Особенность художественного рынка провинциальной Сибири
Секция: Искусствоведение
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенность художественного рынка провинциальной Сибири
В статье рассматривается особенность художественного рынка в провинциальной Сибири, работа галерей, выполняющих функцию восстановления и развития духовных и культурных ценностей населения, функцию сохранения национального своеобразия в художественном творчестве.
Художественный рынок – это система социальных, экономических и культурных отношений связанных с товарооборотом произведений изобразительного искусства и услуг по исполнению художественных работ. Он формирует материальную основу развитию художественной культуры, влияет на создание и бытование произведения изобразительного искусства на художественную жизнь регионов [4].
«Современные цивилизованные процессы, современный техницизм, глобализация экономики прогрессивны, но не способствуют сохранению уникальности национального наследия. Эта проблема обостряет внимание гуманитарного знания к этническим истокам искусства как источнику своеобразия и духовности современной российской культуры» [2].
Ситуация столичных городов существенно отличается от региональных прежде всего иным соотношением художественных сил и их большей концентрацией. Кроме того, это объясняется усиленной ориентированностью на западный рынок, пока еще редкого российского покупателя способного приобретать дорогостоящие произведения искусства.
Основной составляющей художественного рынка является выставочная деятельность или галерейное дело. Главная особенность галереи заключается в том, что размещение картин, оформлением экспозиции, составлением и проведением экскурсий занимаются студенты кафедры. Кроме того, в выставочном зале регулярно проводятся выставки студенческих творческих работ.
В столичных городах многие галереи возникали на новом пространстве независимо от ранее действующих организаций. В системе провинциального художественного рынка галерейное движение формируется на основе и в системе государственных и муниципальных структур. Финансирование таких галереи ведется за счет этих структур, и данный факт позволяет галеристам отвлечься от коммерческой деятельности.
«Знакомство со «столичным» искусством, произведениями областных и местных художников происходит благодаря немногочисленным тобольским галереям некоммерческих организаций: фойе Детской художественной школы им. Перова; выставочного зала кафедры прикладного искусства Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева, молодежный арт-центр «Башня». А также коммерческого характера: художественные галереи, находящиеся в торговом комплексе «Ермак»; здание Судебной управы и Дворце Наместника Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Для многих мастеров выставка является одной из возможностей реализации своих произведений, заработка. Поэтому современный художественный рынок имеет проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры, применения маркетинга» [3].
Галерейная практика остро нуждается в подготовке специалистов совмещающих профессиональную образованность в области искусства ведения и знания связанная с деятельностью арт-дилера. Так в Сибири подготовка таких специалистов ведется в Тюменском государственном университете. Выпускники работают в музеях и галереях Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Хорошая профессиональные подготовки в области искусствоведения способствует Галереи современного искусства при кафедре прикладного искусства Тюменского государственного университета (филиал) в г.Тобольске. Созданная 2000 г. на базе Художественно-графического факультета Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева деканом Симоновым Петром Константиновичем. Ежегодно здесь проходит более 10 выставок современного искусства. Своеобразие Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов запечатлено в разно-жанровых произведениях, что дало возможность создавать разноплановые экспозиции. С 2000 года в галерее формируется фонд изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследователи работы выставочного зала с социальным диапазоном отмечают: основным здесь является мотив общения в стенах галереи на разных уровнях разных контингентов зрителей, а специалистов в области искусства, искусствоведов, художников до широких масс посетителей.
Многие проекты выставочного зала стали традиционными: «Светлая пасха» совместно с выставкой декоративно-прикладного искусства Воскресной школы при Тобольской Епархии, конкурса детского рисунка воспитанников ДХШ им. Перова г. Тобольска; выставки выпускных квалификационных работ; просмотры курсовых работ; выставка выпускников – «Городского молодежного объединения художников»; ежегодная отчетная выставка преподавателей художественного образования; персональные выставки преподавателей и Членов Союза Художников России. В галерее разработана и получила практическое применение совместная работа с образовательными учреждениями города основанной на принципах дифференцированного подхода к аудитории, преемственности и систематичности. Функционирование выставочного зала кафедры прикладного искусства непосредственно связано с рыночными механизмами. Будучи основным институтом современного искусства арт-галереи выполняют в художественном пространстве его основные функции. Вместе с другими институтами культуры и активном участии галереи создается история современного искусства.
