РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Секция: 7. Психология
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.
Эмоции помогают человеку в его становлении. Дети, у которых эмоции недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения специфики эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой психического развития. Исследование особенностей эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития является особенно значимым, поскольку любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка [1, с. 77].
Изучением данной проблемы занимались Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев. Исследования этих специалистов свидетельствует о том, что в жизни ребенка роль эмоций очень велика. У таких детей влияние эмоций на поведение и познавательные процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся сверстников [3, с. 47].
Проблема развития особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой психического развития является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоциональном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.
Целью нашего исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР и на основе результатов диагностического исследования разработать и апробировать диагностическую и коррекционно-развивающую программы по развитию эмоциональной сферы младших школьников.
Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Алексинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании принимали участие 7 детей младшего школьного возраста с ЗПР, посещающие 3 класс.
В ходе данного исследования была разработана диагностическая программа, направленная на изучение эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, используя методики «Определение эмоциональности» В.В. Суворовой, проективный тест личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, «Эмоциональная идентификация» Б.И. Изотовой, «Эмоциональная пиктограмма» Б.И. Изотовой, «Оценка поведения» для детей 5—8 лет [2, с. 69; 4, с. 48].
В ходе проведения диагностических методик на констатирующем этапе было выявлено наличие отклонений в развитии эмоциональной сферы более чем у половины детей. Этим отклонениям свойственно низкий уровень вербализации эмоций, неумение идентифицировать эмоции, отсутствие положительного эмоционального опыта, наличие факторов эмоциональной напряженности. Нарушения в эмоциональной сфере у детей сопровождались присутствием страхов, агрессии и тревожности.
Эти показатели свидетельствуют о необходимости использования коррекционно-развивающей программы.
Нами была составлена развивающая программа, включающая в себя 3 блока упражнений и игр посредством которых, эмоциональная сфера младших школьников с задержкой психического развития будет развиваться более успешно. Программа рассчитана на детей 7—12 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся в групповой форме продолжительностью 40 минут. Оптимальное количество детей в группе — 10—15 человек. Групповое занятие имеет определенный ход занятия: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию, ритуал прощания [2, с. 59; 5, с. 77].
После проведения коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Используемый диагностический инструментарий аналогичен констатирующему этапу.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Определение эмоциональности» представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительные данные об уровне эмоциональности у младших школьников с задержкой психического развития, полученные с помощью методики «Определение эмоциональности» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных показывает, что на констатирующем этапе исследования был выявлен высокий уровень эмоциональности у 30 % (2 детей) испытуемых, для них характерно постоянное беспокойство, волнение, переживание. На контрольном этапе, после проведения коррекционно-развивающей работы уровень эмоциональности снизился: 60 %, т. е. 4 детей, обладают средней чувствительностью к осуществлению деятельности, средней выраженностью реакции на проявление эмоций. Остальные 40 % (3 детей) — обладают низкой эмоциональностью. Для этих детей характерно спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе. Такие дети хорошо справляются с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но этим детям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Домики» представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные данные об уровне эмоциональной сферы в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций у младших школьников с задержкой психического развития, полученные с помощью методики «Домики» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных показывает, что на констатирующем этапе исследования преобладает недостаточный уровень развития эмоциональной адаптации (50 %). Троим детям с недостаточным уровнем адаптации свойственно подавленное настроение, удовлетворительное поведение, близких друзей эти дети не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. На контрольном этапе, после проведения коррекционно-развивающей работы, уровень развития эмоциональной адаптации повысился: у большинства младших школьников с задержкой психического развития (60 %) выявлен достаточный уровень развития эмоциональной адаптации, у 30 % частичный уровень адаптации и только у 10 % недостаточный уровень.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Эмоциональная идентификация» представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительные данные об особенностях эмоционального опыта у младших школьников с задержкой психического развития, полученные с помощью методики «Эмоциональная идентификация» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных показывает, что уровень воспроизведения эмоций различных модальностей у детей с задержкой психического развития на контрольном этапе исследования повысился. Если на констатирующем этапе низкий уровень показали 60 % детей, то на контрольном всего 10 %. Средний уровень на констатирующем этапе выявился у 30 % детей, а на контрольном у 60 % испытуемых. Высокий уровень на констатирующем этапе исследования составлял всего 10 %, на контрольном этапе уровень воспроизведения эмоций различных модальностей повысился и составил 30 % детей. Полученные данные об уровне воспроизведения эмоций различных модальностей свидетельствует об эффективности развивающей программы по развитию эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой психического развития.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Эмоциональная пиктограмма» представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнительные данные об особенностях развития адекватности кодирования и вербализации эмоций у младших школьников с задержкой психического развития, полученные с помощью методики «Эмоциональная пиктограмма» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных показывает, что на констатирующем этапе исследования преобладает низкий уровень адекватности кодирования и вербализации эмоций 60 % (4 детей). На контрольном этапе, после проведения коррекционно-развивающей работы, уровень адекватности кодирования и вербализации эмоций повысился: у 30 % (2 детей) отмечается высокий уровень, у 60 % (4 детей) средний уровень и только у 10 % (1 ребенок) низкий уровень. Это говорит о положительном влиянии составленной и апробированной коррекционно-развивающей программы.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по методике «Оцени поведение» представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Сравнительные данные об особенностях социального переживания у младших школьников с задержкой психического развития, полученные с помощью методики «Оцени поведение» на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных показывает, что на констатирующем этапе исследования преобладает низкий уровень социального переживания 60 % (4 детей). На контрольном этапе, после проведения коррекционно-развивающей программы, уровень социального переживания повысился: у 10 % (1 ребенок) отмечается высокий уровень, у 60 % (4 детей) средний уровень и только у 30 % (2 детей) низкий уровень. Дети стали правильно отбирают поступки детей, обосновывая свой выбор. Эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки. Это говорит о положительном влиянии составленной и апробированной коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, проведенная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой психического развития доказала свою эффективность. После проведения занятий повысился уровень развития умения осознавать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, способность понимать эмоциональное состояние другого человека, навыки эмоциональной саморегуляции. Снизился уровень тревожности, уровень агрессивных проявлений.
Список литературы:
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006.
2. Гаврилушкина О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий. В сб.: Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во МГУП, 2010.
3. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 2006.
4. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. — М.: Академия, 2004.
5. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ) / Составитель К.С. Лебединская. — М., 2010.