ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из наиболее распространенных в наши дни отклонений в личностном развитии и поведении детей является агрессия. Она обусловлена напряженной экологической, неустойчивой экономической, социальной обстановкой, сложившейся в нашей стране [1].
В связи с тем, что ребенок в основном проводит свое время в семье и в школе, они-то и являются важными институтами его воспитания. В школе и в семье закладываются основы личности ребенка, так как по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей и школой.
Агрессивных детей, а также детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Осознанное агрессивное поведение начинает формироваться у детей в младшем школьном возрасте.
Накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения. Различные подходы в этой области разрабатываются как отечественными, так и зарубежными учёными.
Существует много теорий о сущности агрессии. Л. Бендер рассматривает агрессию как тенденцию приближения к объекту или удаления от него. З. Фрейд считал, что человеческая агрессия это — проявление и доказательство биологического инстинкта смерти, а Ф. Аллан понимает её как внутреннюю черту, дающую человеку возможность противостоять стрессогенным обстоятельствам. Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности и обществу. Ряд авторов разделяют понятия агрессии как особой формы поведения и агрессивности как психической характеристики личности ребенка [2].
Таким образом, можно сказать, что агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в социуме, приносящее физический, моральный ущерб людям и вызывающий у них психологический дискомфорт.
Различают следующие виды агрессии:
- Физическая агрессия. Проявляется в физических действиях, направленных против кого-то, либо наносящие вред предметам Ребенок кусается, дерется, ломает, швыряет предметы — это примеры физической агрессии.
- Вербальная агрессия. Выражается в словесной форме. Ребенок угрожает, оскорбляет других, кричит — это примеры вербальной агрессии.
- Косвенная агрессия (непрямая агрессия). Примеры: ребенок ябедничает, сплетничает, провоцирует сверстников и т. п.
- Аутоагрессия. При подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) — она выражается в причинении себе психического либо физического вреда. Кусание ногтей, выдирание волос, самобичевание — примеры аутоагрессии. В дальнейшем аутоагрессия может перейти в суицидальное поведение.
Причиной детской агрессивности часто выступает агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Ни к чему хорошему не приводит и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Безразличие, нетерпимость, не общение с ребенком, враждебность к самому факту существования ребенка способствуют формированию детской агрессивности. Напротив, ласковый взгляд, умение слушать, теплота в общении и доброе слово помогают преодолеть агрессивность ребенка.
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся примитивность ценностных ориентаций, бедность, отсутствие увлечений, неустойчивость и узость интересов. Такие дети имеют склонность к подражанию и повышенную внушаемость. Также присуща озлобленность в отношении к окружающим, взрослым и сверстникам, неадекватная, неустойчивая самооценка (максимально отрицательная или максимально положительная), страх перед широкими социальными контактами, высокая тревожность, неспособность выйти из трудного положения, эгоцентризм, защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Среди агрессивных детей встречаются интеллектуально развитые. У таких детей агрессивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрацией взрослости и самостоятельности.
Дети в значительной степени зависимы от конкретных ситуаций и микросреды. В качестве микросреды могут выступать: семья, школа, сверстники. Неспособность понимать других людей являются общим свойством всех агрессивных детей. Это не зависит ни от положения ребенка в группе, ни от его самооценки. В основе этого явления лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован на себе и отстранен от других. Окружающих людей такой ребенок воспринимает как обстоятельство жизни, потому что они не уделяют ему должного внимания, мешают в достижении целей, Ему кажется, что они пытаются нанести ему вред. Ожидание со стороны окружающих враждебности и фиксированность на себе не позволяют ребенку увидеть других. Поэтому ему трудно сочувствовать, сопереживать. Такое восприятие мира создает ощущение одиночества во враждебном окружении, что порождает некую изолированность от мира и противостояние другим людям.
Факторы становления агрессивных форм поведения:
- Семья может выступать в роли фактора агрессивного поведения. Первые знания об агрессии и его моделях ребенок получает именно в семье. В семье могут демонстрировать агрессивное поведение и оставлять свой след в сознании ребенка. Первый этап социализации ребенка происходит в семье, здесь он может получить первый урок агрессивного поведения. Способствует этому: во-первых, характер семейных взаимоотношений: драки, ссоры, скандалы между родителями, во-вторых, стиль семейного руководства: частые и жестокие наказания, отсутствие контроля за детьми.
- Взаимоотношение со сверстниками является одним из значимых факторов становления агрессивных форм поведения. Здесь агрессия связана с положением ребенка в кругу своих сверстников, низкий социальный статус в группе сверстников, безразличие других детей. Все это провоцирует к применению агрессивных форм поведения.
- Следующим значимым фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения, являются средства массовой информации, в основном, телевидение и кино. Мы думаем, что сюда можно отнести и распространенные компьютерные игры.
Агрессивное поведение может появиться и закрепиться как черта характера на фоне данных изменений.
Профилактику отклоняющегося поведения детей в семье можно осуществлять следующим образом:
- На основе способностей и характера ребенка, формировать круг его интересов. Стремиться к сокращению свободного времени (времени безделья) привлечение ребенка к положительно формирующим личность занятиям (чтение, самообразование, творчество).
- Занятия спортом являются важным звеном в профилактике отклоняющегося поведения. Так как спорт является не только средством от безделья, но и средством оздоровления.
- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением. В то же время покажите ребенку свою готовность помочь, в случае необходимости стоит только ему вас попросить. У него должна быть своя сторона жизни, куда другим вход позволен только с его разрешения.
- Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто не захочет играть, и он останется без друзей.
Важно помнить следующее: агрессия — это не только поведение, противоречащее нормам и правилам существование людей в обществе, приносящий физический, моральный ущерб людям и вызывающий у них дискомфорт. Это еще огромная сила, которая может служить для более конструктивных целей, если уметь ею управлять. Задача педагогов и родителей научить ребенка контролировать свою агрессию и направлять её в правильное русло.
Список литературы:
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции. — М., 1996. — 254 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. — М., 1996. — 192 с.