ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Секция: 7. Психология
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ВНУТРИГРУППОВОГО СТАТУСА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современное общество ориентировано на людей инициативных, занимающих активную жизненную позицию, реализующих свой творческий потенциал, как правило, обладающих адекватной или высокой самооценкой. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от которого зависят и взаимоотношения с окружающими. В этой связи важным является изучение проблемы особенностей самооценки и социометрического статуса, тем более что во многих аспектах она остается недостаточно разработанной. В частности это относится к выявлению особенностей развития самооценки и социометрического статуса людей в различные возрастные периоды, в том числе в старшем школьном возрасте.
Исследование проблемы самооценки в отечественной психологии связано с именами Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Серебряковой, Л.С. Славиной и др. Они посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
Среди зарубежных психологов понятие «самооценка» в основном рассматривается как равновесие личности с окружающей средой. Такой подход характерен для З. Фрейда и его последователей Э. Фромма, К. Хорни и др. Интересна точка зрения К. Роджерса, уделявшего центральную роль самооценки в формировании личности [4, с. 112—115].
Впервые термин «самооценка» ввел У. Джеймс, где он также выделял трехкомпонентную структуру «Я», рассматривая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и «Я»-концепции. Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самодовольство характеризуется такими чувствами, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой — униженность, скромность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние [1, с. 67—74].
Проблеме межличностных отношений в зарубежной и отечественной психологии посвящены труды Р. Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н. Обозова и др. Наиболее полное исследование межличностных отношений и обобщение эмпирического опыта предыдущих поколений принадлежит Н.Н. Обозову. Я.Л. Коломинским, А.И. Липкиной, И.Н. Малиновским, А.М. Прихожан были проведены исследования, посвященные определению влияния типа межличностных отношений на самооценку школьника.
В зарубежных исследованиях данная проблема наиболее полно представлена в трудах Т. Лири, Ф. Эмери и др., а также в работе Т. Хустонаи Г. Левингера «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» [2, с. 87—93].
Старший школьный возраст охватывает период 15—17 лет, что соответствует 9—11 классу общеобразовательной школы. Старшеклассники уже приобретают качества, характерные для взрослого человека и степень зрелости, достаточную для начала самостоятельной жизни. Некоторые психологи рассматривают его как завершение подросткового периода, окончание становления всех психических новообразований [5, с. 23—36].
У старших школьников изменяется социальная ситуация развития, формируются нравственные и этические качества, происходит изменение ведущей деятельности и а самое главное самооценки. В процессе общение школьники усваивают жизненные цели и нравственные ценности, пробуют себя в различных ролях, осваивают ролевые формы поведения, развивают у себя деловые, организационные, исполнительские качества. Статус и самооценка старшеклассника определяется, во-первых, индивидуальными особенностями личности, во-вторых, особенностями коллектива и его деятельности. В значительной мере на формирование самооценки старшего школьника оказывают влияние множество факторов, среди которых можно выделить внутригрупповые взаимоотношения в классе и социальный статус личности в группе.
Е.П. Ильин понимает межличностные отношения как отношения, складывающиеся между отдельными людьми, часто сопровождающиеся переживаниями эмоций, выражающими внутренний мир человека [1, с. 194]. Г.М. Андреева рассматривает межличностные отношения как объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми [2, с. 272—273].
Положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы определяется как социометрический статус личности, который зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы.
Исходя из вышесказанного, нам представляется важным изучение особенностей самооценки и социометрического статуса в старшем школьном возрасте и их взаимосвязи, так как межличностные отношения в старшем школьном возрасте во многом определяют успешность формирования личности школьника.
С целью выявления особенностей самооценки и социометрического статуса старших школьников нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Были использованы следующие методики: методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика «Социометрия». Исследование проводилось на базах МОУ СОШ г. Саранск и на базе ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж». В исследовании приняли участие 47 учащихся в возрасте 15—17 лет.
По данным методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан было выявлено, что преобладающим является высокий уровень самооценки — 44,7 % учащихся (21 человек); средний уровень самооценки встречается у 23,4 % учащихся (11 человек); очень высокая самооценка выявлена у 19,1 % учеников (9 человек); у 12,8 % учеников (6 человек) выявлен низкий уровень самооценки.
Вторым этапом исследования было изучение социометрического статуса старших школьников при помощи методики «Социометрия». Было выявлено четыре группы учащихся с разным социометрическим статусом: 44,7 % учащихся (21 человек) с социометрическим статусом «предпочитаемые»; 31,9 % учеников (15 человек) со статусом «пренебрегаемые»; 14,9 % учащихся (7 человек) с социометрическим статусом «звезды» и 8,5 % учащихся (4 человека) с социометрическим статусом «изолированные».
Необходимо отметить, что у учащихся, входящих в группу «звезды» преобладает высокий уровень самооценки; у учащиеся, входящих в группу «предпочитаемые», средний уровень самооценки; у «изолированных» учащихся преобладает низкий уровень самооценки.
Таким образом, результаты исследования показали наличие взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом старших школьников, которая проявляется в различиях уровня самооценки у учащихся с разным социометрическим статусом. Общее значение полученных результатов заключается в том, что формирование высокой адекватной самооценки старшеклассников будет способствовать не только развитию уверенности в себе, своих способностях, возможностях, но и обеспечит симпатию, признание, высокое положение в группе сверстников.
Рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у старших школьников.
Известно, что неадекватная самооценка неблагоприятно сказывается на личностных особенностях старшеклассника, на его учебной деятельности, полоролевых взаимоотношениях. При завышенной самооценке школьник может переоценивать собственные физические и интеллектуальные способности, будет чересчур самоуверен.
Наоборот, при заниженной самооценке старший школьник будет чувствовать неуверенность, страх, апатию, что также будет затруднять его личностное развитие и социальное взаимодействие, скрывать таланты и способности.
Часто за завышенной самооценкой может скрываться неуверенность в себе и стремление показать свои качества с лучшей стороны. В таком случае необходима коррекционная работа с использованием индивидуальной терапии для раскрытия индивидуальных личностных особенностей старшеклассника.
При работе со школьниками, имеющими заниженную самооценку, можно использовать приемы либо минимизации неудач, либо максимизации успеха. Важно дать понять старшекласснику, что он любим, и его мнение играет роль в коллективе. Поэтому использование групповой терапии будет действенным, так как школьник будет ощущать свой вклад в коллективные решения и действия, будет чувствовать, что к нему прислушиваются.
Нередко для повышения самооценки старшеклассника необходима работа с его родителями, так как именно семейная среда является одним из ведущих факторов, определяющих развитие адекватного самоотношения старшего школьника. Чем больше любви он получает от родителей с самого детства, тем выше становится самооценка и уверенность в собственных силах.
Список литературы:
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 365 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2002. — 149 с.
- Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки / М.В. Пастухова // Известия Самарского научного центра РАН. — 2010. — № 5. — С. 122—134.
- Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы / М.А. Резниченко // Вопросы психологии. — 1986. — № 3. — С. 112—115.
- Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / под ред. О.Н. Молчановой. — М.: Флинта, 2010. — 392 с.