РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Секция: 2. Биологические науки
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Во всем мире большое значение придают изучению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в детском возрасте как индикатора адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма. Это обусловлено тем, что период, совпадающий с обучением в школе, отличается повышенной чувствительностью организма ребенка к факторам внешней среды [6].
Исследованию возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы растущего организма, адаптации ее к условиям среды, физическим и умственным нагрузкам посвящено большое количество работ. Мы изучили и проанализировали научно-исследовательские работы по изучению сердечно-сосудистой системы детей и подростков последнего десятилетия, в их числе работы таких авторов как: Чучкина Р.Ф. (2001), Шиян А.В. (2005), Шаршенова А.А. (2005), Стадник О.С. (2006), Быструшкин С.К. (2006), Кончиц Н.С. (2006), Кузнецова Ю.В. (2007), Мальцева Т.В. (2008), Якубовская И.А. (2008), Кузнецов В.И. (2010).
Актуальность обусловлена недостаточной обобщенностью и малой доступностью научных данных по изучению особенностей функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков.
Цель работы — провести ретроспективный анализ научно-исследовательских работ последнего десятилетия по изучению гемодинамических показателей детей и подростков под влиянием различных факторов. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать возрастные особенности функционального состояния ССС;
2. Изучить влияние различных факторов на возрастно-половые показатели ССС;
3. Проанализировать научно-исследовательские работы по исследованию ССС детей и подростков за последние 10 лет.
Результаты проведенного анализа.
В работах авторов Шаршеновой А.А. (2005), Стадника О.С. (2006), Быструшкина С.К. (2006) мы отметили сравнительные различия показателей частоты сердечных сокращений детей в возрасте 9 лет различных географических и климатических условий проживания, отличающихся высотой над уровнем моря. Исследуемые дети, проживающие в горных районах Тянь-Шаня, имеют сравнительно низкие показатели ЧСС, чем исследуемые, проживающие на территории Урала и Сибири (рис. 1). Для детей, проживающих на больших высотных отметках, характерна брадикардия, связанная с преобладанием парасимпатической нервной системы [1; 7; 8].
Рисунок 1. Показатели ССС в разных географических условиях
Автор Мальцева Т.В. (2008) в своей работе выявила, что детский организм является сенситивным к воздействию суровых природно-климатических условий. Изменения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха влияют на показатели ССС. Резкие сезонные и суточные перепады атмосферного давления или так называемые барометрические ямы сказываются на более высоких показателях ССС северян, по сравнению с южанами [2; 5]. Воздействие холода и сильных ветров адаптирует ССС детей, проживающих на севере, и она проявляется в повышенных гемодинамических показателях (рис. 2).
Рисунок 2. Показатели ССС в разных климатических условиях
Анализ исследования сердечно-сосудистой системы детей, проживающих и обучающихся в районах разной степени загрязненности, показал, что у городских школьников (район средней степени техногенного загрязнения) реакция на стандартную нагрузку была менее экономичной, чем у сельских, что выразилось в больших значениях ЧСС, УО и МОК (рис. 3,4). Автор Кончиц Н.С. (2006) объясняет различия в гемодинамике у городских и сельских школьников воздействием на организм вредных факторов среды (техногенное загрязнение, насыщенной информационное пространство, более интенсивный процесс обучения в школе, особенности питания и др.) [3].
Рисунок 3. В покое
Рисунок 4. Стандартной нагрузка
Сравнительный анализ изменения функциональных показателей организма детей 5—7 лет в работе автора Кузнецова В.И. (2010) показал, что внедрение методики увеличения физической нагрузки на физкультурно-оздоровительных занятиях способствовало повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы детей [4]. На протяжении эксперимента у детей 5—6 лет было выявлено урежение ЧСС. Показатели систолического и минутного объемов крови, наоборот, увеличиваются с возрастом, что связано с естественным морфофункциональным развитием сердца детей. Такие изменения обусловлены сменой симпатических влияний на парасимпатические, увеличением объема, массы сердца, что отражает общебиологическую закономерность развития детей в дошкольном возрасте (рис. 5,6).
Рисунок 5. Дети 5—6 лет
Рисунок 6. Дети 6—7 лет
В работе Быструшкина С.К. (2006) при исследовании здоровых детей, детей с ЗПР и олигофренов установлено, что у детей с олигофренией и ЗПР в ответ на умственную и физическую нагрузку показатели превышают значения, полученные у здоровых детей. Это свидетельствует о более выраженном напряжении в работе сердечно-сосудистой системы детей с патологиями [1]. У детей с нарушениями интеллектуального развития по сравнению с нормально развивающимися детьми в состоянии покоя и при физических и умственных нагрузках отмечается более напряженный уровень функционирования сердечно-сосудистой системы (рис. 7,8).
