Статья:

Влияние способов организации учебной деятельности учащихся на уроке на развитие познавательного интереса к изучению биологии

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Еллыева Д.Д. Влияние способов организации учебной деятельности учащихся на уроке на развитие познавательного интереса к изучению биологии // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/7(30).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние способов организации учебной деятельности учащихся на уроке на развитие познавательного интереса к изучению биологии

Еллыева Дженнет Дерябаевна
студент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Среди важнейших вопросов совершенствования естественнонаучного образования следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения биологии.

Период средней школы является самым сложным для педагогов. Появляется большая проблематичность в развитии познавательного интереса. Перед учителем становится вопрос: как заинтересовать учащегося или как развить интерес к получению и усовершенствованию знаний.

Рассматриваемая в данной работе тема достаточно актуальна всегда. Постоянно возникает проблема поиска педагогических средств активизации познавательной деятельности учащихся. И она всегда будет рассматриваться как основная педагогическая задача.

Для повышения эффективности учебного процесса необходимо широкое вовлечение в активный познавательный процесс обучаемого, при этом преподаватель руководит познавательным процессом. 

В связи с развитием современной биологии, а также с переходом на новые образовательные стандарты, возникает проблема подбора способов организации учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса на уроках.

Все чаще и чаще учителя нашего времени сталкиваются с проблемой снижения познавательной заинтересованности у учащихся, нежеланием работать, даже учиться.

Поэтому возникает острая необходимость в тщательном подборе более эффективных способов организации учебной деятельности учащихся на уроке [3].

Способ обучения - осуществление учебной деятельности через определенную структуру общих организационных форм обучения [1]. В практике чаще всего применяются следующие способы организации учебной деятельности: фронтальный способ, индивидуальный способ организации учебной деятельности, групповой способ, коллективный, способы организации учебной деятельности с использованием ЭОР (электронные образовательные ресурсы) и др.

Практическая часть исследования осуществлялась на базе МБОУ «Емелевская ООШ» Горномарийского района Республики Марий Эл с 2019-2020 г. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов.

Для выявления уровня познавательной заинтересованности был проведен опрос два раза. Первый – для выявления заинтересованности до проведения уроков с использованием различных способов организации учебной деятельности, второй раз – после проведения уроков с различными способами и методами изучения материала.

Проведенный  педагогический эксперимент позволил выявить влияние способов организации учебной деятельности на развитие познавательного интереса учащихся к изучению биологии.

Данный эксперимент позволил повысить познавательный интерес к изучению биологии у учащихся.

Результаты работы показывают, что в тех классах, где были применены различные способы организации учебного процесса,  уровень познавательной заинтересованности значительно повысился по сравнению с классами, в которых данные методики не использовались.

Так же повысилась успеваемость в экспериментальной группе, о которой можно судить по оценкам в конце учебной четверти.

Успешное обучение биологии на уроках зависит от правильной его организации самим учителем, а так же от правильного использования способов организации учебной деятельности.

Результаты нашего исследования показали, что применение различных способов организации учебной деятельности повышает познавательный интерес к изучению предмета.

Так же использование многообразия способов активизирует познавательную деятельность обучающихся.

В результате собственных исследований, которые были проведены в течение 2019-2020 учебного года в «МБОУ Емелевской ООШ» Горномарийского района Республики Марий Эл, нами было выяснено и доказано экспериментальным путем положительное влияние использования различных способов организации учебной деятельности. У учащихся появилось повышенное внимание и интерес, активизировалась познавательная деятельность.

Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальной группе уровень познавательного интереса и уровень усвоения материала значительно возросли.  В работе применяли педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей ученика, направленное на всестороннее и гармоническое развитие, самореализацию личности.   

 

Список литературы:
1. Арбузова, Е.Н. Конструирование и применение комплексов средств обучения для методической подготовки студентов-биологов в условиях информационно-предметной среды вуза: учебное пособие  Е.Н. Арбузова. Омск: ОмГПУ, 2017. – 214 с.
2. Богданова, А. К. Современные формы и методы преподавания биологии в школе / А.К.Богданова. – Харьков: Основа, 2015. – 80 с.
3. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А. Ю. Дейкина. – Москва: Просвещение. -2016. - 63 с.
4. Калинова, Г.С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / Г. С. Калинова, В. С. Кучмечко; под общ. Ред. А. Г. Калпина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. -  Москва: ООО АСТ, 2016. -158 с.