Статья:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТИКЕТНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ

Конференция: XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Пичугина Т.В. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТИКЕТНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(35).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 50 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТИКЕТНЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ

Пичугина Татьяна Викторовна
студент 4 курса, 1 группы, очной формы обучения факультета педагогики и психологии Шуйского филиала ИвГУ РФ, г.Шуя
Жданова Светлана Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, стар. препод. факультета педагогики и психологии Шуйского филиала ИвГУ, РФ, г.Шуя

Современное общество требует от каждой личности, желающей реализовать свой потенциал, таких качеств, как: мобильность, коммуникабельность, умение следовать правилам и нормам этикета. Однако без качественной подготовки все перечисленные качества не могут быть сформированы на высоком уровне.

По мнению таких психологов как: Ж. Пиаже, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и др. необходимо уже с младшего дошкольного возраста воспитывать поколение, которое будет толерантным, воспитанным, внимательным к людям. Уже в столь раннем возрасте каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения должен научиться анализировать свое поведение, оценивать и исправлять свои ошибки. Для этого необходимо сформировать у каждого ребенка потребность вести себя в соответствии с нормами и правилами, принятыми в современном социуме, что, несомненно, поможет ему социализироваться в обществе, а также лучше адаптироваться на ступени начального общего образования.

Ребятам дошкольного возраста свойственен живой и неподдельный интерес к окружающему его миру, активность, открытость, повышенная эмоциональность — все это и создает благоприятные условия для формирования у ребенка этикетных умений и навыков.

Этическая культура поведения ребенка - это совокупность норм и требований поведения дошкольника в быту, в общении и в различных видах детской деятельности. Этическая культура тесно связана с нравственными чувствами, поступками и, в свою очередь, подкрепляет и их [1, с.25].

Этикетная культура поведения состоит из следующих компонентов:

·     культура деятельности;

·     культура общения;

·     культурно-гигиенические навыки[4,с.46].

Культура общения является неотъемлемой частью этикетной культуры поведения, поэтому в рамках данной статьи хотелось бы более подробно остановиться именно на этой теме.

Становление у дошкольника навыков культуры общения имеет свои особенности, связанные с психологическими особенностями детей. Ведущие педагоги и психологи, такие как А.К. Байбурина, Н. Т. Жуковская, Т.В. Цивьян, П.А. Кропоткина, В.С. Соловьева и др. выделяют основные методы и способы педагогического воздействия на ребенка: игра, дидактические упражнения, решение проблемных ситуаций, пример для подражания, приучение, поощрение, словесные методы: беседа, разъяснение. [5,с.34]. Современные исследования в данной области показывают, что культура поведения, моральные принципы взаимоотношений, этикетные формулы дети дошкольного возраста хорошо воспринимают, если с ними ежедневно и систематически проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

В связи с данным утверждением после анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной теме, мы составили таблицу «Организация деятельности по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста». В данной таблице отражены: задачи по развитию культуры речевого общения, методы и приемы, используемые воспитателем для достижения поставленных задач и формы организации деятельности по формированию речевой культуры в разных возрастных группах. Представленная таблица поможет педагогам и молодым специалистам организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию речевой культуры ребенка с учетом их возрастных, психологических и индивидуальных особенностей.

Таблица 1.

«Организация деятельности по формированию культуры речевого общения у детей дошкольного возраста»

Возрастная группа

Задачи

Методы и приемы работы с детьми

Формы организации

Развитие связной речи дошкольников

1.    Старшая группа

2.    Подготовительная группа

1.    Формировать у детей умения отвечать на эвристические вопросы, используя этические формулы

2.    Учить детей составлять вопросы для сверстников с использованием норм культуры речи

3.    Формировать практические навыки культурного общения в процессе диалога и монолога;

4.    Формировать мотивацию к употреблению образцовой речи с педагога;

5.    Учить детей сочинять миниатюра, рассказы и др. в содержании которых используются этикетные нормы.

1.   Различного рода беседы

2.   Решение проблемных ситуаций

3.   Постановка проблемных вопросов дошкольниками, педагогом

4.   Дидактические игры в групповой, парой форме.

5.   Разъяснение этикетных формул.

6.   Сочинение вежливых сказок

7.   Образец образцовой речи для подражания

8.   Самостоятельное сочинение сказок

9.   Игры драматизации.

1.    Совместная деятельность педагога с детьми

2.    Самостоятельная деятельность детей

3.    Регламентированная деятельность

Знакомство с художественной литературой

1.    Средняя группа

2.    Старшая группа

3.    Подготовительная группа

1. Обогащать словарный запас этическими формулами;

2. Знакомить с нормами литературного языка;

3. Способствовать усвоению способов этикетного общения между героями;

4. Закрепить правила культуры речевого общения.

5. Формировать культуру слушания собеседника.

1.    Чтение различных жанров.

2.    Выделение из текста различных этикетных формул

3.    Драматизация отдельных фрагментов прочитанного

 

1.    Совместная деятельность педагога с детьми

2.    Самостоятельная деятельность детей

3.    Регламентированная деятельность

Развитие и обогащение словаря дошкольника

1.    Старшая группа

2.    Подготовительная группа

1.    Объяснить и разъяснить значения «волшебных слов», этических формул и выражений;

2.    Побуждать к многократному проговариванию различных формул, сложившихся в русском речевом этикете;

3.    Обогащать речь синонимическими вариантами различных этикетных формул.

1.     Воспроизведение этических формул

2.     Употребление в речи «волшебных и добрых слов».

3.     Дидактическая игра «Эхо»

4.     Дидактические и игровые упражнения

1.    Совместная деятельность педагога с детьми

2.    Самостоятельная деятельность детей

3.    Регламентированная деятельность

Невербальное общение

1.    Старшая группа

2.    Подготовительная группа

1.    Развивать умения общаться без слов с использованием жестов, мимики;

2.    Закрепить умение регулировать свое поведение;

3.    Развивать умение понимать настроение окружающих по движениям и мимике;

4.    Развивать умение проявлять доброжелательность, выражать одобрение посредством мимики, жестов.

5.    Развивать чувство близости с окружающими.

1.     Драматизация различных фрагментов

2.     Выражение своего впечатления посредством жеста, мимики

3.     Рассматривание различных фотографий, иллюстраций

4.     Составление рассказов по серии сюжетных картинок

1.    Совместная деятельность педагога с детьми

2.    Самостоятельная деятельность детей

3.    Регламентированная деятельность

 

Таким образом, организация и содержание деятельности по формированию речевой культуры общения у дошкольников является:

·     Формирование знаний о правилах и нормах речевого этикета в разных ситуациях общения;

·     Умение сотрудничать и находить общий язык с разными собеседниками: взрослыми и детьми;

·     формирование речевой культуры общения сводится к разным видам детской деятельности: регламентированной, совместной, самостоятельной.

Из всего вышеперечисленного следует, что работа по формированию речевого этикета должна регулярно и систематически проводиться в каждом ДОУ, для того, чтобы его воспитанники, имели четкое представления о культуре поведения, могли применять свои знания о речевой культуре в повседневной жизни и специально организованной деятельности.

Знание педагогом особенностей психического развития детей дошкольного возраста, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач этикетного воспитания, в том числе и формирования речевой культуры общения.

Так же можно утверждать, что формирование культуры этикетного поведения предполагает совместную работу родителей и ДОУ.

 

Список литературы:
1. Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики» – Ярославль. Академия развития. 2010.
2. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.
3. Богуславская, Н.А. Купина Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «АРГО», 2009. 
4. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб., 2013.