Сегодня в Тобольске остро существует необходимость в осуществлении основного направления деятельности галереи современного искусства – это экспонирование и продажа произведений искусства современных художников. Так как художественная галерея может ставить перед собой разные задачи от исключительно коммерческих функций до социально культурных.
Галерея становиться посредником между покупателем и художником, заботится о том, чтобы язык современного искусства стал понятен как можно большем числу зрителей.
Необходимо отметить, что художественные галереи западной Сибири по организационной форме подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с 50 ст. гражданского кодекса РФ все юридические лица в целях хозяйствования делятся на коммерческие и некоммерческие.
Есть причины, которые препятствуют развитию полномасштабной картинной деятельности Сибирского региона. Одна из них низких уровень спроса и недостаток потребительских капиталов. В отличие от столицы, где сформировалась определенная мода на коллекционирование и приобретение и художественных работ как способа денежных вложений Сибирский регион пребывает пока в стадии самоопределения и формирования. Стоимость произведения сибирского художника в среднем составляет от 7 до 20 тысяч рублей. Ценовая категория на произведения известных художников Сибирского региона варьируется примерно от 50 до 160 тысяч рублей и выше, по оценке экспертов.
Основная масса потребителей, располагающих экономическими возможностями на данный момент не достаточно сформирована. На примере Тобольска - наибольшая частная коллекция произведений художников принадлежит предпринимателю А.Г. Елфимову. Культура коллекционирования очень редкое явление для Сибирского региона она подразумевает определенную культурологическую базу, знания художественных традиций, истории.
Для развития галерейного дела в Сибири необходима экономическая поддержка городских учреждений культуры и администраций городов, так как у большинства Сибирских галерей нет средств на рекламу, на создание собственного сайта. При преодолении вышеперечисленных проблем можно будет вести речь о продвижении произведения искусства Сибири. Развитие рынка Сибирского региона происходит в общей направленности Российского галерейного дела, но с некоторым отставанием в следовании общим тенденциям, ранее отсутствие механизмов оценки и продвижение произведения искусства. Причина этого необходимость привлечения серьезных искусствоведов и недостаток финансовых вложений.
Изобразительное искусство России сегодня переживает совершенно новый этап, связанный с изменением социокультурном изменении в стране, с влиянием новейших технологий на культуру с развитием художественного рынка. Художественные галереи помимо коммерческих функций занимаются просветительской деятельностью. Просветительской деятельностью занимается не только галерея, созданная на базе высших учебных заведений, но и частные художественные галереи.
Итак, художественные галереи изобразительного искусства органично вошли в культурную жизнь Сибирского региона. Говоря о художественном рынке в России, отметим что, начиная с XVIII в. художественные галереи способствовали распространению художественных ценностей в обществе, формированию отношения к произведению искусства как к товару.
В современных российских условиях арт-галерея выступает как феномен культуры, т.к. она является пространством, формирующим представление о современном изобразительном искусстве.
Информационные технологии включаются активно в систему арт-рынка, но носят, положительный и отрицательный характер.
Существующие на сегодняшний день художественные галереи современного искусства Западной Сибири по форме собственности подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Специфика провинциальных галерей выражается в преимущественном обращении к реалистическому искусству, которое ориентировано на духовные и культурные ценности населения. Акцент на просветительскую функцию – это особенность галерей Тобольска и Тюменской области.
Таким образом, к настоящему времени галерее принадлежат важные гуманитарные и экономические функции в развитии культуры, искусства, и художественной жизни региона. Галереи влияют на формирование художественного рынка, на развитие культурного туризма, особую ценность представляет изучение именно просветительскую функцию художественных галерей.