НАТУРФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА И В. ХЛЕБНИКОВА
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 5. Литературоведение
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
НАТУРФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЭЗИИ С.А. ЕСЕНИНА И В. ХЛЕБНИКОВА
Натурфилософия возникла в античную эпоху как средство поиска фундаментальных закономерностей природы. Данное учение рассматривает природу в ее целостности, стремится объяснить многообразные связи, а также построить единую картину мира. Натурфилософия — это философия природы, призванная истолковать первоначала, связи и закономерности природных явлений [4, с. 252].
Натурфилософский аспект поэзии заключается в творческом осмыслении законов природы и общества, в создании единой книги природы. Одним из ключевых понятий натурфилософии является единство мира, которое проявляется в общности его многообразных объектов. Концепция единства сущего, его гармонического устройства приобретает особое значение в литературе. Как отмечает М.Н. Эпштейн, сферой постижения природы как целого все больше становится искусство [5, с. 21].
В начале XX века натурфилософская поэзия вышла на новый уровень, осмысление взаимосвязи природы и окружающего мира стало более глубоким. На протяжении XX века в условиях научно-технического прогресса проблема взаимодействия человека и природы приобретает все большую актуальность.
Отметим, что натурфилософский аспект поэзии проявляется в изображении природы, осмыслении законов бытия, раскрытии взаимосвязи человека и космоса. Поэзия С.А. Есенина и В. Хлебникова представляет особый интерес для исследования, поскольку природа в творчестве данных авторов предстает как целостный мир.
Причастность человека ко всему живому является одной из главнейших тем в лирике С.А. Есенина. Мир человека и мир природы у Есенина неразделим практически во всех произведениях, выразительными примерами являются: «Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «Хулиган» (1920), «Не жалею, не зову не плачу» (1922),
Образ древа как система координат, соединяющих небо и землю, а также как двойник человека, часто встречается в поэзии Есенина (образ клена). Образ Мирового (Космического) древа проходит через историю всех древних цивилизаций, он является не только символом Космоса, но и способом выражения жизни, молодости, мудрости и знания.
Есенин часто делает акцент на сопричастности человеческой жизни природным циклам. Все неодушевленное, неорганическое поэт подчиняет законам органики, делает соприродным человеку: «Все мы яблони и вишни / Голубого сада» [1, I; с. 271]. Жизнь человека, как и жизнь растений, закономерна, делится на периоды цветения, созревания, увядания: «Увяданья золотом охваченный / Я не буду больше молодым» [1, II; с. 111].
Для Есенина характерно изображение природы как храма. Гармония бытия становится главной темой в ранних произведениях, создавая атмосферу таинства, божественности, что вполне соответствует творческой концепции поэта, сформулированной как «единство мира». В раннем творчестве поэта взаимодействуют религиозные и природные, натурфилософские мотивы: «Сохнет стаявшая глина…» (1914), «Чую радуницу божью…» (1914), « Запели тесаные дроги…» (1916).
Есенин также изображает небесные и атмосферные явления, используя зооморфные и антропоморфные сравнения:
Ягненочек кудрявый — месяц, Гуляет в голубой траве [1, I; с. 183].
Над тучами, как корова, Хвост задрала заря [1, II; с. 16].
Природа для Есенина стала воплощением вечной красоты и гармонии мира, «она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком» [2, с. 79].
Многогранная, сложная и самобытная лирика Велимира Хлебникова богата образами зверей, растений, различных форм жизни, природных реалий. Неразрывная взаимосвязь природы и человека глубоко отражена Хлебниковым в стихотворении «Когда умирают кони — дышат…» [3], которое является своеобразной философской миниатюрой. Все составляющие мира — кони, травы, солнца, люди представляют единое целое.
В стихотворении «Отказ» лирический герой растворен в природе, он чувствует ее гармонию, понимает язык цветов. Для творчества В. Хлебникова характерно упоминание «сада» — устойчивого культурного и мифологического символа, сад вносит символику жизни, единства.
Хлебников во всем находит взаимосвязь, закономерность истории, слияние человека с миром. Поэма «Зверинец» является одним из важнейших текстов, раскрывающих концепцию единства мира, единства мировой культуры, идею вневременной связи различных явлений, родства народов и религий.
Автор предстает исследователем, как отмечает М.Н. Эпштейн, некоторые произведения Хлебникова «строятся как маленькие энциклопедии животного и растительного царств» [5, c. 243]. Действительно, произведение содержит большой список животных. Каждое наделено характеристикой, дополнительными определениями, сложными прилагательными: черно-желтый клюв, плоскорогий буйвол, пепельно-серебряное тело, бело-красные глаза носорога. Лексическая особенность текста — неологизмы, особые наименования животных: «красивейшина» — необыкновенно красивый (в данном случае павлин); рыбокрылы (пингвины); завысокая жирафа и дерево — зверь олень.
В поэтическом мире Хлебникова все взаимосвязано: мир животных схож с человеческим, отсюда обилие сравнений, проводящих параллель между природой и человеком.
Животные в поэме подобны человеку: они встают и смотрят на небо, жалуются, умоляют, они выражают преданность и готовность, заботятся друг о друге, злятся или бывают печальными, кроткими. Они носители религий и верований, носители философии и всей вселенной: они умеют по-разному видеть бога, верблюд знает разгадку буддизма, в лице тигра читается суть ислама, утки служат молебен, а орлы подобны вечности. Слоны кривляются, как кривляются горы, хотя кривляния больше присущи человеку. Здесь мы видим парадигму «животное-человек-природа».
Противопоставление «живого» и «железного» актуализирует конфликт целой эпохи, уже в начале века наметился процесс механизации. В целом эти явления стали причиной тоски человека по матери-природе.
В произведении «Зверинец» Хлебников говорит о современной цивилизации, о печали по прошлому человечества, он стремится отыскать в изначальной природе истоки различных верований, наций и культур. Животные хранят память о величии людей, прошлых подвигах, поэтому автор упоминает «Слово о полку Игореве» и черепа павших за родину русских, в которых утки вили гнезда. Здесь прослеживается мысль Хлебникова о связи человека и природы с точки зрения зависимости друг от друга.
Со временем Хлебников разовьет идею возвращения человечества к своей изначальной неразделимости с природой, идею «будущего созидательного преображения природы, которая станет частью разумно устроенной цивилизации» [5, c. 244].
В произведении «Ручей с холодною водой…» содержится огромное количество природных объектов (ручей, лес, горы, ущелье, река), различных животных (ослы, буйволы, кони, кабан, овцы). Природа предстает как храм, в котором прячутся «святилища растений». Хлебниковым утверждается единство неба и земли, вершины и бездны.
Таким образом, в поэзии С.А. Есенина и В. Хлебникова наиболее ярко отразились литературные тенденции начала XX века, мысли о гармонии бытия и неразрывной связи человека и природы. В своих произведениях авторы определяют гуманистические задачи поэзии, затрагивают ряд важнейших нравственных и философских вопросов.
Список литературы:
- Есенин С.А. Собрание сочинений: в 5 т. — М., 1966 — 1968.
- Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1986.
- РБВ: Велимир Хлебников. Творения — [Электронный ресурс] // Русская виртуальная библиотека: сайт. — URL: http://www.rvb.ru/hlebnikov/mat/contents.htm (дата обращения: 11.01.2015).
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 2001.
- Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: система пейзажных образов в русской поэзии. — М., 1990.