РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
В странах, в которых широко развита индустриализация, для решения проблем, связанных с травматизмом, возникающим на производстве, из-за множества причин разработано много программ для многопланового социально-экономического развития общества. Так как охрана труда является очень важной стороной любой деятельности, то каждое государство старается модернизировать программы по охране труда, а так же старается следить за тем, чтобы эти программы реализовывались в полной мере и применялись на практике. В России уровень травматизма на производстве снизился в полтора раза, но все равно такая проблема является актуальной и приоритетной. Если рассматривать официальную статистику, то, по ее исследованиям, в 2012 году на производстве погибло порядка 3 тысяч человек. Из-за такого количества несчастных случаев можно сделать вывод, что проблема охраны труда требует постоянного совершенствования и регулирования, а так же пристального внимания. Этим объясняется такой интерес к этой проблеме, связанной с обеспечением безопасных условий труда. Но проблемой является открытие новых, инновационных подходов в силу сложности этой темы. Правовое регулирование этой проблемы является специфичным: небольшая нормативная база, сложность правоприменения.
О необходимости регламентации безопасности производства и охраны здоровья работников стало понятно еще в 1966 г. и было это отражено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Этот документ первым дал дефиницию права человека на благоприятные условия труда, она была отражена в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, в списке которых было закреплено право работника на «труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья» [1, с. 12]. В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации глава про охрану труда заняла собственную нишу. Глава про охрану труда появилась в Трудовом Кодексе Российской Федерации с первых дней его существования, так как данные отношения нельзя недооценивать. В наше время и при сегодняшнем этапе развития социума перед государством стоит задача повышения общего благосостояния страны, улучшения показателей производства, общая правовая грамотность как работодателей, так и работников. Все это можно осуществить лишь при реализации основных принципов охраны труда.
Так как нормы и принципы международного права всегда имеют верх над нормами российского права, то для начала нужно обратить внимание именно на них. В Трудовом Кодексе Российской Федерации введены в действие с 1 февраля 2002 года такие принципы как:
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
- права на отдых, включая ограничение рабочего времени;
- предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Вместе с этим Трудовой кодекс оглашает отдельный раздел, который же состоит из четырех глав, полностью и подробно описывающих все аспекты охраны труда, регламентирующие такие вопросы, как право работника на охрану труда, способы защиты права работника на охрану труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и основные направления его деятельности при выполнении возложенных на него обязанностей, ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда и другие.
Но Трудовой Кодекс — это не единственный акт, регулирующий деятельность, возникающую по поводу охраны труда. Вместе с ним широкий спектр нормативных приложений, предполагающих принятие подзаконных нормативных правовых актов по охране труда. Например, статья 210 Трудового кодекса ссылается на Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290Н, регламентирующий процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты [4, с. 28].
Так как понятие охраны труда очень обширно и многостронне, соответственно оно охватывает очень разнообразные отношения, поэтому важное место занимают нормативные акты, устанавливающие стандарты и правила. Такие как:
- нормативы Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии и Госстроем России;
- отраслевые стандарты (ОСТ) — федеральными органами исполнительной власти; стандарты предприятия (СТП) — предприятиями;
- санитарные правила, нормы, утверждаемые Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
- правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти;
- организационно-методические документы: положения, методические указания.
Вместе с федеральным законодательством, правоотношения в сфере охраны труд также регулирует региональное законодательство. Если посмотреть по области, в которой проживаем мы, то это Закон Воронежской области от 08.06.2012 № 77-ОЗ, который продолжает положения федерального законодательства, создает «благодатную почву» для реализации в Воронежской области норм федерального законодательства об охране труда [2, с. 37].
Значение этого института очень велико, ему присвоено множество задач, которые можно сформулировать, опираясь на общие принципы:
- охрана работника от воздействия вредных факторов, которые угрожают его здоровью;
- обеспечение компенсацией при несчастных случаях на производстве;
- обеспечение работников медицинской и профессиональной реабилитацией при травмах, полученных на производстве.
