ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТИКЕТНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Секция: 6. Педагогика
XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТИКЕТНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ
Современное общество требует от каждой личности, желающей реализовать свой потенциал, таких качеств, как: мобильность, коммуникабельность, умение следовать правилам и нормам этикета. Однако без качественной подготовки все перечисленные качества не могут быть сформированы на высоком уровне.
По мнению таких психологов как: Ж. Пиаже, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и др. необходимо уже с младшего дошкольного возраста воспитывать поколение, которое будет толерантным, воспитанным, внимательным к людям. Уже в столь раннем возрасте каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения должен научиться анализировать свое поведение, оценивать и исправлять свои ошибки. Для этого необходимо сформировать у каждого ребенка потребность вести себя в соответствии с нормами и правилами, принятыми в современном социуме, что, несомненно, поможет ему социализироваться в обществе, а также лучше адаптироваться на ступени начального общего образования.
Ребятам дошкольного возраста свойственен живой и неподдельный интерес к окружающему его миру, активность, открытость, повышенная эмоциональность — все это и создает благоприятные условия для формирования у ребенка этикетных умений и навыков.
Этическая культура поведения ребенка - это совокупность норм и требований поведения дошкольника в быту, в общении и в различных видах детской деятельности. Этическая культура тесно связана с нравственными чувствами, поступками и, в свою очередь, подкрепляет и их [1, с.25].
Этикетная культура поведения состоит из следующих компонентов:
· культура деятельности;
· культура общения;
· культурно-гигиенические навыки[4,с.46].
Культура общения является неотъемлемой частью этикетной культуры поведения, поэтому в рамках данной статьи хотелось бы более подробно остановиться именно на этой теме.
Становление у дошкольника навыков культуры общения имеет свои особенности, связанные с психологическими особенностями детей. Ведущие педагоги и психологи, такие как А.К. Байбурина, Н. Т. Жуковская, Т.В. Цивьян, П.А. Кропоткина, В.С. Соловьева и др. выделяют основные методы и способы педагогического воздействия на ребенка: игра, дидактические упражнения, решение проблемных ситуаций, пример для подражания, приучение, поощрение, словесные методы: беседа, разъяснение. [5,с.34]. Современные исследования в данной области показывают, что культура поведения, моральные принципы взаимоотношений, этикетные формулы дети дошкольного возраста хорошо воспринимают, если с ними ежедневно и систематически проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.
В связи с данным утверждением после анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, мы составили таблицу «Организация деятельности по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста». В данной таблице отражены: задачи по развитию культуры речевого общения, методы и приемы, используемые воспитателем для достижения поставленных задач и формы организации деятельности по формированию речевой культуры в разных возрастных группах. Представленная таблица поможет педагогам и молодым специалистам организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию речевой культуры ребенка с учетом их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей.
Таблица 1.
«Организация деятельности по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»
Возрастная группа |
Задачи |
Методы и приемы работы с детьми |
Формы организации |
||
Развитие связной речи дошкольников |
|||||
1. Старшая группа 2. Подготовительная группа |
1. Формировать у детей умения отвечать на эвристические вопросы, используя этические формулы 2. Учить детей составлять вопросы для сверстников с использованием норм культуры речи 3. Формировать практические навыки культурного общения в процессе диалога и монолога; 4. Формировать мотивацию к употреблению образцовой речи с педагога; 5. Учить детей сочинять миниатюра, рассказы и др. в содержании которых используются этикетные нормы. |
1. Различного рода беседы 2. Решение проблемных ситуаций 3. Постановка проблемных вопросов дошкольниками, педагогом 4. Дидактические игры в групповой, парой форме. 5. Разъяснение этикетных формул. 6. Сочинение вежливых сказок 7. Образец образцовой речи для подражания 8. Самостоятельное сочинение сказок 9. Игры драматизации. |
1. Совместная деятельность педагога с детьми 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Регламентированная деятельность |
||
Знакомство с художественной литературой |
|||||
1. Средняя группа 2. Старшая группа 3. Подготовительная группа |
1. Обогащать словарный запас этическими формулами; 2. Знакомить с нормами литературного языка; 3. Способствовать усвоению способов этикетного общения между героями; 4. Закрепить правила культуры речевого общения. 5. Формировать культуру слушания собеседника. |
1. Чтение различных жанров. 2. Выделение из текста различных этикетных формул 3. Драматизация отдельных фрагментов прочитанного
|
1. Совместная деятельность педагога с детьми 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Регламентированная деятельность |
||
Развитие и обогащение словаря дошкольника |
|||||
1. Старшая группа 2. Подготовительная группа |
1. Объяснить и разъяснить значения «волшебных слов», этических формул и выражений; 2. Побуждать к многократному проговариванию различных формул, сложившихся в русском речевом этикете; 3. Обогащать речь синонимическими вариантами различных этикетных формул. |
1. Воспроизведение этических формул 2. Употребление в речи «волшебных и добрых слов». 3. Дидактическая игра «Эхо» 4. Дидактические и игровые упражнения |
1. Совместная деятельность педагога с детьми 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Регламентированная деятельность |
||
Невербальное общение |
|||||
1. Старшая группа 2. Подготовительная группа |
1. Развивать умения общаться без слов с использованием жестов, мимики; 2. Закрепить умение регулировать свое поведение; 3. Развивать умение понимать настроение окружающих по движениям и мимике; 4. Развивать умение проявлять доброжелательность, выражать одобрение посредством мимики, жестов. 5. Развивать чувство близости с окружающими. |
1. Драматизация различных фрагментов 2. Выражение своего впечатления посредством жеста, мимики 3. Рассматривание различных фотографий, иллюстраций 4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок |
1. Совместная деятельность педагога с детьми 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Регламентированная деятельность |
Таким образом, организация и содержание деятельности по формированию речевой культуры общения у дошкольников является:
· Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения;
· Умение сотрудничать и находить общий язык с разными собеседниками: взрослыми и детьми;
· формирование речевой культуры общения сводится к разным видам детской деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.
Из всего вышеперечисленного следует, что работа по формированию речевого этикета должна регулярно и систематически проводиться в каждом ДОУ, для того, чтобы его воспитанники, имели четкое представления о культуре поведения, могли применять свои знания о речевой культуре в повседневной жизни и специально организованной деятельности.
Знание педагогом особенностей психического развития детей дошкольного возраста, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач этикетного воспитания, в том числе и формирования речевой культуры общения.
Так же можно утверждать, что формирование культуры этикетного поведения предполагает совместную работу родителей и ДОУ.