Рисунок 7. После умственной нагрузки
Рисунок 8. После физической нагрузки
При анализе показателей ССС подростков разных учебных специализаций автор Кузнецова Ю.В. (2007) установила, что влияние физ-мат специализации повышает артериальное давление подростков на 10 %; а влияние спортивной специализации увеличивает систолический объем крови подростков на 5—10 %, т. к. время восстановления гемодинамических показателей у тренированных учащихся короче, чем у нетренированных (рис. 9).
Рисунок 9. Показатели ССС детей разных учебных специализаций
Анализ работы автора Якубовской И.А. (2008), направленной на выявление гендерных различий в сердечно-сосудистой системе подростков, показал, что показатели сердечно-сосудистой системы у девушек 16—17 лет значительно превышают те же показатели у лиц мужского пола. В частности, ЧСС девушек значительно больше, чем юношей, СОК также больше у девушек [10]. Это подтверждает половые отличия в развитии подростков. Девочки созревают раньше и к этому возрасту пубертатный период заканчивается, показатели ССС достигают уровня взрослого организма (рис. 10).
Рисунок 10. Гендерные особенности показателей ССС
В работе автора Чучкиной Р.Ф. было проведено исследование здоровых детей (I группа здоровья), мальчиков и девочек 7—17 лет. Анализ показателей артериального давления так же выявил гендерные особенности и позволил установить, что в среднем и старшем школьном возрасте имеются половые различия (рис. 11, 12) У девочек наибольший прирост физиологических показателей ССС приходится на 11—12 лет, а у мальчиков на 13—14 лет. Т. е. в подростковом возрасте разница в развитии ССС мальчиков и девочек составляет в среднем 2 года [9].
Рисунок 11. Показатели САД детей с I группой здоровья
Рисунок 12. Показатели ДАД детей с I группой здоровья
Отклонения или незначительные изменения показателей ССС могут быть вызваны чрезмерными умственными и физическими нагрузками, негативными психоэмоциональными нагрузками, неблагоприятной экологической обстановкой и суровым климатом, генетическими заболеваниями, слишком быстрыми или, наоборот, медленными темпами физического развития и полового созревания (акселеранты и ретарданты). Все это следует учитывать, чтобы ребенок рос физически гармоничным и здоровым.
Список литературы:
1. Быструшкин С.К. Состояние сердечно-сосудистой системы у детей 8—9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития / С.К. Быструшкин, Р.И. Айзман // Физиология человека. — 2006. — № 2. — С. 130—132.
2. Евдокимов В.Г. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека на Севере: дис. … док. биол. наук / В.Г. Евдокимов. — Сыктывкар: 2004. — 287 с.
3. Кончиц Н.С. Особенности гемодинамики у школьников 7—16 лет с разным уровнем двигательной активности, проживающих в условиях промышленного города и села // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 5. — С. 203—212.
4. Кузнецов В.И. Гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы у детей с учетом их конституционных особенностей // Физиология человека. — 2010. — Т. 36, № 4. — С. 72—79.
5. Мальцева Т.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков Ямала при адаптации к учебной деятельности // Гигиена и санитария. — 2008. — № 4. — С. 64—65.
6. Мухетдинова А.Р. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы младших школьников разных групп здоровья: дис. … канд. биол. наук / А.Р. Мухетдинова. — Казань: 2000. — 131 с.
7. Стадник О.С. Функциональные изменения в организме детей при адаптации к обучению в начальной школе: автореферат дис. … канд. биол. наук / О.С. Стадник. — Челябинск: 2006. — 42 с.
8. Шаршенова А.А. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей из Иссык-кульского региона // Гигиена и санитария. — 2005. № 3. — С. 46—48.
9. Чучкина Р.Ф. Разработка оценочных таблиц по физическому развитию школьников г. Челябинска // Вестник института образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. — 2001. — серия 3. — С. 62—74.
10. Якубовская И.А. Гендерные особенности морфофункционального развития и психофизиологического статуса учащихся г. Челябинска: автореферат дис. … канд. биол. наук / И.А. Якубовская. — Челябинск: 2008. — 42 с.