ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ СТУДЕНТОВ В РАЗЛИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Современные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направлены на подготовку специалистов высокого уровня. Однако сегодня многие педагоги отмечают проявления лени у студентов в учебной деятельности. Поэтому последнее десятилетие ряд работ посвящен изучению причин и предпосылок лени.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в основном изучаются: активность учащихся в учебном процессе (Л.Ф. Алексеева, В.Г. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская, и др.); пассивность в учебной деятельности (В.Ф. Бехтерев, Т.Б. Генинг, В.А. Зобков, П.В. Меньшиков, А.В. Суворова и др.); психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов (Н.В. Боровская).
Словарь С.И. Ожегова определяет лень как «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью» [7].
Ильин Е. пишет о различных подходах к понятию «лень»: отрицательное отношение к лени, лень как двигатель прогресса, лень как болезнь и лень, как миф, то есть лень связана с нарушениями памяти, речи, внимания, моторики [4].
В.В. Воробьева и И.С. Якиманская рассматривают лень как низкий уровень мотивации, связь со слабой волевой сферой, лень как индивидуальный стиль деятельности, боязнь ответственности, защитная реакция, негативизм внутреннего ребенка, стремление к удовольствию, ресурсное состояние, лень как деятельность [1].
С.Т. Посохова, проведя исторический анализ лени, указывает, что длительный период внимание уделялось нравственному аспекту лени. Лень всегда считалась пороком [8].
В российской культуре традиционно лень определялась как «неохота работать», «отвращенье от труда, от дела, занятий»; «наклонность к праздности, тунеядству». Ленивый человек это тот, кто любит безделье, не желает работать, заниматься, это человек вялый и медлительный [3]. Важно, что в понятие «лень» входит не только физическая вялость, но и духовная инертность.
С.Ю. Головин в «Словаре психолога-практика» определяет лень как «универсальное средство защиты от бесполезного труда» [2, с. 312]. Главное, считает автор — надо понять истоки лени, сформулировать проблему, определить пути ее решения и действовать.
Чаще всего лень рассматривается с точки зрения трудолюбия. И тогда о человеке говорят, как о ленивом или неленивом, трудолюбивом.
В современном обществе лень не одобряется. Человека оценивают как плохого работника, нерадивого студента. Лень мешает достижению социально желательной цели.
Австралийские ученые из университета Ньюкасла полагают, что лень — это состояние болезни, которое проявляется в апатии. И, соответственно, как болезнь, ее надо лечить [10]. По их мнению, лень поражает каждого пятого жителя планеты.
Но, наряду с негативным отношением к лени, рассматриваются и ее позитивные аспекты. Есть мнение, что лень — «двигатель прогресса» [5]. Люди изобрели технику, потому что лень было самим трудиться. Лень необходима человеку для отдыха.
Сегодня в различных сферах общественной жизни проявляется определенный интерес к проблеме лени. Даются различные рекомендации специалистами-психологами и педагогами, как бороться с ленью, проводятся тренинги личностного роста. Тем не менее, лень в различной среде и группах исследована крайне мало.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что лень в студенческой среде практически не изучают.
Ситуационные и личностные детерминанты лени у студентов изучала Е.Л. Михайлова [6]. В.В. Воробьева и И.С. Якиманская исследовали особенности представлений о лени. Чаще состояние лени понимается как состояние, выражающее нежелание выполнять какую-либо деятельность, лень понимается на уровне желаний. Лень — это и отсутствие определенных личностных качеств. Студенты отмечали, что лень проявляется в том случае, когда у человека нет заинтересованности в деятельности. По мнению студентов, лень мешает достижению целей. Однако студенты также называли и положительные стороны лени. Это «возможность отдохнуть, расслабиться, защититься от перегрузок, рационально подойти к выполнению деятельности, актуализировать свое истинное «Я» [1].
Но обычно в научной литературе речь идет об учебной мотивации.
Поэтому перед нами стояла задача выявить восприятие студентами у себя такой характеристики как лень. Экспериментальная работа по изучению лени студентов в вузе проводилась на базе ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» (КубГТУ) и военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВВА).
В исследовании приняли участие студенты механико-машиностроительного факультета ФБГОУ ВПО КубГТУ — 13 человек, курсанты ВУНЦ ВВС ВВА — 62 человека, из них 8 человек — курсанты иностранных государств.
Для исследования использовался опросник «Ленивы ли вы?» [9].
Исследование студентов КубГТУ показало следующее.
69,2 % студентов достаточно трудолюбивы. У них нет и намёка на лень, 30,8 % студентов склонны к лени (рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели лени у студентов КубГТУ
У трети студентов (38,5 %) лень проявляется в том, что они могут по несколько раз объезжать места парковки в поисках самого удобного и близкого места, часа два в день могут себе позволить ничего не делать, не убирают под кроватью, за мебелью (рисунок 2).
