ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О СЕБЕ
Секция: 7. Психология
XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О СЕБЕ
Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Главная задача подростка — это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте [1].
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития самосознания и формирования Я — концепции. В подростковом возрасте происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, динамика самооценки, рост критичного отношения к себе.
При аномальном психическом развитии (интеллектуальных и личностных нарушениях) и зачастую неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях затруднено адекватное восприятие себя.
Восприятие себя подростками с задержкой психического развития менее детализировано. Подростки с задержкой психического развития считают себя физически привлекательными, популярными среди сверстников [2].
Было проведено изучение представлений подростков с ЗПР о себе, используя методику «Q — сортировка» (В. Стефансона). Данная методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».
Данные тенденции образуют 3 пары (зависимость-независимость, общительность-необщительность, принятие борьбы-избегание борьбы), в которых определяется доминирование одной из шкал.
Значение понятий «зависимость-независимость», «общительность-необщительность», «принятие борьбы-избегание борьбы» в данной методике могут отличаться от общепринятых [3].
Выборку составили 6 подростков с ЗПР в возрасте от 13 до 15 лет, из которых 2 девочки и 4 мальчика.
Тенденция «зависимости» доминирует над «независимостью» у 1 подростка (16 % от выборки). Для него является характерным подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле. Они стараются поддерживают идеи класса, разделяют общие интересы.
У 3 подростков (50 % от выборки) преобладающей является тенденция «независимости». Такие дети отказываются принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. В их поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов. Данные подростки независимы в своих поступках, уверенны в том, что он ведут себя правильно. Их личные мнения, интересы, ценности не совпадают с мнениями большинства класса.
2 подростка-мальчика с ЗПР (34 % от выборки) имеют внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и одновременно — их отрицание. В их поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях.
Рисунок 1. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «зависимость-независимость»
Анализируя пару «общительность-необщительность», результаты показали, что большинство подростков с ЗПР — 5 человек (84 % от выборки) доминирует тенденция «общительности». Такие дети стремятся образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.
У 1 девочки (16 % от выборки) тенденция «необщительности» является ведущей. У него отсутствует стремление «сближаться» с окружающими. Он не проявляет инициативу в общении, в основном молчалив.
Рисунок 2. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «общительность-необщительность»
В паре «принятие борьбы — избегание борьбы» у 3 подростков с ЗПР (50 % от выборки) доминирующей является тенденция «принятие борьбы». Такие дети принимают активное участие групповой жизни, стремятся к достижению более высокого статуса в группе. Они настойчивы в отстаивании своих взглядов, решительны, проявляют упорство в достижении своей цели.
2 подростка (34 %от выборки) испытывают внутренний конфликт между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.
1 ученик (16 % от выборки) предпочитает уйти от взаимодействия с одноклассниками, старается сохранить «нейтралитет» в спорах и конфликтах. У него проявляется безынициативность, зависимость, нерешительность и подчиненность чужой воле.
Рисунок 3. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «принятие борьбы-избегание борьбы»
Таким образом, адекватному восприятию себя подростков с задержкой препятствует комплекс биологических и социальных факторов. Социально-педагогические условия — важнейшая причина, усложняющая структуру дефекта при задержке психического развития в подростковый период развития.
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков // В.А. Аверин. — М.:ВЛАДОС — 2008. — 325 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник // А.Г.Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 2010— 448 с.
3. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов // В.П. Пугачев — М.: Аспект Пресс, 2003. — 285 с.