Пропорции «Модулора» Ле Корбюзье в марсельской «Жилой единице»
Секция: Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Пропорции «Модулора» Ле Корбюзье в марсельской «Жилой единице»
После второй мировой войны город Марсель поручил швейцарскому архитектору Ле Корбюзье построить жилой поселок непосредственно на побережье моря. Корбюзье, однако, решил иначе. Вместо проекта двадцати-тридцати домиков, на его чертежной доске стали вырисовываться контуры одного 18-этажного здания. Ле Корбюзье мыслил иначе, чем весь мир и этот проект стал буквально громким объявлением протеста всем существующим правилам и законам привычной нам архитектуры.
Жилая единица в Марселе – семнадцатиэтажный единый комплекс в Марселе (Рис. 1) (1945–1952) расположен среди парка на бульваре Мишле. Ориентация квартир — восток — запад, на север выходит глухой торец. Здание поднято на мощных опорах. Оно включает 337 квартир 23 различных типов (квартиры для холостяков, для мало- и многосемейных), обслуживаемых пятью коридорами – «внутренними улицами», средняя из которых, торговая, связывает квартиры с различными учреждениями торговли и обслуживания, размещенными в доме. Квартиры расположены в двух уровнях, что позволило разместить коридоры через два этажа и дало возможность резко дифференцировать комнаты по высоте, внести в интерьер жилища пространственные контрасты.
Основная идея «Жилой единицы»
Ле Корбюзье исходил от постулата, что предназначенный для человека дом должен быть создан в человеческом масштабе. Марсельская единица стала первым опытом применения разработанной Ле Корбюзье соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, которой он дал название «Модулор». Система основывается на золотом сечении и приближающихся к нему отношениях чисел ряда Фибоначчи. Эмблема ее – мужская фигура с поднятой рукой (Рис.2). Ее сопровождают переплетающиеся спирали «красного» и «синего» рядов величин, возрастающих в отношении золотого сечения. Основа «красного ряда» – условный рост человека, принятый равным 6 футам (182,8 см). Членение, уменьшающее исходную величину в золотом сечении, определяет сторону квадрата, удвоение которого дает рост человека с поднятой рукой (226 см = 89 дюймов), начиная при этом «синий ряд» размеров. Размерности марсельской жилой единицы сверены по шкалам Модулора, что должно было не только ввести их в единство математической гармонии, но и связать с величинами и пропорциями человеческого тела.
Рисунок 1. Марсельская «Жилая единица».1945–1952. архитектор: Ле Корбюзье
Марсельская единица построена на 15 основных величинах Модулора – включая длину здания, глубину его корпуса и высоту (соответственно 140, 24 и 56 м). Размер 226 см определил минимальную высоту помещений в чистоте; шкалой Модулора задан и планировочный шаг, а следовательно, чистое пространство между стенами квартиры – 366 см. По словам Ле Корбюзье, Эйншейн, ознакомившийся с Модулором, сказал, что благодаря ему «плохое сделать трудно и сложно, хорошее – просто и естественно.
Принципы строительства
В своем концепте Ле Корбюзье пытался построить город внутри дома. Создать совершенно уникальный и самостоятельный организм, который бы функционировал автономно и позволял своим жителям проводить время с максимальным комфортом. Такие здания утопичны по своей сущности, но чтобы оценить величественный полет мысли архитектора они подходят более чем прекрасно. По замыслу Ле Корбюзье, «Жилая единица» охватывала 26 социальных функций – для них были, в частности, предусмотрены спортивный зал, торговая галерея, занимающая часть 7 и 8-го этажей, прогулочная крыша с беговой дорожкой, плескательным бассейном (Рис. 2) и детским садом.
Рисунок 2. «Модулор» Ле Корбюзье
О квартирах
Квартиры разделены акустически и сформированы как независимые микрообъекты, закрепленные внутри бетонной клетки каркаса. Ле Корбюзье сравнивал эту систему с бутылками, уложенными на стеллаж. Их внутренние пространства напряжены, контрастны. Сжатая низкая часть переходит в высокий объем гостиной, «бассейн света», откуда для каждой ячейки открывается свой вид на окружение, скадрированный и обрамленный глубокой лоджией, благодаря чему чувство защищенности сильно, как в пещере.
Рисунок 3. бассейн на крыше марсельской «Жилой единицы». арх: Ле Корбюзье
Дом пронизывают низкие, длинные коридоры, ведущие в жилые квартиры (Рис. 4). Их пластическая сложность создаётся цветной покраской стен, заглублением входных дверей и ящиками для операций со стиркой белья. Из коридора можно войти в две двухэтажные квартиры. Одна развивается над ним. Другая под ним. Таким образом, между коридорами расположено два квартирных этажа по 2.28м. в чистоте. Если мы входим в квартиру, развивающуюся наверх, то перед нами передняя, кухня и гостиная 3.36м шириной, частично двухсветная. На втором этаже спальня, нависающая над пространством гостиной и две узкие спальни (детские) по 1.66 м шириной. При входе в такую спальню, у стены расположен умывальник, шкаф и кровать. Дальше, ближе к окну, находится рабочий стол и раздвижная стена. С её помощью можно объединить часть пространства двух комнат. За спальнями и за гостиной находятся глубокие лоджии (в Марселе очень солнечно), что позволяет иметь ширину этого дома более 20ти метров.
Рисунок 4. Квартира в «Жилой единице». архитектор: Ле Корбюзье