Статья:

Анализ эмоционального восприятия объектов, изучаемых в курсе физколлоидной химии

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Кожина А.О., Шелехов А.А. Анализ эмоционального восприятия объектов, изучаемых в курсе физколлоидной химии // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ эмоционального восприятия объектов, изучаемых в курсе физколлоидной химии

Кожина Алёна Олеговна
студент 2 курса фармацевтического факультета ДВГМУ, РФ, г. Хабаровск
Шелехов Артур Александрович
студент 2 курса фармацевтического факультета ДВГМУ, РФ, г. Хабаровск
Хекало Татьяна Валентиновна
научный руководитель, канд. хим. наук, доц., фармацевтического факультета ДВГМУ, РФ, г. Хабаровск

 

Эмоциональная сфера пронизывает все стороны существования человека. Как указывает Шаховский В.И., «Эмоции человека – не от окружающего его мира, а от того, как именно он его воспринимает (видит) … Индивидуальное восприятие того, что человека видит… приписывает свойства всему тому, что он видит, оценивает их и даже переживает эту оценку» [1]. Любая точка зрения человека на любой объект всегда эмоционально нагружена. В психологии существует точка зрения о том, что объекты (реальные и абстрактные) можно разделить на две группы: эмоциогенные и неэмоциогенные. К последней группе относятся и объекты, изучаемые в научных и учебно-методических целях. Целью данной работы является проверка этой точки зрения, а именно, определение эмоционального отношения студентов к конкретным физико-химическим объектам. Эмоциональное восприятие было измерено двумя методами: методом гештальт-арт-терапии (в дальнейшем – Арт-тест) и методом «Семантический дифференциал» (в дальнейшем СД-тест).

Данная работа представляет первую часть общего исследования, так как включает только претест, то есть исходный уровень восприятия студентов. Далее, предполагается, что студенты будут проводить эксперименты с данными объектами во время занятий по физколлоидной химии.

В качестве объектов (стимулов) были выбраны: студень, кристалл-дендрит, кольца Лизеганга. Последние два объекта студенты должны изучать, в будущем, экспериментально получая их в студневой среде. Мы предположили, согласно общепринятым воззрениям, что эти объекты не несут эмоциональной окраски, они должны быть эмоционально нейтральными.

Методика эксперимента

Испытуемые – студенты 2 курса фармацевтического факультета мед-университета, дневного отделения, 37 человек. Группа испытуемых однородна по возрасту (средний возраст 18,5 лет), уровню образования, полу (все женского пола).

Методика проведения теста СД заключалась, в следующем. Студентам предлагали оценить заданный стимул по 60-ти биполярным шкалам, полюса которых заданы вербальными антонимами [2]. Испытуемые должны были выбрать из каждой пары антонимов то, которое подходит к данному стимулу, и его подчеркнуть.

Эксперимент занимал как можно меньший промежуток времени, чтобы информанты не могли обдумать, критически оценить и редактировать свой ответ. Способ представления результатов – групповой. Для данного эксперимента были проанализированы результаты трёх шкал:

1)  злой – добрый;

2)  любимый – ненавистный;

3)  опасный – безопасный.

Результаты выражены в процентах. Воспроизводимость эксперимента была определена двумя методами:

1)  методом повторения шкалы в виде инверсии;

2)  методом ретестирования (повторения через 1–3 месяца).

Воспроизводимость результатов признана удовлетворительной, в пределах 10% – 30%, что является нормой для психологических тестов этого типа.

Проведение теста АРТ состояло из двух этапов: прямого теста (кодирования) и обратного теста (декодирования). Кодирование осуществлялось, теми же испытуемыми следующим образом: требовалось нарисовать абстрактную картину на листе белой бумаги, используя 12 цветных карандашей о том, как ощущается данный объект-стимул. На рисование было отведено 2 минуты [3].

