Статья:

РЕСАЙКЛИНГ-АРТ КАК СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Малышева А.В. РЕСАЙКЛИНГ-АРТ КАК СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕСАЙКЛИНГ-АРТ КАК СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Малышева Анастасия Вячеславовна
студентка, 3 курс, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, РФ
Абоимова Ирина Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Искусство XXI века становится все более глобальным, расширяя свои границы и все больше пересекаясь с окружающим миром. Оно не ограничено ни выбором материалов, ни методов, используя как традиционные, например, живопись, графику и скульптуру, так и нетрадиционные формы – перфоманс, инсталляции, видео и др. Сегодня часто встречается термин «арт-объект» в описаниях современных проявлений искусства, вытесняя собой такие понятия как «произведение искусства» и «памятник архитектуры».

Основной, отличительной функцией арт-объекта является привлечение внимания и визуальное взаимодействие со зрителем. Арт-объектом можно назвать произведение искусства, вещь (объект), которые представляют собой художественную и материальную ценность. Арт-объекты, в отличие от других художественных форм, не подчиняются никаким точным правилам. Спонтанность, импульсивность, свобода, являются их основой. Арт-объекты призваны вызывать различные эмоциональные реакции зрителя, заставлять его задуматься, под новым углом взглянуть на что-то обыденное, в остальном они, как правило, нефункциональны.

Арт-объект может быть условно бессмыслен, не эстетичен, странен, но в то же время, креативен и необычен. Фантазия и мастерство художника позволяют создавать арт-объекты, используя самые различные предметы и материалы: стекло, глину, бумагу, дерево, металл и т.д. и даже мусор. Целью художника при создании арт-объекта всегда является желание вызвать у зрителя определенные эмоции, наполняя скучную и унылую среду дыханием настоящего искусства.

В настоящее время возникло новое направление в современном искусстве - ресайклинг – арт (recycling-art), основанное на превращении старых, отслуживших предметов быта в новые арт-объекты. Ресайклинг-арт – это «альтернативное искусство», протест против шаблонов и правил. С точки зрения сохранения окружающей среды, повторного использования вещей ресайклинг-арт схож с эко-артом.

Современное общество привыкло к потреблению, не отдавая себе отчет в том, что ресурсы планеты не безграничны. Множество предметов быта довольно быстро отправляются на утилизацию, не утратив при этом своих физических свойств. Однако эти вещи могут служить и дальше, если из них создать новые арт-объекты.

Ресайклинг-арт ставит своей задачей уменьшение негативного воздействия различного вида отходов на окружающую природную среду, а поэтому он может рассматриваться как направление экологического движения глобального масштаба. Его основными принципами являются экономия природных ресурсов и максимальная экономия материалов, а задачами – сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий изготовления объектов, а также изменение потребительских требований [2].

Ресайклинг-арт, как и эко-арт озабочены также полным устранением пагубного воздействия на окружающую среду бытовых отходов и серьезно рассматривают такие средства как использование альтернативных ресурсов и энергии, максимальную экономию ресурсов.

Задачами ресайклинг-арта являются:

·     улучшение сложившейся экологической ситуации;

·     поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

·     пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

·     формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

·     целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

Ярким представителем ресайклинг-арта в России является арт-группа “Recycle”, созданная краснодарскими художниками А. Блохиным и Г. Кузнецовым. Для своих работ художники используют промышленные материалы, давая им новую жизнь в выставочном пространстве. “Recycle” – это одни из немногих молодых российских художников, которые создают не просто концептуальное, но и высокотехнологичное искусство [3]. Работы арт-группы известны по всему миру – сегодня их проекты можно встретить на главных выставочных площадках Москвы и на крупнейших международных арт-событиях в Венеции, Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

Интересный и подлинно креативный подход к своим работам используют А. Блохин и Г. Кузнецов, показывая свое «отношение к вечности» через иронию с известной долей провокации, так как основным материалом всех работ арт-группы “Recycle” является пластик, полиуретановая резина, гипс и акрил.

Пластиковые стаканчики и бутылки из-под Coca-Cola, вмонтированные в бетон наподобие костей вымерших животных или образов богов на классических барельефах («Культурный слой»), орнамент из проводов, кабеля и автомобильных шин, отпечатавшийся на грунте («История одного квадратного метра»), разбросанные по полу пульсирующие десятиметровые шланги, имитирующие поток воды («Река»). Классический поп-арт, с движущимися люками, появляющимися и внезапно исчезающими человеческими следами, гудящими проводами и вентиляторами – все это неизбежно не оставляет зрителя равнодушным и вовлекает в некую символическую игру.

Зрелищность, узнаваемость и символическое значение, вкладываемое авторами – три обязательных составляющих успеха практически любого современного арт-проекта. Однако творчество Recycle отличает еще и тонкое художественное чутье, благодаря которому эти работы являются реакцией на проблемы современности, высказывают актуальную и понятную мысль доступными средствами. А. Блохин и Г. Кузнецов воссоздают обломки современной цивилизации, работая не в будущем, а в настоящем.

Практики ресайклинг-арта активно используются в развитых странах. Переработка мусора в арт-объекты позволяет экономить природные ресурсы, а также значительно уменьшает степень загрязнения окружающей среды. Творчество же мастеров ресайклинг-арта демонстрирует реакцию на глобальные проблемы урбанистической цивилизации с помощью иронического комментария к ним.

Направленность творчества бразильского художника В. Муниса является сконцентрированной непосредственно на проблеме постоянного роста свалок. Его часто называют экологом и человеком, который борется с традиционными предрассудками. Именно использование нестандартных материалов в создании работ привлекло к В. Мунису большое внимание со стороны общества. Его работы, издалека напоминающие живописные картины, вблизи оказываются умело выполненным коллажем из ненужных предметов быта и даже мусора.

В своих более ранних работах мастер использовал самые разные виды твердых отходов: из обрывков глянцевых журналов, сигаретных окурков, пробок от бутылок, пенопластовой крошки и прочего мусора он успешно воссоздал всемирно известные картины наиболее знаменитых художников – Леонардо да Винчи, Мане, Ван Гога, Пикассо и т.д.

В. Мунис создает свои работы из мусора, собранного на крупнейшей свалке города Рио-де-Жанейро. Главная цель этих работ – обратить внимание общественности на проблему загрязненности этого южноамериканского мегаполиса, задыхающегося от мусора и утопающего в нем. Современная цивилизация – это, прежде всего мусор. Для кого-то он представляет собой лишь груду ненужных вещей, от которых необходимо избавиться. Но для В. Муниса бытовые отходы служат материалами для творчества.

Арт-группа “Recycle” и В. Мунис через художественные образы необычно выполненных объектов дизайна пытаются донести до зрителя идею о необходимости формирования нового экологического сознания и изменения ценностных установок. Ресайклинг-арт является перспективным направлением современного искусства и может рассматриваться как средство решения проблем загрязнения окружающей среды, связанных с утилизацией бытовых отходов и перепроизводством, и экологическим воспитанием общества.

 

Список литературы:

1. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009. – 203 с.

2. Медведев В.Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

3. Уваров А.В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис. … канд. иск. – М., 2010. – 127 с.

4. Драгоценный мусор от Вика Муниса – [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.facepla.net/content-info/photo-mnu/3469-scrap-metal-vik-muniz.html.