизация участия в грантовой и патентной деятельности, расширение зоны участия конференциями регионального, федерального и международного уровней, а также публикации статей в изданиях, рецензируемых ВАК и зафиксированных РИНЦ, WOS и Scopus, актуальность которых ныне представляется очевидной [1, с. 95—100; 3, с. 184—186; 8].
Вывод: Многолетний опыт и результаты внеучебной работы со студентами позволяют считать студенческий научный кружок важной информационно-образовательной средой, позволяющей студентам усвоить передовые достижения медицинской науки и здравоохранения, приобрести необходимые зная, умения и навыки, а выпускнику — более осознано и уверенно подойти к выбору области и вида будущей профессиональной деятельности в системе здравоохранения (инновационной, клинической, методической и научно-исследовательской) и успешней реализоваться в ней.
Список литературы:
- Баранов А.А., Малашенко В.Н., Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России (научно-педагогический журнал) /// Под ред. А.А. Баранова. — 2010. — № 2. — С. 95—100.
- Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О. и др. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / Под ред. И.И. Гребенюка. — М.: Из-во Академии естествознания. — 2012. — 350 с.
- Гутикова Л.В. Способы активации познавательной деятельности студентов в научном кружке / Использование информационных познавательных технологий и электронных средств обучения в вузе: Матер. науч.-метод. конф. // Под ред. Л.В. Гутиковой. — Гродно: ГрГМУ, 2011. — С. 184—186.
- Львова О.А., Корякина О.В., Гусев В.В., Невмержицкая К.С., Чегодаев Д.А. Опыт работы кружка НОМУС на кафедре неврологии детского возраста / Матер. III Межрегион. конф. с междунар. участием Управление качеством высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС // Под ред. О.А. Львовой. — Екатеринбург, 2013. — С. 394—397.
- Павлов В.П. Приоритеты медицинского образования в условиях модернизации здравоохранения /Формирование профессиональной в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Материалы межвузовской учебно-методической конференции // Под ред. В.П. Павлова. — Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. — С. 3—5.
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (практико-ориентированные учебные пособия).
- Стрижков А.Е. Научно-исследовательская работа студентов медицинского вуза в системе формирования профессиональной компетенции / Формирование профессиональной компетенции в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Материалы межвузовской учебно-методической конференции // Под ред. А.Е. Стрижкова. — Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. — С. 266—268.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 — Лечебное дело. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118).