ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКАМИ
Секция: 6. Педагогика
XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКАМИ
Данные опроса РАН свидетельствуют о том, что 86% граждан нашей страны считают, что будущее России и её благополучие в возрождении духовности детей и подростков. Необходимым условием при этом является формирование человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Таким образом, задача воспитания духовно развитой, высоконравственной и культурной личности признается современным образованием инновационной педагогической ценностью [3, с.82].
Становление современных российских подростков проходит в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической и психологической обстановке, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда утрачены былые ценности и авторитеты. Особое значение для развития личности ребенка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура и православные ценности рассматриваются как высший уровень человеческой деятельности, вобравший в себя опыт более чем двух тысячелетий. Очевидно, что в процессе освоения и усвоения традиций и ценностей православной культуры особую значимость обретают возрастные изменения ребёнка. В связи с этим представляется актуальным проанализировать психолого-педагогические особенности подростков.
Анализируя различные источники современных психолого-педагогических исследований, мы выяснили, что предподростковый и подростковый возраст обычно называют переломным, переходным или критическим. Именно в этот период подросток по-новому начинает оценивать себя, родителей, сверстников и в целом свое окружение. К.Д. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1, с.119].
Рассматривая феномен ценностных ориентаций, следует отметить, что у детей в этот период наблюдается стремление более углубленно понять себя, происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. В подростковый период у человека происходит становление мировоззрения, наблюдается рост интереса к вопросам религии, морали и эстетики, формируется способность к анализу. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
В связи с этим, становятся интересны материалы исследований «Ценностных ориентаций» педагогов Разиной М.В. и Поповой Л.Г. [2, с.127–134], где выявлено, что подростки, воспитывающиеся в православной среде, отличаются от своих светских сверстников, однако психофизиологические особенности возраста, характеризующегося чрезвычайно быстрыми изменениями, не зависят от духовно-нравственной направленности личности. В данном исследовании приняли участие дети и подростки, посещающие воскресные школы. Респондентам предъявили два списка терминальных (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальных ценностей (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Респондентами были выбраны ценности, которые являются частью портрета «правильного» подростка – трудолюбивого, старательного, послушного. Выбран был и пункт «исполнительность», это является подтверждением того, что в будущем они смогут следовать православным нормам. Так как основной труд подростка учёба, то актуальным был выбор ценности «образованность», что может свидетельствовать о понимании подростками значимости учебы.
Низкая ранговая позиция ценности «терпимость» и высокая позиция ценности «активная жизнь» и «уверенность в себе», возможно, связаны с противоречивым характером подросткового возраста. Неприятие этой ценности может свидетельствовать о протесте подростка, его стремлении к самоидентификации, оформлении его «Я» – концепции, в которую не вписываются проводимые взрослыми идеи.
«Здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь» напрямую коррелируются с православными ценностями. Ценность «любовь» занимает высокую позицию среди ценностных ориентаций у подростков. Ценность «жизненная мудрость» может интерпретироваться как показатель лояльности к древним истинам. В среде же светских подростков она довольно редко является значимой, поскольку этот период в жизни человека отличается максимализмом, определенным бунтарством и стремлением к неподчинению признанным авторитетам.
Результаты теста позволили сделать вывод о том, что в целом духовно-нравственные ценности, заложенные в основу воспитания и обучения, достаточно сильно укоренены в сознании подростков, воспитывающихся в воскресной школе. Они, безусловно, отличаются от морально-этических установок светских подростков и более консервативны по сравнению с ними, но подвержены тем же психофизиологическим возрастным изменениям. Следовательно, традиционные православные ценности по-прежнему являются действенной и эффективной образовательно-воспитательной системой, формирующей определенный набор духовно-нравственных качеств личности. Отсюда следует, что работа с подростками по приобщению к православным ценностям имеет положительный эффект в воспитании и могла бы успешно стать частью программы учреждений культуры, основного и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию. Таким образом, в приобщении к православным ценностям очень важно сместить акценты в сторону нравственно-интеллектуального развития. Дать возможность изучения православной культуры в её историческом развитии. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православных ценностей.
Для выработки подростком собственной жизненной позиции работа может быть направлена на достижение целей личностной самоидентификации, содействия формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватному современному уровню познания и культуры. Эти цели могут реализоваться в таких содержательных линиях, как «Исторический образ жизни», «История православной культуры»; «Письменная культура Православия», «Православное искусство, сохранившее высокохудожественные музыкальные и литературные, изобразительные и декоративно-прикладные образцы православия» и т.д.
В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение к соприкосновению с православными ценностями; показать значение православных ценностей лично для ребёнка, а также для благополучия его семьи, развития культуры и всех сфер общества. Культура может научить подростков противостоять бескультурию, а также псевдокультуре в виде тревожных веяний нашего времени.
Осваивая русскую культуру посредством декоративно-прикладного творчества, подростки ненавязчиво и свободно могут включаться в процесс создания материальных ценностей, тем самым формируя свои представления о духовном мире русского народа. Ведь в культурологическом прошлом России материальный мир, участвовавший в обрядах и традициях, наделён особыми свойствами, несомненно, связан с миром духовным. Воспринимая, анализируя и оценивая художественные произведения, подростки овладевают опытом создания декоративного образа в произведении с опорой на приобретенные знания. Через познание православного искусства в комплексе развивается духовная культура подростка, основанная на православных ценностях.