Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития
Необходимость оказание психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих детей с задержкой психического развития обусловлена целым рядом обстоятельств. С каждым годом возрастает количество семей, воспитывающих детей с ЗПР. Недостаточная информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, отказ признавать данное нарушение и несвоевременное обращение к специалистам, приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи специалистов таким детям. Вместе с тем, семьи, которые имеют детей с нарушенным развитием, относятся к наиболее уязвимым и специфическим категориям населения. Вследствие проблем воспитания и ухода, а также невозможности самореализации возникает затруднительное полноценное функционирование, что приводит к натянутости и напряженности внутрисемейных отношений. Таким образом, данная категория семьи, особенно нуждается в оказании психолого-педагогической помощи, а также участия специалистов в процессе воспитания и обучения детей с ЗПР. В совместной деятельности педагогов и специалистов возможен более интенсивный процесс развития ребёнка.
Под оказанием психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающих ребёнка с задержкой психического развития, следует понимать наличие обстоятельств напрямую способствующих оказанию комплексной, профессиональной, совместной деятельности следующих специалистов: воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, социальных работников, врачей, деятельность которых направлена на своевременное оказание помощи родителям в разрешении проблем, связанных с проблемами развития и воспитания данной категории детей [7, с. 24].
Совокупность мер, направленных на психолого-педагогическую поддержку семье, должна представлять собой комплекс, так как случайные условия не способствуют эффективной реализации по оказанию помощи и поддержки таким семьям [8, с. 13]. Только благодаря совместной деятельности специалистов и семьи возможен более прогрессивный характер воспитания и обучения данной категории детей. Но многие родители отказываются от помощи, считая своего ребёнка здоровым, тем самым только ухудшая его развитие и возможность справиться в более короткие сроки с отставанием в психическом развитии.
Поддержка семей, воспитывающих детей с ЗПР со стороны специалистов, предполагает реализацию следующих психолого-педагогических направлений, которые основаны на индивидуальном подходе к таким семьям:
Первое направление оказания психолого-педагогической поддержки, осуществляется через повышение профессионального уровня сотрудников специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения [6, с. 41].
Работа с детьми с ЗПР имеет свою специфику, здесь можно выделить ряд требований к педагогу, работающему с данной категорией детей:
· прежде всего это гражданская ответственность и социальная активность;
· любовь к детям, желание работать с такими детьми, а также вместе с другими специалистами;
· доброжелательность и желание помогать безвозмездно;
· высокий профессионализм и уровень подготовки;
· готовность к созданию новых творческих решений и проектов;
· потребность к самообразованию и готовность к нему.
Авторы В.О. Скворцова, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, Л.И. Акатов отмечают, что в структуре личности сотрудника дошкольного учреждения главная роль принадлежит профессионально-педагогической направленности процесса воспитания. Она является тем основанием, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога [7, с. 37].
Второе психолого-педагогическим направление − сотрудничество специалистов.дошкольного образовательного учреждения .и. родителей .в совместной деятельности ДОУ. Это направление осущетсвляется через принятие равных позиций обеих сторон, уважительное отношение друг к другу с опорой на их индивидуальные возможности и способности[5].
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, направленные на преодоление дефекта у ребёнка, но и взаимопонимание в процессе работы, взаимопознание, взаимовлияние между взаимодействующими сторонами. Именно на таких доверительных отношениях основана эффективная работа. Согласно определению Л.В. Ковинько, Л.Г Петряевской, М.И. Рожкова, под совместной деятельность ДОУ и родителей мы понимаем их прямое участие в планировании и организации образовательного процесса; организацию творческих открытых занятий, на которых самым активным образом можно поделиться своим опытом и заимствовать чужой; организацию современной социально-развивающей среды в группах; разработке планирования самостоятельной и совместной деятельности детей; разработке собственных кружков и направлений, программ и планов для работы с родителями; привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ, что может осуществляться через анкетирование, открытые занятия или семинарские заседания [1, с. 39].
Третье направление оказания поддержки семьям − психолого-педагогическое просвещение родителей и членов их семей. Оно связано с необходимостью повышения педагогической культуры внутри семьи. Нам известно, что решающее влияние на становление человека оказывает семья: именно в ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и материальным.ценностям, вгляды на других и нам самого себя [1, с. 46]. Наиболее значимые направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи, воспитывающей ребёнка с задержкой психического развития являются:
· дифференцированный подход изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в той или ной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей;
· индивидуализация, которая направленна на более четкое воздействие на конкретного ребенка, исходя из особенностей его личности, условий воспитания вне образовательного учреждения, перспективных планов семьи и самого ребенка [3, с. 9].
Дифференцированная работа в системе педагогического обучения определяется рядом причин и обстоятельств:
· трудности, которые семья испытывает при воспитании конкретного ребёнка;
· степень доверия родителей к дошкольному образовательному учреждению;
· способность родителей к анализу собственной деятельности как воспитателей внутри дома;
· взаимоотношения между членами семьи
· характер взаимоотношений между членами семьи;
· степень влияния на детей отдельно проживающих родственников;
· традиции семьи.
Отмечается так же положительное влияние на семьи, оказанное на посещении различных мастер-классов, которые организуют педагоги и психологи, имеющие большой опыт работы в таких семьях. Возможность поучаствовать в различных постановках, танцевальных сценках оказывает огромное положительное влияние на настроение внутри семьи. Родители и дети становятся ближе друг к другу, отмечается положительная динамика в психическом развитии ребенка, у родителей возникает желание продолжать далее работать со специалистами [4, с. 160].
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка должна осуществляться рядом специалистов, которые профессионально подготовлены и ориентированы на работу с семьями, воспитывающих детей с таким недугом, как задержка психического развития.