Статья:

Анализ изменений ЭЭГ-данных у детей с диагнозом раннего детского аутизма

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Бадмацыренов К.Б. Анализ изменений ЭЭГ-данных у детей с диагнозом раннего детского аутизма // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/6(45).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ изменений ЭЭГ-данных у детей с диагнозом раннего детского аутизма

Бадмацыренов Кишикто Бальжинимаевич
студент, Бурятский государственный университет, РФ, г.Улан-Удэ
Лубсанова Светлана Викторовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, Бурятский государственный университет, РФ, г.Улан-Удэ

 

Аутизм является широко распространённым заболеванием, при котором наблюдается дефект врождённых поведенческих программ, определяющих речевые и социальные навыки, а также нарушение восприятия и когнитивного развития. Одним из характерных проявлений данного расстройства является затруднение социальных коммуникаций. Современные эпидемиологические данные оценивают распространенность аутизма в 1–2 на 1000 детского населения[3]. Несмотря на то, что метод электроэнцефалографии является не основным, а вспомогательным методом в диагностике психической и неврологической патологии, ЭЭГ-данные у детей с аутистическими расстройствами в большинстве случаев имеют определенные нарушения как в типологии, так и в амплитудно-частотной структуре основных ритмов [2]. Успех лечения и реабилитации пациентов во многом зависит от ранней диагностики данного заболевания. Достоверно известно, что на данный момент не существует достаточно эффективного метода, позволяющего диагностировать аутизм на самых ранних этапах развития ребенка. Анализ результатов электроэнцефалографии возможен для применения в качестве метода ранней диагностики, поскольку изменения, выявленные в ходе исследования возникают до появления первых клинических симптомов. Кроме того, отсутствие в России достаточных социально-реабилитационных мер в отношении пациентов с детским аутизмом делает данную проблему весьма актуальной.

Введение. Электрофизиологическое исследование детей с психической патологией, которое включается в обязательный набор диагностических процедур, нередко сводится лишь к выявлению эпилептической активности. Однако электроэнцефалография (ЭЭГ) содержит гораздо большее количество информации, которая крайне полезна для оценки состояния ребёнка, соответствия его ЭЭГ возрастной норме, для диагностики синдромальных форм психических расстройств, но эта информация практически полностью игнорируется при анализе [2].

Ранний детский аутизм – тяжелое нарушение развития, трудно поддающееся коррекции. Ключевым моментом в развитии синдрома аутизма в настоящее время признается нарушение нормального хода онтогенеза головного мозга. Были показаны искажения временных параметров созревания нервной системы, нарушения развития отдельных зон, а также патология белого вещества. На основании исследований последнего десятилетия был сделан вывод о том, что при аутизме имеет место недоразвитие системных, интегративных связей, которые объединяют различные функциональные области мозга между собой. Следствием этого является феномен дезинтеграции психических процессов, который при аутизме наблюдается на всех уровнях [4]. Трудности в диагностике, недостаточная изученность патогенеза заболевания диктуют необходимость поиска биологических маркеров, указывающих на особенности клинического состояния пациентов. К настоящему времени получены многочисленные данные, подтверждающие существование ЭЭГ-нарушений, связанных с расстройствами аутистического спектра [4].

Известно, что возрастные изменения ЭЭГ в норме сводятся к уменьшению спектральной плотности (амплитуды и индекса) дельта- и тета-ритмов и к увеличению спектральной мощности альфа- и бета-колебаний [3]. В настоящей работе был проведен анализ изменений амплитудно-частотной структуры основных ритмов ЭЭГ у детей с диагнозом раннего детского аутизма.

Цель исследования – изучение взаимосвязи ЭЭГ-данных с клиническими проявлениями у детей с диагнозом раннего детского аутизма.

 Материалы и методы исследования. Исследование было проведено с использованием клинико-психопатологического и нейрофизиологического методов. При нейрофизиологическом исследовании проводился качественный анализ фоновой ЭЭГ. Для выявления особенностей ритмов ЭЭГ была обследована группа из 24 больных в возрасте 3–15 лет с диагнозом раннего детского аутизма (F84). Средний возраст обследуемых 10,5 лет. ЭЭГ регистрировали в состоянии спокойного бодрствования с помощью аппаратно-программного комплекса «Энцефалан-131-03». Запись ЭЭГ осуществляли монополярно по международной системе «10%−20%» от фронтальных (F3, F4), центральных (C3, C4), теменных (P3, P4), затылочных (O1, O2), передневисочных (F7, F8), средневисочных (T3, T4) и задневисочных (T5, T6) корковых зон (нечетными цифрами обозначены области левого полушария, четными – правого).

