Статья:

МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Валиева Л.Р. МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Валиева Лилия Рамилевна
магистр 2 курса Уфимского государственного авиационно-технического университета, г. Уфа, РФ
Фандрова Людмила Петровна
научный руководитель, кандидат техн. наук, доцент Уфимского государственного авиационно-технического университета, г. Уфа, РФ

 

 

 

 

 

Использование смартфонов и планшетов в повседневной жизни, в работе натолкнуло на развитие информационных технологий применяемых в образовательной деятельности – мобильное обучение (англ. mobile learning) или м-обучение (англ. m-learning). Мобильное обучение активно начинает развиваться с 2003 г. на базе сервисов sms, e-mail, web, iTunes и др. [5].

Согласно ГОСТ Р 52653-2006 мобильное обучение рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [1].

Можно выделить две объективные причины необходимости применения мобильных технологий в ВУЗе:

1)  Высокий уровень и динамика проникновения мобильных устройств в повседневную жизнь в целом и в среду высшей школы в частности. В качестве иллюстрации отметим, что, согласно данным исследовательской компании TNS на 2015 год, по России наблюдается высокая динамика роста (на 90%) пользователей мобильного интернета, не выходящих в интернет с ноутбуков и компьютеров (рисунок 1). В целом количество человек, пользующихся Интернетом с мобильного, составляет 50 млн. из 82 млн. пользователей интернета в целом [4]. Согласно исследованию, проведенному компанией IBS совместно с ВЦИОМ в девяти федеральных университетах, степень использования мобильных технологий участниками образовательного процесса в повседневной деятельности очень высока: мобильными устройствами владеют 99% студентов и 95% преподавателей. При этом многие пользователи нередко обладают двумя и более устройствами.

2)  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что подразумевает: обеспечение студентов и преподавателей технологиями и средствами коммуникаций; организацию доступа к электронным образовательным ресурсам; оказание индивидуальной учебно-методической помощи, в том числе удаленно. При этом местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение организации независимо от местонахождения обучающихся [3].

 

http://image.slidesharecdn.com/tns220415-150423034309-conversion-gate02/95/2015-tns-13-638.jpg?cb=1429762208

Рисунок 1. Прирост количества пользователей интернета

 

Стоит отметить, что аудитории с компьютерной техникой представляют в ВУЗах некоторую финансовую проблему: затраты на оборудование, ПО, ремонт и оплата работ системных администраторов. Одним из решений поставленной проблемы является применение мобильных устройств вместо компьютеров.

Можно выделить следующие основные преимущества мобильных устройств перед компьютерами:

·     распознавание информации более наглядно при использовании стилуса или сенсорного экрана, чем при использовании клавиатуры, мыши и большого монитора;

·     отпадает потребность в компьютерных классах, больше свободных аудиторий, не расходуются деньги на содержание и ремонт компьютеров;

·     мобильные устройства легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки;

·     совместную работу и обмен заданиями можно производить через беспроводные сети (Wi-fi, Bluetooth, 3-G и 4-G);

·     мобильные устройства могут использоваться в любом месте, в любое время, в том числе дома, в автобусе, в кафе.

Наряду с достоинствами существуют и недостатки:

·     маленькие экраны КПК накладывают ограничение на количество и тип отображаемой информации;

·     маленькая емкость батареи и потребность в постоянной подзарядке;

·     при большом количестве пользователей, применяющих беспроводные сети, пропускная способность может снижаться;

·     рынок мобильных телефонов быстро меняется, и устройства могут очень быстро устареть.

Ведущие мировые университеты используют мобильные сервисы: мобильный сайт учебного заведения; доступ с мобильных устройств к учебным курсам и расписанию занятий, к ресурсам электронной библиотеки университета; сервис геолокации по вузу; сервис рассылки уведомлений, экстренного оповещения и т. д. (рисунок 2).

Мобильность и мультимедийность мобильных устройств позволяет поддерживать организационные и образовательные процессы в ВУЗах [2]:

·     общие информационные мобильные сервисы;

·     сервисы мобильной идентификации и аутентификации;

·     сервисы поддержки приемной кампании;

·     магазин приложений и учебного контента для загрузки программного обеспечения, электронных образовательных, научных и справочных ресурсов;

·     сервисы массового оповещения;

·     сервисы поддержки учебной деятельности;

·     сервисы осуществления проектной деятельности;

·     сервисы обратной связи;

·     сервисы интеллектуальной навигации.

 

Рисунок 2. Мобильные сервисы в ведущих университетах мира

 

Уровень проникновения мобильных устройств в образовательную среду ведущих университетов мира достаточно высокий. В России данная система распространена незначительно, однако и наши ведущие университеты, такие как Белгородский государственный технологический университет, Московский физико-технологический институт, Сибирский федеральный университет, Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова, ввели некоторые сервисы мобильного обучения.

Очевидно, что для использования мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа. ВУЗ должен создавать и вводить проекты по эксплуатации мобильной версии портала; определять и разрабатывать наиболее востребованные мобильные сервисы, интегрированные с информационными системами вуза; разрабатывать и реализовывать мобильную политику безопасности; создавать собственные приложения и т.д.

 

Список литературы:
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2007. – 12 с. 
2. Иванченко Д.А., Попов С.О., Хмельков И.А. Мобильные устройства и сервисы в высшем образовании: основные барьеры и направления развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №12 (78). С. 38–48.
3. Приказ Министерства образования и науки России № 2 от 09.01.2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Результаты исследования мобильного Интернета / TNS Russia. – [Режим доступа]: //www.tns-global.ru/press/news/344111 (Дата обращения: 24.11. 2015).
5. Stevens D., Kitchenham A. An analysis of mobile learning in education, business, and medicine // Models for interdisciplinary mobile learning: Delivening information to students. – Hershey, United States, 2011. – Р. 1–26.