Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса методом наблюдения
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Анализ особенностей речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса методом наблюдения
В профессиональной деятельности умение убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к занятиям физической культурой. Спортсменам как будущим тренерам необходимо умение убедительно говорить и в краткой доступной форме излагать свои требования и мысли [5, с. 419-421.].
Специалист физической культуры и спорта должен обладать глубокими теоретическими знаниями, высокими спортивными навыками (спортивное мастерство), большими организаторскими способностями и способностью убеждать людей, часто далеких от спорта, в необходимости для общества собственной деятельности (ораторское искусство) [4, с. 68-69].
Для того чтобы выяснить особенности речевого поведения специалиста в области физической культуры и спорта во время учебно-тренировочного процесса в период с февраля по май 2017 года нами было проведено наблюдение (n=100). Наблюдение проводилось во дворце детского творчества г. Дивногорска.
Предметом наблюдения был учебно-тренировочный процесс с участием трех специалистов в области физической культуры и спорта.
Роль слова в любом педагогическом процессе, как хорошо известно, исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога, в том числе и в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, дают задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых [6,с.120].
Перед нами стояла задача, в частности, выявить наличие и особенности теоретической части занятия в учебно-тренировочном процессе по спортивным единоборствам.
Рисунок 14. Тематическая информация во время тренировочного процесса
Из рисунка 14 видно, что наличие теоретической информации более чем в 50% случаев отсутствует. Из общего числа тем 27% информации было посвящено вопросам здоровья, 12% - проблемам гигиены, вопросы соревнований затрагивались в 10% случаев.
Педагог, спортивный тренер, безусловно, должен являться для своих воспитанников эталоном поведения, особенно речевого.
К огромному сожалению, нередко мы встречаемся с тем, что тренеры позволяют себе даже нецензурные выражения в присутствии детей (рис. 15).
Рисунок 15. Наличие нецензурных выражений
Из рис.15. видно, что в 70% процентах случаев специалисты позволяют себе выражаться нецензурно, лишь в 30% они соблюдают моральный и профессиональный речевой этикет.
Спорт как вид деятельности немыслим вне эмоций. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости [7]. (рис 16).
Рисунок 16. Наличие эмоций тренера во время тренировки
На рис.16. мы видим, что в равном количестве эмоции тренера во время тренировки отрицательные и положительные (40%). В 20% эмоции отсутствовали.
Проведенное нами наблюдение показало, что в 100% случаев специалисты пользуются спортивным сленгом.
Сленг (от англ. slang) — терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, социальных, возрастных и иных групп) [3,8,с-10].
Агрессивность — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему.
Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.
Мы выявили наличие агрессии в деятельности тренеров. Под агрессией мы понимали следующее: форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (рис.17, рис 18) [7].
Рисунок 17. Общая агрессия тренера по отношению к тренировочной группе
Из рис. 17 мы видим, что тренер в 53% случаев выражал свою агрессию в направлении учащихся группы, не выражал в 47% случаев.
Агрессия в сторону конкретного ученика (рис 18).
Рисунок 18. Агрессия в сторону конкретного ученика
На рис. 18 видно, что специалист в большинстве ситуаций (64%) выражал свою агрессию на конкретных учениках (в среднем на 1 ученика за тренировку). В 36% он не выражал агрессию на конкретных учениках.
Замечания ученику во время тренировочного процесса (рис. 19).
Рисунок 19. Замечания ученику
Из рис. 19 мы видим, что в большинстве случаев (70%) тренер делал замечания, а в 30% нет. Это хорошо т.к. критика необходима.
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое», «собственно», «ну..», «так сказать», «вот», «как сказать», «в общем-то», «понимаешь», «а именно» и других. Синтаксически большинство «слов-паразитов» являются вводными словами [1].
В нашем наблюдении было выявлено, что в 100% случаев в речи специалистов присутствовали слова-паразиты. Наиболее частные из них: «как бы», «это самое», «ну..».
В младшем возрасте родители многих спортсменов ожидают их после тренировки, наблюдают за процессом, но к сожалению не все родители подходят к тренеру и узнают о своем ребенке (рис.20).
Рисунок 20. Обращение родителей к тренеру
На рис. 20 видно, что большинство(88%) присутствующих родителей во время тренировочного процесса не разговаривали с тренером о своем ребенке. Но все же 12% родителей узнавали про успехи и неудачи своих детей.
* * *
Мы можем сделать следующие выводы, исходя из результатов наблюдения:
Педагог, спортивный тренер, безусловно, должен являться для своих воспитанников эталоном поведения, особенно речевого. К сожалению, есть ряд недостатков в речевом поведении современных специалистов. Мы выявили некоторые из них посредством наблюдения. В равном количестве во время тренировки тренером проявляются как отрицательные, так и положительные эмоции. Вполне естественно, что в 100% случаев специалисты пользуются спортивным сленгом, в 100% случаев в речи специалистов присутствовали слова-паразиты, но тот факт, что в 70% процентах случаев специалисты позволяют себе выражаться нецензурно, заставляет серьезно задуматься об уровне профессиональной этики тренеров. Тренер в 53% случаев выражал свою агрессию в направлении учащихся группы, в большинстве ситуаций в направлении конкретных учеников. В процессе освоения технических действий учащимися в большинстве случаев (70%) педагог следил и делал замечания. Учитывая, что поле речевой деятельности тренера достаточно велико, намечены перспективы повышения уровня профессионального речевого имиджа специалистов в области физической культуры и спорта как представителей педагогического сообщества.