ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО МИРА
Секция: 1. Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРИРОДНЫЕ ФОРМЫ В АРХИТЕКТУРЕ ДРЕВНЕГО МИРА
«...здание есть своего рода тело, которое, как и другие тела, состоит из очертаний и материи, причем первые создаются умом, а вторая берется из природы. Для первых нужны ум и мысль, для второй — подготовка и выбор. Но, по нашему мнению, сами по себе они недостаточны, если не приложена рука опытного художника, которая оформляет материю очертаниями ».
Леон Баттиста Альберти
Архитектурное искусство с самого момента своего появления — это искусство воплощения совершенных форм природы в постройках различного назначения.
На протяжении истории развития цивилизации архитектор стремился овладеть загадкой и тайной гармонии мира, постигая закономерности и воплощая их в своих произведениях, находя вдохновение в окружающей среде. Природные формы с древних времен включались в композицию архитектурных произведений, наполняя их не только эстетическими характеристиками и образностью, но и семантическим смыслом. Исследуя трансформацию и развитие природных форм в архитектуре, попробуем найти ответы на следующие вопросы: каков характер использования растительных и животных форм на протяжении истории развития архитектуры и каковы особенности их преобразования в различных культурах.
Рассматривая постройки с древних времен, можно предположить, что в их формообразовании человек находил подсказку у природы, отличающейся поразительной рациональностью. Отсюда геометрическая простота форм, прочность построек. «Во все времена архитектуре была свойственна двойственность: с одной стороны, она была искусственной, ибо руководствовалась абстрактной геометрией, с другой стороны — органическая, так как следовала законам природы» [3].
Следует отметить, что таким сооружениям как пирамиды, расположенным в разных странах и частях света, присуща общность форм (геометризм).
На формирование архитектуры Древнего Египта оказал влияние целый ряд факторов: природно-климатические условия, религия, политическое устройство, строительный материал и т. д. Для архитектуры храмов и дворцов была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытый бутон или раскрывшуюся чашечку цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор или совмещали с призматическим столбом фигуру бога Осириса. «Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» — с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами», которые будто удерживали вместе «пучки стеблей» [9]. Стилизованные в камне формы лотоса, пальмы, папируса или пучка папирусов дали широкое разнообразие форм колоннам египетского ордера. Перистильные дворы и гипостильные залы дворцов и храмов превращались в своеобразные гигантские каменные заросли папирусообразных, пальмовидных, лотосовидных колонн (рисунок 1). Попадая в такое окружение, человек чувствовал мощь и величие сил природы и бога, свою слабость и незащищенность.
Рисунок 1. Колонны Древнего Египта
Важным компонентом архитектурных комплексов были аллеи сфинксов — животных с телом льва, головой человека, барана или реже сокола, имеющие протяженность от километра и более. Так, например, аллея сфинксов Луксора протяженностью почти три километра, которая соединяет между собой храмы Луксора и Карнака (рисунок 2). Это зооморфное мифическое существо использовалось в изобразительном искусстве и других стран и эпох.
Рисунок 2. Аллея сфинксов
В Передней Азии, где на протяжении многих веков сменялись империи, основателями которых были разные народы (вавилоняне, ассирийцы, персы), архитектура носит некоторые общие черты, возможно, как результат взаимопроникновения культур. Так, в архитектуре этих стран одним из распространенных изображений в архитектурных постройках является бык. Известно, что бык рассматривался как земное воплощение бога или как его атрибут. В Шумере и Аккаде в виде синебородого Быка представлялся бог луны. Возможно, расположение его изображения по обе стороны от городских ворот или ворот во дворец призвано было выполнять защитные функции.
Персы, также как египтяне, возводили колоссальные сооружения. Рассмотрим одну из выдающихся построек — город Персеполь (560 г. до н. э.), в частности, зал для торжественных приемов Ападану. Колонны являлись символом жизни и света, они тянулись вверх, как все растения к солнцу. Во дворце были использованы очень стройные и широко расставленные опоры. Сложные по форме капители состояли из нескольких частей: нижняя часть напоминала нераспустившийся бутон цветка со слегка отогнутыми лепестками или представляла двойной пальмовый венок, средняя часть — вертикально стоящий прямоугольный в плане брус с каннелированой поверхностью и двойными волютами сверху и снизу, завершали капитель протомы, представляющие сдвоенные полуфигуры быков (или других животных — львов, лошади, грифонов). Базы колонн, имевшие в ранний период геометрические формы (две плиты в виде ступеней и гладкий торус над ними), постепенно приобретают форму колокола, украшенного порезкой как бы из ниспадающих листьев водного растения (рисунок 3).
