Развитие коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности
Секция: Педагогика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Развитие коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности
Коммуникативные умения - одни из важнейших умений современной личности. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности, в том числе и учебной. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
Под коммуникативными умениями понимается комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований, как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик [1]. Развитие коммуникативных умений у старшеклассников - это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности школьника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Работа по развитию коммуникативных умений старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности является одним из самых сложных направлений научно-методической деятельности каждого учителя. Большое влияние на развитие коммуникативных умений оказывает учебно-исследовательская культура личности. Учебно - исследовательская культура личности – это компонент базовой культуры личности, характеризующий единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, целостного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие [2].
Нами было проведено исследование влияния школьной тревожности на сформированность учебно-исследовательской культуры школьников для 50 одаренных учеников из 14 школ г. Белгорода ( 1, 2, 3, 9, 10, 17, 22, 25, 31, 32, 39, 45, 47, 48), из них 22 – учащиеся 10 классов и 28 - учащиеся 11 классов.
Наибольшее влияние на сформированность учебно-исследовательской культуры школьников оказывают переживание социального стресса и страх самовыражения. Интенсивность познавательной потребности, уровень соблюдения правил научной организации труда учащегося и обобщение предметного и операционального результатов исследования зависят от переживаний социального стресса и от страха самовыражения. А интенсивность познавательной потребности и обобщение предметного и операционального результатов исследования зависят от низкой физиологической сопротивляемости стрессу.
Проанализировав информацию и полученные данные, нами были составлены следующие методические рекомендации педагогам школы:
1. Развивать специальные техники устной речи при подготовке старшеклассников к выступлениям для преодоления страха самовыражения. Для того чтобы негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей не стали преградой для формирования учебно-исследовательской культуры школьников учитель должен регулярно проводить семинарские занятия, конференции, на которых школьники будут представлять свои доклады, статьи и другие формы устных выступлений. Каждое новое выступление перед аудиторией будет развивать коммуникативные умения, и страх демонстрации своих возможностей будет сводиться к минимуму. Так же, учитель может способствовать развитию вербальных коммуникативных умений (умения выразительно говорить и читать, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувства). Отказавшись от примитивных вопросов во время урока, педагог может составлять ребусы или кроссворды, а во время прочтения статей или докладов обращать внимание на шаблоны обращений, алгоритмы построения выступлений.
2. Обсуждать со школьниками способы транслирования учителю проблем своей подготовки к проверке знаний. То есть обучать школьников правилам обсуждения проблем, при помощи коммуникативных умений, способствовать уменьшению общей тревожности в школе, значительное влияние на которую оказывает страх проверки знаний. К примеру, при помощи убеждений или внушений учитель может способствовать уменьшению страха проверки знаний. Не внушать учащимся, что они никогда не смогут написать контрольные работы или сдать ЕГЭ, а убеждать их в том, что они смогут пройти ту или иную форму контроля, если будут учиться и выполнять задания учителя.
3. Способствовать повышению физиологической сопротивляемости стрессу старшеклассников при помощи обучения школьников техникам коммуникации на специальных занятиях. Для того, чтобы приспособить школьников к ситуациям стрессогенного характера, понизить вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды педагог может организовать тренинги, внеурочные беседы со школьным психологом. Учителю следует активно взаимодействовать с учащимися, чтобы быть в курсе социально-психологического микроклимата коллектива. Так же, педагогу не следует осуждать отстающих учеников, а лучше подбадривать их, пытаться развить потенциал, при помощи таких коммуникативных умений как беседа, убеждение. И, конечно же, педагог не должен доводить себя до синдрома эмоционального выгорания, в этом случае, именно он представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
4. Активизировать общение учителя со старшеклассниками, направленное на решение проблем и страхов в отношениях с педагогом. К приемам активизации общения можно отнести следующее: постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи; введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям; использование учителем информации о структуре коллектива, личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе; организация совместной деятельности, укрепляющей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания; оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся, их объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах; организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой учителю стороны; учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.
5. Способствовать преодолению старшеклассниками фрустрации потребности в достижении успеха. Например, при помощи игры педагог может развивать не только коммуникативные умения, но и помогать старшекласснику развивать свои возможности, которые рано или поздно смогут соответствовать его желаниям. Ведь игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Составленные рекомендации поспособствуют развитию у старшеклассников коммуникативных умений, способностей высказывать свои мысли, формировать навыки конструктивного взаимодействия, уменьшению школьной тревожности и повышению учебно-исследовательской культуры.