Рисунок 2. Показатели ответов на вопросы студентов КубГТУ
53,8 % студентов смотрят телевизор, лёжа на диване, кроме учёбы ничем не занимаются.
15 % студентов при совместной работе стремятся большую часть переложить на другого, 23 % студентов опаздывают на учёбу из-за того, что в последний момент встают с постели, столько же студентов не занимаются спортом.
При исследовании курсантов-иностранцев ВВА было выявлено, что 75 % из них трудолюбивы, склонны к лени — 25 % (рисунок 3).
Рисунок 3. Показатели лени курсантов-иностранцев ВВА
У 62,5 % курсантов лень проявляется в том, что они не занимаются спортом, кроме учёбы ничем не интересуются, могут бездельничать часами. 37,5 % курсантов смотрят телевизор, читают лёжа на диване (рисунок 4).
Рисунок 4. Показатели ответов на вопросы курсантов-иностранцев ВВА
В этой группе нет курсантов, которые бросают мусор где попало, если урны нет рядом, уборку в квартире делают кое-как.
Также было проведено исследование среди курсантов-россиян военной академии. В исследовании приняли участие две группы курсантов (рисунки 5, 6).
В группе № 1 96,3 % курсантов не склонны к лени, а в группе № 2 — 77,8 %. Из них курсантов, у которых нет даже намёка на лень в группе № 1 — 3,7 %, а в группе № 2 — 22,2 %.
Рисунок 5. Показатели лени курсантов-россиян ВВА, группа № 1
Рисунок 6. Показатели лени курсантов-россиян ВВА, группа № 2
В группе № 1 лень в большей степени (25,9 %) проявляется у курсантов, когда они, лёжа на диване, смотрят телевизор или читают книгу и кроме учёбы ничем не занимаются (рисунок 7).
Рисунок 7. Показатели ответов на вопросы курсантов-россиян ВВА, группа № 1
В группе № 2 таких курсантов почти половина — 44,4 % (рисунок 8).
Рисунок 8. Показатели ответов на вопросы курсантов-россиян ВВА, группа № 2
Как видим, общим для всех групп оказалось отсутствие ленивых студентов и курсантов.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
В исследовании выявились особенности студентов технического вуза и курсантов военно-воздушной академии.
В разной степени у студентов и курсантов проявляется склонность к лени. Результаты исследования показали, что к лени в большей степени склонны студенты технического вуза. Наиболее трудолюбивыми оказались курсанты-россияне летного училища.
У большинства студентов КубГТУ склонность к лени проявляется в том, что они смотрят телевизор или читают почти всегда лежа на диване, после учебы редко ищут дополнительное занятие.
Среди курсантов-иностранцев ВВА лень проявляется в том, что они могут какое-то время в течение дня посвятить «ничегонеделанию», не занимаются физической нагрузкой. Это может быть связано с тем, что у них в самом учебном процессе больше внимания уделяется физической подготовке и, соответственно, нагрузка у них значительно больше, чем в техническом вузе. Также, как и студенты КубГТУ, курсанты-иностранцы после занятий ничем дополнительно не занимаются.
У курсантов-россиян выраженных показателей склонности к лени не выявлено.
Значимость работы заключается в том, что знание специфики состояния лени у студентов вузов различной направленности позволит строить учебный процесс таким образом, чтобы избежать ее негативных последствий.
Результаты исследования могут быть использованы преподавателями в своей педагогической деятельности при работе с ленивыми студентами, а также психологами в индивидуальном консультировании, при разработке тренингов личностного роста.
Список литературы:
1. Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. psyvoren.narod.ru/ps_leni.htm (дата обращения: 10.12.2014).
2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 2002. Т. 2. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://slovari.yandex.ru (дата обращения: 11.11.2014 г.).
4. Ильин Е. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-reading.link/ book.php?book=1022824 (дата обращения: 11.12.14).
5. Левченко Ю. Психология вашей лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://streamlet.ru/articles/psih/134/ (дата обращения: 01.12.2014).
6. Михайлова Е.Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. dissercat.com /content/situatsionnye-i-lichnostnye-determinanty-leni (дата обращения: 10.11.14).
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с.
8. Посохова С.Т. Этические аспекты психологии лени. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wallenberg.ru/science/392-eticheskie-aspekty-psihologii-leni.html (дата обращения: 10.12.2014).
9. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://upravlencam. ru/ps_ test/test_len/index.html (дата обращения: 09.09.2014 г.).
10. Moynihan R. Scientists find new disease: motivational deficiency disorder British Medical Journal. V. 332. 1 APRIL, 2006. P. 745. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:URL: http://www.bmj.com/company/who-we-are/case-studies/ (дата обращения: 09.10.2014 г.).