Рисунок 3. Капители Персеполя
В деспотических восточных государствах громады каменных столбов или подражающие растениям колонны как бы противостоят человеку, подавляют его, показывают его ничтожество перед силами природы и деспотической властью царя или фараона. В греческом ордере, наоборот, подчеркнуты его конструктивный смысл и его служебная роль по отношению к человеку. На ранних этапах развития греческой архитектуры, начиная с VI в. до н. э., сложились два основных ордера — дорический и ионический, формы и пропорции которых развивались и варьировались на протяжении многих веков. Существует две теории происхождения дорического ордера. Одна из них, автором которой является Витрувий, «выводит дорийский ордер из подражания системе деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок» [8]. В начале 19 в. Гюбш опроверг эту теорию «во имя чисто художественных принципов» конструкции. Дорическая колонна мощная, приземистая, не имеет базы. Двадцать каннелюр проходят вдоль всего ствола и визуально утончают колонну, делая ее выше. В дорическом ордере в каждый элемент дорики выражал идею конструкции, а в ионическом ордере содержит много декоративных элементов. В конце VII — начале VI вв. до н. э оформился ионический ордер. Отличительной чертой стало появление сложной базы, состоящей из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества и глубины желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой.
В форме колонн античности прочитываются пропорции стволов деревьев. «Каннелирование стволов перенято у растений с каннелированными стеблями» [4], придающим им дополнительную прочность. Но особенности формообразования в архитектуре придают природным формам геометрический характер.
В эпоху классики (V—IV вв. до н. э.) возник коринфский ордер. Коринфская колонна выше, стройнее всех остальных. Характерной особенность этого ордера является колоколообразная капитель, которая покрыта стилизованными листьями аканта и пышно изукрашена резьбой, волюты оригинально «превращены» в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы (рисунок 4).
Рисунок 4. Греческие колонны
Существует легенда, что создателя коринфского ордера, Каллимаха из Коринфа, вдохновила корзинка с дарами, оставленная на могильной плите и окруженная кустом аканта. Широкое распространение коринфский ордер получил в Древней Греции, в Древнем Риме.
Ордер кариатид О. Шуази рассматривает как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. В южном портике Эрехтейона антаблемент поддерживается женскими статуями, симметрично расположенными направо и налево от оси портика (рисунок 5).
Шуази отмечает неразрывность слияния скульптуры с архитектурой, которое «усугубляется поистине монументальным оформлением статуй: ни один резкий жест не нарушает неподвижности мраморной конструкции, простые и спокойные линии вполне соответствуют характеру всего архитектурного памятника. Оба искусства сочетались здесь в совершенстве редкой гармонии» [8]
Рисунок 5. Эрехтейон с кариатидами, храм Зевса
На о. Сицилия мы встречаем пример использования мужских фигур в архитектуре храма Зевса Олимпийского в Акраганте. Восьмиметровые фигуры атлантов с закинутыми за голову руками поддерживают тяжесть верхних частей здания.
В греческой архитектуре также использовали изображения коленопреклоненных быков, увенчивающих опорные столбы (о. Делоc).
Греческую архитектуру отличает чистота и единство стиля. В строительстве большое внимание уделялось природным условиям, а также органичному включению постройки в окружающую среду.
Проанализировав историю развития архитектуры и взаимодействия природы с ней, можно сделать следующие выводы:
· растительные и животные мотивы пронизывают объекты архитектуры, способствуют целостному взаимодействию сооружений с природой;
· использование внешних форм природы и ее стилизация являются принципом подражания природе;
· растительные мотивы не только наполняют архитектуру красотой, но и символическим смыслом (цветок лотоса или его лепесток — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся силы природы).
Природные формы были неиссякаемым источником идей для художников и конструкторов, многие из них обладали обширными познаниями в ботанике и черпали вдохновение в мире растений. Наиболее распространенной темой в последующее время стали бутон (символ появления новой жизни), раковина, волна, пламя, облако, экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками.
Архитектура остается гармоничной как жизнь, постоянно меняется в связи с развитием технологий, материалов, принципов формообразований, а так же мировоззрения людей. Лёгкая, игривая, светлая, без застывших бетонных форм — такова, должна быть архитектура настоящего, а главная задача архитектора — сделать её архитектурой будущего.
Список литературы:
1. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс. — Проект-International. — 2003. — № 1(5). — [Электронный ресурс] — URL: http://www.a3d.ru/architecture/stat/155.
2. Иоаннисян О.М. К вопросу о происхождении черниговской плинфы конца ХІ—ХІІ веков и равнослойной техники кладки на Руси // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. — СПб., 2003.
3. Курбатов Ю., Время органической архитектуры. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_0010/main.shtml.
4. Лебедев Ю.А., Рабинович В.И., Положай Е.Д. Архитектурная бионика; под ред. Ю.С. Лебедева. — М.: Стройиздат, 1990.
5. Ложкин А., Ситар С., Журнал «Проект international, Новая парадигма в архитектуре». 2003 г. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.a3d.ru/architecture/stat/155.
6. Мардер А.П., Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества. — М.: Стройиздат. 1988.
7. Михайловский С., Архитектура и ботаника: Коринфская капитель. Acanthus mollis: (Сб.) (2000) / РАН. – СПб. — 55.
8. Огюст Шуази, История архитектуры, издательство всесоюзной академии архитектуры, 1937 г. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.bellabs.ru/Choisy/Greece/index.html.
9. Сомерс К, Рекс Э., Строительство и архитектура в Древнем Египте. Центрполиграф . 2009 г. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4529904/.