ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Секция: 6. Педагогика
XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Интеграция Казахстана в мировою систему высшего образования, модернизация различных областей образования и социально-экономические преобразования в обществе предъявляют новые требования к системе высшего образования, к качеству подготовки специалистов, предполагающие переосмысления основных направлений формирования личностных свойств и качеств субъектов образования. В условиях обновления современного общества, пересмотра ценностей назрела потребность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Обучение в вузе является одним из важнейших этапов становления личности, в рамках которого формируются личностные свойства: широта интересов, опыт решение множества разнообразных ситуаций, готовность к разработке новых идей; профессиональные качества: хорошо чувствовать проблемы, ориентироваться в реальной обстановке, выражать свои мысли.
Исследование психолого-педагогических основ формирования личности студента средствами естественных дисциплин является наиболее актуальным направлением исследований высшей школы, так как от знания и понимания механизмов развития студентов зависит эффективность всей системы образования.
Проблемы формирования личности освещались в работах прогрессивных казахстанских просветителей – педагогов и фолософов(аль-Фараби, А.Кунанбаев, Ж.А.Аймаутов, Ы.Алтынсарин, А.Баутурсынов, Ш.Уалиханов, М.Дулатов). в их работах четко прослеживается мысль о том, что человек должен иметь цель, стремиться к знаниям, преодолевать препятствия настойчивостью и упорством.
Важное место в решении проблемы формирования личности отводится активным методам обучения (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, И.Я.Лирнер, М.И.Махмутов, В.Ф, Шаталов, М.П.Щепин).
Фундаментальные предпосылки для исследования формирования личности созданы в работах А.К.Ареновой, А.К,Ахметова, К.К.Жампеисовой, К.Б.Жарикбаева, Т.С.Садыкова, Д.И.Мухамеджановой.
Современное высшего образования включает: понимание глубинных процессов, происходящих в обществе и природе; умения и навыки самоуправления личности обучаемого, способствующие ее становлению и самореализации, эффективному усвоению знаний, активной творческой деятельности, адаптации к учебному процессу и окружающей среде.
Процесс формирования личности студента должен быть личностно ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим возможности, потребности и особенности каждого студента, способного самостоятельно принимать решения.
В кредитной системе обучение базируется на основной идее, суть которой заключается в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его умением, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
В формировании личности студента средствами естественных дисциплин важную роль играет демонстрационный эксперимент и самостоятельное выполнение учащимися в форме лабораторных работ, наблюдений, решения экспериментальных задач, демонстрирующих применение на практике приобретенных знаний. Особенно важную роль в формировании личности студента играет решение задач, требующих творческого применения знаний, приводящих учащих к открытию новых знаний, выработке умений самостоятельно объяснять наблюдаемые явления.
Творческий подход к проведению занятий, многообразие методов и форм обучения, исследовательское разнообразие комплексов практических и творческих заданий, опора на научную и педагогическую литературу, способствуют эффективному усвоению программы курса и формированию личности средствами естественных дисциплин.
Сущность научно-методической функции преподавателя высшей школы мы попытались представить, как единство мотивационного, содержательного и операционного компонентов, т.к. каждый преподаватель должен владеть психологическими, теоретическими и практическими навыками профессиональной деятельности.
Рассмотрим сущность каждого компонента по отдельности, готовности учителей по формированию личности студента:
· под мотивационным компонентом понимается наличие ценностных информационных ориентаций, которые формируются в процессе педагогической деятельности, положительное отношение к ней, понимание важности развития личности;
· под содержательным компонентом понимается совокупность знаний о сущности процесса формирования личности студента, особенностей и условий его успешной организации;
· под операционным компонентом понимается наличие умений организовывать и управлять процессом развития личности студента, умений использовать накопленные знания в профессиональной деятельности.
Характеристику трех основных компонентов научно-методической функции преподавателя в высшей школе можно представить в виде схемы, которая представлена в таблице.
Таблица 1.
Компоненты научно-методической функции преподавателя в высшей школе
Дисциплины естественного цикла дают возможность усвоить природные процессы и явления окружающего мира с диалектико-материалистических позиций и овладеть знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностными отношениями к деятельности. Мировоззренческие взгляды, знания, убеждения, оценочные умения, сформированные в учебно-воспитательном процессе, осмысливаются, перерабатываются и превращаются в ценности, которые определяют позицию учащихся по отношению к окружающей действительности.
Состaвляющими для методической системы выступaют: общие цели обрaзовaния; предмет нaуки; зaкономерности рaзвития личности; связь методики естественных дисциплин с философией, дидaктикой, психологией и прaктикой; обрaзовaтельные идеи (технологизaция, гумaнизaция, гумaнитaризaция, фундaментaлизaция, информaтизaция, дифференциaция, регионaлизaция); методические подходы (личностно-ориентировaнный, деятельностный, культурологический, aксиологический, компетентностный) [1, с. 10].
Средствa, необходимые для построения, успешной оргaнизaции, упрaвления и функционировaния системы учебного процессa и ее компонентов выступaют исходные принципы обучения, в которых отрaжaются необходимые и вaжнейшие для теории обучения содержaтельные свойствa, обобщение прaктики, критерии оценки и aнaлизa, пути предвидения и рaзвития системы обучения.
Психологически от занятий требуется не столько тренировка памяти студента, сколько способность самостоятельно мыслить категориями изученного материала. Но эти способности проявляются по-разному у различных людей. Здесь снова необходимо обращение к индивидуализации обучения и контроля знаний студентов. Психологические особенности восприятия, классифицирования, запоминания и применения знаний у студентов различные, темп и режим времени переработки усвоения информации у каждого свой. Рациональная методика преподавания не только требует знания всех этих особенностей, но и учета их в педагогической деятельности.
Рaзвитие в кредитной системе обучения естественнонаучного образования: естественнонaучные дисциплины будут являться одним из важнейших этапов становления личности, в рамках которого формируются личностные свойства: широта интересов, опыт решение множества разнообразных ситуаций, готовность к разработке новых идей; профессиональные качества: хорошо чувствовать проблемы, ориентироваться в реальной обстановке, выражать свои мысли.
Список литерaтуры:
1. Якунчев М. A., О.Н. Волковa, О.Н. Aксеновa, Т.С.Колмыковa, A.Б.Ручин. Методикa преподaвaния биологии. / Под ред. М. A. Якунчевa. – М: «Aкaдемия», 2008. – 10с.