ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ И ЭРУДИЦИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Секция: 9. Филология
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ И ЭРУДИЦИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Персональный компьютер с огромной скоростью начал распространятся среди населения земного шара в конце XX века. То, о чем не мечтала даже смелая молодежь 80-х, в настоящее время доступно практически каждому. Можно говорить о том, что на компьютерах держится вся мировая промышленность и экономика, а дальнейшее развитие человечества без компьютерных технологий невозможно. Компьютерная отрасль уверенно наращивает темпы роста, по всему миру распространяется глобальная мировая система передачи информации — Интернет.
Современное образование не мыслится без новейших мультимедийных и интерактивных компьютерных программ, без электронных носителей, ПК (персонального компьютера) как способа актуализации аудиовизуальной информации и средства дистанционного общения. Казалось бы, внедрение информационно-компьютерных технологий в школах и вузах должно решить ряд задач: оптимизировать учебный процесс, повысить самостоятельность обучения, подготовить всесторонне развитых грамотных выпускников. Однако на практике общественность сталкивается с настоящей проблемой: с каждым днем растет количество людей, которые напрямую зависят от программируемого электронного устройства. Для обучающихся в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях компьютер, с одной стороны, необходимое электронное устройство для осуществления успешной образовательной деятельности, с другой стороны, средство общения и способ проведения досуга. Надо понимать, что Интернет содержит не только познавательные ресурсы, но и развлекательные. В связи с этим ученые сегодня говорят о проблеме интернет-зависимости [1—4]. Эта проблема архиактуальна и представляет собой сложную форму социального поведения личности, проявляющуюся в чрезмерном желании человека находиться в сети Интернет. Данную проблему связывают не только с общепсихологическим фактором, но и возрастным аспектом [1]. Она возникает, прежде всего, у подрастающего поколения, которое сверх меры общается в социальных сетях, и, как правило, проявляется у тех, кто в обычной жизни малокоммуникабелен. Подростки, молодые люди России (равно как и всего цивилизованного мира) большую часть свободного времени тратят на компьютерные игры, виртуальные знакомства, азартные онлайновые игры и поиск разнообразной информации по базам данных в сети Интернет. Такой «досуг» вряд ли способствует развитию личности, расширяет кругозор. Можно сказать, что Интернет правит современной молодёжью, манипулирует сознанием. В результате учащиеся школ, студенты вузов не способны самостоятельно анализировать информацию, делать собственные выводы, писать рефераты, выполнять контрольные работы, грамотно выражать свои мысли. Да и зачем? Интернет все сделал за них. Вследствие чего современная молодежь теряет желание, да и способность, к саморазвитию: все, что ей нужно, находится в Интернет-ресурсе.
Для того чтобы определить насколько «интернет-зависимо» подрастающее поколение, мы провели соцопрос среди разновозрастной молодежной аудитории (в количестве 200 респондентов). Учащимся школ и студентам Сургутского филиала Тюменского государственного нефтегазового университета были предложены вопросы: как часто они обращаются к Интернет-ресурсам и какого рода информацию извлекают из глобальной сети. Рассмотрим с помощью расположенных ниже гистограмм, как распределились интересы современной молодежи. Учащиеся 9 и 11 классов, а также студенты очной и заочной форм обучения на вопрос: с какой целью они заходят в Интернет — ответили следующим образом:
Рисунок 1. Цель нахождения молодежи в Интернете
Из этого можно сделать вывод, что такие виды деятельности, как общение в социальных сетях, просмотр новостей, скачивание фильмов и музыки, проверка почты является более актуальными, чем подготовка к занятиям и научным конференциям. Можно также отметить, что с возрастом интерес к онлайн-играм пропадает, приоритеты меняются: школьники более увлечены онлайн-играми (15 %), чем студенты (5 %). Этот факт вполне объясним возрастным критерием. Однако особой разницы в способах подготовки к урокам (практическим занятиям) между школьниками и студентами не обнаруживается: представители школы и вуза весьма охотно обращаются к Интернет-ресурсам за помощью и рассматривают данные поисковых систем как единственно возможные.
В том же опросе приняли участие и преподаватели Сургутского филиала ТюмГНГУ, которые предварительно отметилиинертностьсовременных студентовкак в ходедомашней подготовки, так и при выполнении аудиторной работы. По их мнению, большинство обучающихся не способно высказать свою точку зрения, а уж тем более аргументировать ее.
Чтобы определить разницу между ответами молодежи и преподавателями вуза, приведем аналогичную гистограмму, составленную по результатам опроса профессорско-преподавательского состава.