Полученные таким образом рисунки декодировали другие студенты, тоже 2 курса дневного фармацевтического, того же возраста и большей части женского пола. Декодирование происходило следующим образом: в светлой аудитории находились двое: экспериментатор и студент-информант.

Перед экспериментом со стимулом «кольца Лизеганга» экспериментатор писал название стимула на доске и говорил: «Лизеганг – это фамилия ученого, а кольца Лизеганга – это химическое явление, которое он открыл. Теперь представьте себе «Кольца Лизеганга»». Далее следует общая инструкция.

Методика декодирования выглядела следующим образом. В светлой аудитории находились двое: экспериментатор и информант. Перед информантом на столе были разложены этикетки с надписями: «любовь», «злость», «любовь» и «нейтрал». Экспериментатор заранее пронумеровал в случайном порядке рисунки (на обратной стороне). Экспериментатор говорил: «Я даю вам пачку рисунков. Посмотрите на рисунок и если он вызывает у вас чувство «любовь», положите его в кучку под этикеткой «любовь» и т.д. Если же рисунок не вызывает никаких чувств, положите его в кучку «нейтральное» (в дальнейшем «нейтрал»). То есть разложите рисунки на четыре кучки».

После того, как информант рассортировал рисунки первый раз, экспериментатор записывал номера рисунков и название эмоций, затем экспериментатор перемешивал рисунки и менял местами положение этикеток на столе. Далее информант раскладывал те же рисунки второй раз. Экспериментатор делал записи второй попытки. Затем была проведена третья попытка. Таким образом, рисунки каждого стимула информант раскладывал три раза.

Результаты усреднялись по группе, были использованы следующие методы статистической обработки: рассчитывался критерий каппа – квадрат и коэффициент линейной корреляции Пирсона. Надёжность теста проверялась методом анализа согласованности результатов отдельных частей теста (метод расщепления) [4]. Были рассчитаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона двух частей теста, результаты оказались очень хорошими (r=0,99).

Результаты эксперимента

Мы предположили, что антоним из теста СД «опасный» аналогичен по смыслу и эмоциональной окраски слову «страх» из теста АРТ;

слово «злой» близко к слову «злость»; слово любимый – слову «любовь». Данные представлены в виде Таблицы 1:

Таблица 1.

Данные % эмоций теста АРТ и % эмоций теста СД

Стимул

Эмоция

Тест АРТ

Тест СД

Студень

Любовь

26,2

43,2

Страх

15,2

13,5

Злость

12,5

24,3

Кристалл-дендрит

Любовь

28,6

81,1

Страх

14,9

37,8

Злость

16,5

13,5

Кольца Лизеганга

Любовь

30,5

54,1

Страх

12,8

32,4

Злость

12,6

27,0

 

Обсуждение и выводы

Результаты двух тестов показали следующее:

1.   все распределения частот выбора рисунков и слов-антонимов для всех трёх стимулов отличаются от равномерного распределения (не являются случайными);

2.  совершенно не эмоциональные, с точки зрения классической психологии, объекты, имеют эмоциональную окраску;

3.  в эмоциональной окраске, согласно теста АРТ, преобладает нейтральное отношение, а далее по убыванию, любовь-злость-страх. В общем, данные физико-химические объекты вызывают, в большей мере, положительную эмоцию (любовь):

4.  для всех стимулов оба метода дают соотношение (% эмоций):

нейтральное>любовь>злость≈страх, откуда следует, что соотношение эмоций не зависит от стимула.

5.  распределение % эмоций для трёх стимулов теста АРТ и теста СД не различаются между собой. Следовательно, тесты АРТ и СД, несмотря на то, что они основаны на разных фундаментальных положениях, дают хорошо согласованные результаты.

 

Список литературы:
1. Шаховский В.И. Модус кажимости: пассионарность оскорблений реальных и кажущихся // Вопросы психолингвистики, 2011, №2.
2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480с.
3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обратоки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350с.