Таблица 1.

Карта пациентов, включенных в исследование

Пол

Возраст (лет)

1-3

3-7

7-12

12-15

Абс.

Отн. (в проц.)

Абс.

Отн. (в проц.)

Абс.

Отн. (в проц.)

Абс.

Отн. (в проц.)

Мужской

0

0

4

16,6

9

37,6

11

45,8

Женский

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Результаты исследования и их обсуждение. В группе обследуемых в 100% случаев наблюдается клиническая картина в виде снижения психоречевой активности, отсутствия зрительного контакта с собеседником, эмоциональной лабильности, неспособности к установлению взаимосвязей со сверстниками, отсутствия социо-эмоциональной взаимности, поглощенности стереотипными и ограниченными интересами, повышенной двигательной активности.

В таблице 2 показано распределение доминирующего ЭЭГ-ритма в группе обследуемых пациентов. Обращает на себя внимание отсутствие у всех обследуемых доминирующего альфа-ритма, индекс активности менее 50%, дезорганизованный характер активности.

Таблица 2.

Распределение доминирующего ритма ЭЭГ в группе обследуемых пациентов

Доминирующий ритм

Альфа-ритм

Бета-ритм

Дельта-ритм

Тета-ритм

Число больных

0

4

6

14

Процент от общего числа

0

16,67

25

58,33

Диапазон частот, Гц

8-12

17-34

1-4

4-5

 

В 58,33% случаев доминирует тета-активность в диапазоне частот 4–5 Гц, что возможно свидетельствует о затруднении социальной адаптации. Стоит отметить, что наблюдалась взаимосвязь между количественной мерой тета-ритма и тяжестью состояния. В стадии разгара клинических проявлений на ЭЭГ был выражен тета-ритм во всех зонах коры и редуцирован затылочный альфа-ритм. Появление положительной динамики заболевания сопровождалось значительной редукцией тета-ритма и достоверным увеличением выраженности альфа-ритма.

Было выявлено, что в 16,67% случаев (2 пациента) отмечалось увеличение бета-активности в переднелобной области, причем в клинической картине это выражалось в виде следующих симптомов: беспокойство, выраженная неусидчивость, ходьба по комнате во время обследования. Индекс бета-2 активности был увеличен во всех зонах коры с диапазоном частот 27–34 Гц. Амплитуда доминирующего бета-ритма у данных пациентов составила 94 мкВ.

Таким образом, анализ данных ЭЭГ с учётом клинического состояния пациентов позволили выявить взаимосвязь отдельных характеристик ЭЭГ с особенностями структуры клинических проявлений, что можно использовать в качестве дополнительных маркеров в диагностике раннего детского аутизма.

 

Список литературы:
1. Балдова С.Н. Количественная электроэнцефалография при изучении расстройств аутистического спектра/ Балдова С.Н. [и др.] // Практическая медицина / – 2017 – № 1(102). – С.35–39.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. / Башина В.М. – М.:Медицина, 1999. – 240с.
3. Горбачевская Н.Л. Роль количественных методов анализа электроэнцефалограммы в детской психиатрии/ Горбачевская Н.Л., Митрофанов А.А.// Медицинский алфавит. Больница. – 2008. – №4 
4. Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития. Автореф. дисс. докт. бнол. наук, – М., 2000, 43с.
5. Коваль-Зайцев А. А. Профили когнитивных нарушений и их ЭЭГ-корреляты у детей, страдающих эндогенными заболеваниями с расстройствами аутистического спектра/ Коваль-Зайцев А. А., Зверева Н. В., Горбачевская Н. Л // Новые исследования. – 2010. – № 23. – С. 31–37.
6. Лущекина Е.А. Особенности биоэлектрической активности мозга у детей с расстройствами аутистического спектра / Лущекина Е.А., Подрезная Е.Д., Стрелец В.Б. // Новые исследования. – 2010. – №22. – С. 38–43.
7. Новосёлова О.Г. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей/ Новосёлова О.Г. [и др.]// Вопросы современной педиатрии. – 2014. – №3. – С.61–68. 
8. Переверзева Д. С. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском аутизме / Переверзева Д. С., Горбачевская Н. Л. // Дефектология. – 2010. – № 2. – С.31–39.