ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР С УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ
Секция: 7. Психология
XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗПР С УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ
Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста остается актуальна и на сегодняшний день, в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к ее формированию.
Актуальность исследования вызвана тем, что тревожность, формируясь, под влиянием неблагоприятных факторов у детей с задержкой психического развития усиливает дизонтогенез: осложняет их социальную адаптацию и социализацию, снижает эффективность обучения в школе.
Анализ литературы показал, что существует широкий спектр различных определений тревожности. В целом, многообразие толкований понятия «тревожность» можно свести к основным содержательным аспектам:
Прихожан А.М. трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [6].
У Немова Р.С. «Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [5].
Астапов В.Н. тревожность описывает как состояние напряженности [1].
В «Большом психологическом словаре» приводится следующее определение этого понятия: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [2].
Младшие школьники с ЗПР проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. Это связано с тем, что дети с ЗПР, обладая неустойчивой эмоциональной сферой, менее развитыми компенсаторными и психозащитными возможностями по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, меньше защищены от воздействия неприятных ситуаций, в результате чего появляются страх, боязнь, тревожность.
По запросу учителя первого класса «Тульской специальной общеобразовательной школы-интернат VII вида», было проведено исследование, причиной которого явилась низкая школьная успеваемость учащихся этого класса. В первичном обследовании приняли участие 10 детей в возрасте 8—9 лет, из которых 5 мальчиков (50 %) и 5 девочек (50 %).
Диагностическое исследование проводилось по разработанной автором программе: проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан; методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; шкала явной тревожности CMAS; метод незаконченных предложений; методика экспертных опросов педагогов и родителей учащихся.
В результате диагностики по проективной методике школьной тревожности А.М. Прихожан [6] выявлено, что у 10 % (1 человек) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень и у 60 % (6 человек) высокий уровень.
Низкий уровень школьной тревожности, характеризуется отсутствием страхов перед выполнением домашней работы, ответом у доски, участием в соревнованиях, разговором с директором школы.
Средний уровень свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях.
Высокий уровень говорит о повышенном беспокойстве, неуверенности, эмоциональной неустойчивости, такие дети очень чувствительны к своим неудачам, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. На занятиях они зажаты и напряженны, отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом.
По методике «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен [3] был определен уровень общей тревожности детей. Данная методика показала, что у 10 % (1 человек) определяется низкий уровень общей тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень и у 60 % (6 человек) высокий уровень.
Низкий уровень общей тревожности, характеризуется хорошими результатами в ситуациях моделирующих отношения ребенок — взрослый, то есть эмоциональное состояние ребенка в норме.
При среднем уровне школьники постоянно переживают тревогу, т. е. ожидают неблагополучия. Чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.
Высокий уровень свидетельствует о том, что дети постоянно находятся в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Такие дети, терзаются постоянными сомнениями, не способны на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивны.
Шкала явной тревожности CMAS [7] показала следующие результаты: у 20 % (2 человека) низкий уровень общей тревожности, у 50 % (5 человек) повышенный уровень и у 30 % (3 человека) отмечается явно повышенный уровень.
Низкий уровень общей тревожности, свидетельствует о том, что состояние тревожности детям не свойственно. Они характеризуются хорошим эмоциональным состоянием, включены в жизнь школы.
Повышенный уровень тревожности связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни ребенка. Дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность.
Явно повышенный уровень тревожности, обычно носит «разлитой», генерализированный характер. Дети подавлены, безинициативны, с трудом входят в контакт, не уверенны в себе, обладают неустойчивой самооценкой. У них могут быть проблемы на занятиях, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Они как будто постоянно от всех ожидают подвоха. В результате такие дети действительно значительно чаще переживают неуспех, чем их нетревожные сверстники, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта.
По результатам исследования школьной тревожности с помощью метода незаконченных предложений [4] выявлено, что у 20 % (2 человека) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) средний уровень, у 50 % (5 человек) отмечается высокий уровень.
Низкий уровень школьной тревожности, характеризуется отсутствием страхов перед выполнением домашней работы, ответом у доски, участием в соревнованиях, разговором с директором школы. Дети удовлетворены нахождением в школе.
Средний уровень свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях. Трудно усваивают новый материал.
При высоком уровне дети выражают нежелание идти в школу, это в большинстве случаев связано с тем, что им скучно на уроках. Не справляются с домашним заданием, испытывают тревожность перед ответом у доски. Бьются в истерике если получат неудовлетворительную оценку. После родительского собрания ожидают порки.
С помощью метода экспертных опросов педагогов и родителей [4], было определено, что у 30 % (3 человека) низкий уровень школьной тревожности, у 30 % (3 человека) умеренный уровень, у 40 % (4 человека) высокий уровень.
Низкий уровень школьной тревожности, говорит о том, что дети с удовольствием идут в школу, стараются получить хорошую оценку, относятся к заданиям с чрезмерным усердием, имеют много друзей среди одноклассников.
Умеренный уровень тревожности, характеризуется боязнью опоздать в школу, рассеянностью на уроках, обеспокоенностью перед контрольными или проверочными работами.
При высоком уровне тревожности дети боятся опоздать. Плохие оценки вызывают сильные эмоции, иногда слезы. На контрольных работах, при ответе у доски теряются, не могут продемонстрировать все свои знания. На уроках кривляются, пытаются нарушить ход урока. Рассказывают, что им снятся страшные сны. Часто испытывают головные боли, головокружения, боли в животе.
Автором была разработана программа, для определения среднего арифметического уровня общей тревожности. Результаты низкого, среднего, высокого уровня тревожности представлены в рисунок 1.
Рисунок 1. Показатели общей тревожности
В результате чего, процент учащихся с высоким уровнем тревожности составил 50 %, из них все пять человек учатся на «неудовлетворительно», т. е. имеют низкую успеваемость в школе. Именно эти дети, согласно информации учителя, испытывают школьную дезадаптацию, проявляющуюся в неумении соблюдать дисциплину, низкой успеваемости и работоспособности, повышенной раздражительности и плаксивости, стремлении уйти домой к родителям.
Детей со средним уровнем тревожности выявлено 30 %, из них трое детей учатся на «удовлетворительно», т. е. имеют среднюю успеваемость в школе.
Учащихся с низким уровнем тревожности выявлено 20 %, из них двое детей учатся на «отлично» и «хорошо», т. е. имеют высокую успеваемость.
Использование эмпирических методов исследования позволяет констатировать определенную зависимость между уровнем тревожности и успеваемостью детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Изучая уровень тревожности детей данного класса, был выявлен доминирующий процент учащихся с высоким уровнем школьной тревожности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у первоклассников с ЗПР существует взаимосвязь между уровнем тревожности и эффективностью обучения в школе. Высокий уровень тревожности оказывает негативное воздействие на обучение детей, т. к. у них присутствует неудовлетворительная успеваемость, в то время как средний уровень школьной тревожности указывает на удовлетворительную успеваемость детей, а дети с низким уровнем тревожности имеют высокую успеваемость в школе и учатся на «отлично» и «хорошо».
Список литературы:
1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 г. т. 13 № 5.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2003. — 672 с.
3. Методика изучения детской тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена // Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб., 2002. — С. 19—28.
4. Микляева А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — М.: Педагогическая диагностика, 2011. — С. 32—34.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
6. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11—17.
7. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. — СПб., 2002. С. 60—64.