Статья:

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Конференция: XLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Зайцева Е.Д., Вакульчик Н.А. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/8(42).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Зайцева Елизавета Дмитриевна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Вакульчик Николай Андреевич
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Концевая Валентина Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель Гомельского государственного медицинского университета, РБ, г. Гомель

 

THE STUDY OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT AND THE DEGREE OF EXPRESSION OF LEADERSHIP QUALITIES IN STUDENTS OF BOYS AND GIRLS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION GOMEL STATE MEDICAL UNIVERSITY

 

Elizaveta Zaitseva

Student, Gomel State Medical University, Belarus, Gomel

Nikolay Vakulchik

Student, Gomel State Medical University, Belarus, Gomel

Valentina Kontsevaya

Scientific supervisor, Senior lecturer of the Gomel State Medical University, Belarus, Gomel

 

Аннотация. В условиях стремительного развития медицины возникает острая необходимость в лидерах, профессиональные качества которых являются основой прогресса и социального роста. В содержании данной статьи рассматриваются проявления лидерских качеств среди девушек и юношей медицинского университета и описывается исследование уровня развития и степени проявления лидерских качеств у данной категории лиц.

Abstract. In the conditions of rapid development of medicine, there is an urgent need for leaders whose professional qualities are the basis of progress and social growth. The content of this article examines the manifestations of leadership qualities among girls and boys of the medical university and describes the study of the level of development and the degree of manifestation of leadership qualities in this category of persons.

 

Ключевые слова: студент; медицинский ВУЗ; лидерские качества; уровень развития и степени выраженности лидерских качеств.

Keywords: student; medical university; leadership qualities; level of development and degree of expression of leadership qualities.

 

Введение

В своей будущей профессии студенту медицинского университета ежедневно потребуется самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию, постоянно совершенствовать свои знания, завоёвывать авторитет среди коллег и развивать лидерские качества [1].

Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – это член группы, обладающий наиболее ценным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе [2]. Именно в студенческие годы выстраиваются профессиональные планы и жизненные ценности, складывается определенное мировоззрение и видение мира. Такие лидерские качества, как инициативность, концептуальность, рассудительность и работоспособность у будущих специалистов, по мнению учёных, необходимо формировать в этот период развития [3].

Вместе с тем, существует разница между уровнем развития и степенью выраженности лидерских качеств. Под уровнем развития подразумевают показатель сформированности необходимых для лидерских качеств навыков и знаний, а под степенью выраженности — умение их применять в работе и повседневной жизни [4].

Цель

Определить уровень развития и степень проявления лидерских качеств у студентов юношей и девушек медицинского университета.

        Материал и методы исследования

При изучении лидерских качеств студентов медицинского университета был применён метод анкетирования. В анкетировании приняли участие 165 молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет, из них 92 (55,57%) респондента женского пола, 73 (44,24%) мужского. Для оценки степени проявления лидерских качеств у респондентов применялась методика «Потенциал лидера» [5]. Анкетирование проводилось на базе учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (УО «ГомГМУ»)с апреля по июнь 2021.

Анкета состояла из двух блоков: I блок — общие сведения о респондентах (пол, возраст); II блок — методика «Потенциал лидера». Оценка полученных результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных респондентом баллов: до 50 баллов — лидерские качества выражены слабо; от 50 до 100 баллов — средний уровень; свыше 100 баллов — высокий уровень. Для обработки результатов использовалась компьютерная программа “Microsoft Excel 2018” и анализ научно-методической литературы по данной теме.

Результаты исследования и их обсуждение

При изучении лидерских качеств у студентов УО «ГомГМУ» были получены результаты, которые отражены в таблице:

Таблица 1.

Уровень развития лидерских качеств у девушек и юношей — студентов медицинского университета

Показатель

Женский пол

Мужской пол

абс.

%

абс.

%

Высокий

19

20,65%

21

28, 77%

Средний

65

70,65%

43

58,9%

Низкий

8

8,7%

9

12,32%

Всего:

92 респондента

73 респондента

 

Проведенные нами исследования, представленные в таблице 1, показывают, что в целом и девушки, и юноши имеют средний уровень сформированности лидерских качеств.

Таблица 2.

Степень выраженности лидерских качеств у девушек и юношей — студентов медицинского университета

Показатель

Женский пол

Мужской пол

абс.

%

абс.

%

Высокий

56

60,87%

48

65,75%

Средний

10

10,87%

13

17,8%

Низкий

26

28,26%

12

16,44%

Всего:

92 респондента

73 респондента

 

Данные из таблицы 2, полученные в ходе исследования, демонстрируют довольно высокую степень выраженности лидерских качеств у лиц мужского и женского полов.

На вопрос «Постараетесь ли Вы донести до окружающих свою точку зрения, если не согласны с высказываниями авторитарного лица?» 45% респондентов женского и мужского полов ответили положительно.  В спорах всегда стараются оставить за собой последнее слово 33% респондентов женского пола и 30% — мужского. Категорично относятся к советам и опеке со стороны друзей и родных 64% респондентов мужского пола, у женщин этот показатель оказался ниже — 51%. При принятии серьёзных решений не склонны к колебаниям 36% респондентов женского пола, у мужчин данный показатель выше — 45%.  Отрицательно ответили на вопрос «Смущаетесь ли Вы, когда Вам приходится упрекать кого-то?» 47% респондентов женского пола и 52% респондента мужского пола. В совете от близких людей нуждаются 78% девушек, у юношей данный показатель несколько ниже — 71%. На вопрос «Любите ли Вы находиться в центре внимания?» положительно ответили 39% девушек и юношей. Склонны брать на себя ответственность 66% респондентов мужского пола, у девушек данный показатель ниже — 61%. При ответе на вопрос, касающейся карьеры, 50% респондентов женского пола отметили, что готовы смириться с ролью подчинённого, у мужчин данный показатель несколько ниже — 44%.

Выводы:

В результате полученных данных студенты УО «ГомГМУ» обладают средним уровнем развития лидерских качеств, но высокой степенью их проявления. В вопросах, касающихся принятия серьёзных решений и ответственности юноши имеют показатель на 9% выше по сравнению с показателем женского пола. Девушки нуждаются в опеке, советах, помощи со стороны близких людей на 13% больше в сравнении юношей и в карьере они готовы уступить руководящую должность лицам мужского пола.

 

Список литературы:
1. Борытко Н. М. и др. Элита, лидерство студентов вуза в пространстве социально-культурной деятельности // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете. – Астрахань, 2017. − С. 307-309.
2. Борзенко О.В. Взаимосвязь качества саморегуляции обучающихся и их готовности к смыслообразованию // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1 (5). С. 19-24. 
3. Первитская A. M. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) // Вестник Московского ГОУ. 2007. № 3. С. 211-215.
4. Бендас, Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие. / Т.В. Бендас // − СПб.: Питер. − 2009. − 448 с. 
5. Методики выявления лидерских качеств [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://pandia.ru/text/82/087/61989.php − Дата доступа: 01.08.2021.