Философия китайского сада
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Философия китайского сада
Китайский сад – это не просто один из стилей садово-паркового искусства, это особая философия, формировавшаяся на протяжении трех тысяч лет. Она основана на воспроизведении идеализированных миниатюрных ландшафтов, выражающих гармонию, которая должна существовать между человеком и природой, между двух стихий: Ян (мужской) и Инь (женской), между культурным и природным началом.
Так какие же традиционные атрибуты и художественно - выразительные средства несут в себе столь глубокий философский смысл.
Первостепенно, необходимо создать иллюзию замкнутости, создание микромира. Это достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, человек не может охватить пространство сада целиком, а воспринимает лишь отдельными, тщательно подобранными пейзажами. Чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений.
Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей среды: плавно изгибаются над водой мостики и закруглены скаты крыш беседок.
«Лунные ворота», один из атрибутов традиционного китайского сада. Казалось бы, несет в себе вполне утилитарную функцию: проем в стене в рост человека, разделяющий сад на зоны. Но их основное предназначение – открывать перед нами новые виды по мере того, как мы движемся по саду. В то же время «лунные ворота» (рисунок 1) служат своеобразными рамами для живых картин, приглашают посмотреть на них. Эти «живописные» картины, не бывают случайными. Подобную функцию несут в себе «Окна в саду». И в тоже время, сами по себе является произведением искусства.
Рисунок 1. Лунные ворота
Место для сада выбирали, руководствуясь фэн-шуй. Согласно ему земля является живым организмом, которая пронизана каналами. По таким извилистым каналам протекает животворная энергия Ци. Но есть и другие, по которым течет губительная энергия Ша, – они обязательно прямые, как канавы, вырытые руками человека. Поэтому в садах редко можно было встретить прямую дорожку или ручей. Источниками Ци считались ветер и вода, отсюда традиция возводить садовые павильоны вблизи водоемов.
Декоративный водоем – важнейшее украшение и атрибут китайского сада. Вода в виде озер, прудов, ручьев символизирует женское начало (Инь). Водная стихия предстаёт, в двух качествах. С одной стороны, это «зеркало мира» и воплощение покоя, с другой же – символ вечного движения и постоянных перемен. Водоёмы не должны обносится высоким берегом или облицовываться, для того чтобы ничто не мешало безмятежному созерцанию зеркальной водной поверхности. В прудах почти всегда живут красные и черные рыбки – живые символы противоположных энергий.
Рисунок 2. Декоративный водоем
Ян (мужское начало) – стихия противоположная Ин. В китайском саду мужское начало олицетворяют камни и каменные композиции (рисунок 3). Их наделяют душой. Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков. Так же «горы» из камней символизируют бессмертие – важный аспект китайской философии. Для древних правителей сад – обитель бессмертных. Императоры стремились приобщиться к тайнам вечной жизни, поэтому возводили в своих садах искусственные горы, символизировавшие сакральное пространство, а чтобы привлечь в сад бессмертных, сооружали террасы и помещали на них специальные чаши для сбора росы – напитка небожителей.
Рисунок 3. Композиция из камней
Еще одним важным атрибутом в организации композиции китайского сада является растения. Один из главных принципов китайского сада: он должен сохранять свою красоту и привлекательность на протяжении всего года. Любое дерево, кустарник или цветок, в китайском саду, имеют свой смысл, связанный с сезонными явлениями. В традиционном китайском саду вы не увидите газонов, в качестве почвопокровных растений используются некоторые травянистые многолетники. Это так же связанно со стремлением к созданию пейзажа, максимально приближенного к естественному. С приходом буддизма важным растением китайского сада становится лотос. Его прекрасные и нежные лепестки являются символом чистоты души Будды, возвышающейся над материальным земным миром.
На территории китайского сада всегда есть беседки, павильоны и скамейки, предназначенные для посетителей, которые будут долго любоваться прекрасными видами, размышляя об их философском содержании. Эти объекты носят поэтические названия, отражающие суть открывающихся пейзажей: «Терраса любования луной», «Беседка для медитаций», «Павильон уединения» и т.д.
Традиционный китайский сад – это уникальное явление, соединяющее в себе архитектуру и философию. Это удивительное место, подобно произведению искусства, совершенно далекое от какой-либо утилитарности. Здесь каждый человек может отдохнуть не только телом, но и душой.