МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Использование смартфонов и планшетов в повседневной жизни, в работе натолкнуло на развитие информационных технологий применяемых в образовательной деятельности – мобильное обучение (англ. mobile learning) или м-обучение (англ. m-learning). Мобильное обучение активно начинает развиваться с 2003 г. на базе сервисов sms, e-mail, web, iTunes и др. [5].
Согласно ГОСТ Р 52653-2006 мобильное обучение рассматривается как электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [1].
Можно выделить две объективные причины необходимости применения мобильных технологий в ВУЗе:
1) Высокий уровень и динамика проникновения мобильных устройств в повседневную жизнь в целом и в среду высшей школы в частности. В качестве иллюстрации отметим, что, согласно данным исследовательской компании TNS на 2015 год, по России наблюдается высокая динамика роста (на 90%) пользователей мобильного интернета, не выходящих в интернет с ноутбуков и компьютеров (рисунок 1). В целом количество человек, пользующихся Интернетом с мобильного, составляет 50 млн. из 82 млн. пользователей интернета в целом [4]. Согласно исследованию, проведенному компанией IBS совместно с ВЦИОМ в девяти федеральных университетах, степень использования мобильных технологий участниками образовательного процесса в повседневной деятельности очень высока: мобильными устройствами владеют 99% студентов и 95% преподавателей. При этом многие пользователи нередко обладают двумя и более устройствами.
2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что подразумевает: обеспечение студентов и преподавателей технологиями и средствами коммуникаций; организацию доступа к электронным образовательным ресурсам; оказание индивидуальной учебно-методической помощи, в том числе удаленно. При этом местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение организации независимо от местонахождения обучающихся [3].
Рисунок 1. Прирост количества пользователей интернета
Стоит отметить, что аудитории с компьютерной техникой представляют в ВУЗах некоторую финансовую проблему: затраты на оборудование, ПО, ремонт и оплата работ системных администраторов. Одним из решений поставленной проблемы является применение мобильных устройств вместо компьютеров.
Можно выделить следующие основные преимущества мобильных устройств перед компьютерами:
· распознавание информации более наглядно при использовании стилуса или сенсорного экрана, чем при использовании клавиатуры, мыши и большого монитора;
· отпадает потребность в компьютерных классах, больше свободных аудиторий, не расходуются деньги на содержание и ремонт компьютеров;
· мобильные устройства легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки;
· совместную работу и обмен заданиями можно производить через беспроводные сети (Wi-fi, Bluetooth, 3-G и 4-G);
· мобильные устройства могут использоваться в любом месте, в любое время, в том числе дома, в автобусе, в кафе.
Наряду с достоинствами существуют и недостатки:
· маленькие экраны КПК накладывают ограничение на количество и тип отображаемой информации;
· маленькая емкость батареи и потребность в постоянной подзарядке;
· при большом количестве пользователей, применяющих беспроводные сети, пропускная способность может снижаться;
· рынок мобильных телефонов быстро меняется, и устройства могут очень быстро устареть.
Ведущие мировые университеты используют мобильные сервисы: мобильный сайт учебного заведения; доступ с мобильных устройств к учебным курсам и расписанию занятий, к ресурсам электронной библиотеки университета; сервис геолокации по вузу; сервис рассылки уведомлений, экстренного оповещения и т. д. (рисунок 2).
Мобильность и мультимедийность мобильных устройств позволяет поддерживать организационные и образовательные процессы в ВУЗах [2]:
· общие информационные мобильные сервисы;
· сервисы мобильной идентификации и аутентификации;
· сервисы поддержки приемной кампании;
· магазин приложений и учебного контента для загрузки программного обеспечения, электронных образовательных, научных и справочных ресурсов;
· сервисы массового оповещения;
· сервисы поддержки учебной деятельности;
· сервисы осуществления проектной деятельности;
· сервисы обратной связи;
· сервисы интеллектуальной навигации.
Рисунок 2. Мобильные сервисы в ведущих университетах мира
Уровень проникновения мобильных устройств в образовательную среду ведущих университетов мира достаточно высокий. В России данная система распространена незначительно, однако и наши ведущие университеты, такие как Белгородский государственный технологический университет, Московский физико-технологический институт, Сибирский федеральный университет, Северный федеральный университет им. М.В. Ломоносова, ввели некоторые сервисы мобильного обучения.
Очевидно, что для использования мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа. ВУЗ должен создавать и вводить проекты по эксплуатации мобильной версии портала; определять и разрабатывать наиболее востребованные мобильные сервисы, интегрированные с информационными системами вуза; разрабатывать и реализовывать мобильную политику безопасности; создавать собственные приложения и т.д.