Политика нашего государства направлена на создание благоприятных условий, обеспечивающих высокий уровень жизни и свободу самовыражения человека, в том числе и в своей профессии, охрану труда, безопасности и здоровья людей. В нашей стране законодательно закреплено право на труд в безопасных условиях, а значит государство обязано обеспечить защиту прав и свобод человека, государство обязано обеспечить охрану труда и здоровья трудящегося населения, осуществляя соответствующие функции. На направления и ориентиры государственной социальной политики в этой области очень влияют международные принципы и нормы. Большое значение оказала ратифицированная Россией Конвенция Международной организации труда 1981 г. № 155 «О безопасности и гигиене труда», которая раскрывает и закрепляет, что государство, принявшее Конвенцию, учитывает и осуществляет политику в области безопасности труда, утверждая функции и обязательства государственных органов в сфере безопасности труда, организует центральный орган, заведующего вопросами охраны труда [3, с. 42].
Раскрывая и поддерживая идею, закрепленную в Конвенции, законодатель в статье 210 Трудового Кодекса определил основные направления государственной политики в области охраны труда. Это обширный блок вопросов, охватывающий, по возможности, как можно больше сторон сферы охраны труда: это такие моменты, как сохранение жизни и здоровья работников, реализация законодательства в сфере охраны труда, управление в сфере охраны труда, надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, установление гарантий и компенсаций и многое другое.
Установленные в вышеупомянутой статье главные и основополагающие направления государственной политики в сфере охраны труда — это проблемы, определенные и закрепленные в законодательстве, которые должны постоянно решаться федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с их предметами ведения и работодателями, и, обязательно, пути и методы решения. Функции по разработке государственной политики в области охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России. Для реализации и выполнения этих функций Минздравсоцразвития России наделяется специальными и особыми полномочиями. В его компетенцию также входит возможность вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и проекты других нормативных актов, на которые требуется утверждение Правительства, также есть функция по проверке и анализу реализации государственной политики в сфере охраны труда. Иные органы исполнительной власти также участвуют в реализации государственной политики в сфере охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их законодательством. Структурная система управления, предложенная Международной организацией труда, носит четырехуровневый «скелет» и подразумевает под собой слаженное управление безопасностью и здоровьем в сфере профессиональной деятельности на уровне Международной организации труда, на национальном уровне, на уровне крупных организаций или групп профессиональных организаций, и локальное управление внутри самих организаций. Из анализа статей Трудового Кодекса, посвященных охране труда, включая нормы статьи 210, можно увидеть взаимоотлаженную работу органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов по вопросам в сфере охраны труда при реализации на практике основных направлений государственной политики. Одним из ярких примеров можно считать заключение Генерального соглашения между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014—2016 гг., которым обеспечение безопасности жизни, здоровья работников в процессе выполнения трудовой деятельности установлено одним из важнейших государственных приоритетов в целях сохранения человеческого потенциала и рабочей силы, которые подразумеваются в тесной связи с разрешением задач по прогрессированию и усовершенствованию условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Вместе с тем большое внимание было уделено именно последнему уровню, но не последнему по значимости. Самим организациям вменялся целый блок рекомендаций и инструкций по построению и поддержанию системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем, среди которых выделялись:
- инструкции по разработке корпоративной политики в области охраны труда;
- обязанности, права и ответственность работодателя;
- регулярная оценка и анализ результатов исходя из поставленных задач и т. п.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости регулирования сферы охраны труда. Для каждого государства должно являться приоритетным установление и развитие основных направлений государственной политики в сфере охраны труда. Так как человеческий ресурс является ценнейшим капиталом, принцип гуманизма и охраны безопасности и здоровья работников должен позиционироваться как центральный принцип современного государства. Применяться и реализовываться направления государственной политики должны на всех уровнях от федеральных органов власти и заканчивая профессиональными союзами, только так можно выстроить систему, всецело защищающую и поддерживающую работников.
Список литературы:
- Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 г. // Российская газета. — 1995. — 5 апреля.
- Закон Воронежской области № 77-ОЗ «Об охране труда в Воронежской области»: закон Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № 77-ОЗ // Молодой коммунар. — 2012. — 16 июня.
- Конвенция Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде»: принята в г. Женеве на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ от 22 июня 1981 г. № 155 // Собрание законодательства РФ. — 2001. — 10 декабря.
- Приказ Минздравсоцразвития России № 290Н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»: принят Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290Н // Российская газета. — 2009. — 25 сентября.