Рисунок 2. Цель нахождения преподавателей в Интернете
Из гистограммы видно, ключевую роль в Интернете для преподавателей играет информация (21 % + 25 % + 23 %), а желание «развлекаться» отходит на второй план. Таким образом, преподаватели более ответственно относятся к подготовке, читаемой ими дисциплины и более разумно распределяют время, затрачиваемое на Интернет.
Однако встает вопрос: если школьники и студенты так мало времени тратят на подготовку к занятиям, как же они пишут свои учебно-научные работы? Всем известно, что в конце ХХ — начале ХХI вв. у молодежи резко снизился интерес к художественной литературе. Школьники стали читать адаптированные тексты мировой и отечественной классики, размещенные в Интернет-ресурсах. Студенты перестали читать вообще что-либо из-за ненадобности. Как результат — снижение языковой грамотности, неспособность правильно составить текст любого объема: от научного сообщения до курсовой работы. С целью определения способа написания научных работ молодежью, мы задали респондентам два вопроса: как они пишут работы и как относятся к плагиату научной продукции? Сравним полученные данные.
Рисунок 3. Способ написания учебно-научных работ школьниками и студентами
Рисунок 4. Отношение к плагиату
Из опроса следует, что больше половины школьников и студентов пишут учебно-научные тексты с помощью информации, размещенной в сети Интернет. Видимо, проведение опросов, расчёты для экспериментальной части научной работы и самостоятельные выводы для современной молодежи чаще всего являются не творчеством, а необходимой досадной составляющей любой научно обоснованной работы. Однако больше удивляет тот факт, что подрастающее поколение не считает зазорным присваивать себе чужие мысли и выдавать научную продукцию, размещенную в Интернете, за свою. Так, если школьники «лишь» наполовину заимствуют чужие тексты, то 81 % студентов заочной формы считает возможным извлекать рефераты, курсовые проекты, дипломные работы и прочие научные жанры из глобальной сети и менять у этих работ только титульные листы…
Таким образом, можно сделать следующий вывод: молодое поколение в отличие от преподавателей вуза чаще прибегает к данным, размещенным в Интернет-ресурсах, и сильно зависит от них. Возможно, кто-то скажет: что плохого вИнтернете, ведь это замечательное достижение цивилизации? Дело в том, что помимо испорченного здоровья, мы имеем дело с безграмотностью, уменьшением словарного запаса, с более частым использованием иностранных слов и сокращений носителями языка.
Многие студенты активно общаются между собой в сетях, но, когда им приходится это делать в открытую на публике, испытывают серьезные затруднения, а их речь заметно ухудшается: становится невнятной, трудноразличимой, а порой и едва уловимой. Мысли плохо оформляются словами, отсутствует связь между предложениями. Появляются слова-паразиты («м-м», «ну», «короче», «это», «что еще сказать» и тому подобное), как маркеры языкового дефицита. Все это затрудняет понимание собеседника, а иногда и раздражает окружающих.Но прежде всего, страдает от такой речи сам говорящий.
Итак, можно предположить, что, если ничего не изменится в миропонимании и самоопределении подрастающего поколения, люди, способные красиво говорить, окажутся в меньшинстве. И если мы не хотим такого поворота событий, необходимо менять образ жизнишкольников и студентов, прививать им любовь к книге, формировать языковую самостоятельность, искоренять привычку присваиватьнаписанные кем-либо тексты себе. Ведь жизнь начинается с малого — любви к слову.
Список литературы:
1. Гагай В.В. Компьютерная зависимость подростков как социально-психологическая проблема современности [Текст] / В.В. Гагай, Ю.Н. Быкова. — Сургут: РИО СурГПУ,2014. — 159 с.
2. Кимбирли С. Янг. Диагноз — интернет-зависимость — [Электронный ресурс] / Кимбмрли С. Янг // Русский народный сервер против наркотиков: NarCom.ru — Режим доступа: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html (Дата обращения 13.04.2015).
3. Клюева Н.В. Психологические аспекты компьютеризации образования — [Электронный ресурс] / Н.В. Клюева // Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Режим доступа: http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskaya-psihologiya-klyueva-n.v/Page-148.html (дата обращения 13.04.2015).
4. Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка — [Электронный ресурс] / Н.Г. Оськина // Омский научный вестник. — 2012. — № 3. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-internet-zavisimosti-psihologo-pedagogicheskaya-traktovka (дата обращения 13.04.2015).