Статья:

Выбор после выбора (На основании опроса молодых педагогов).

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова Е.Б. Выбор после выбора (На основании опроса молодых педагогов). // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Выбор после выбора (На основании опроса молодых педагогов).

Кузнецова Елена Борисовна
студент, Воронежский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Воронежский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Воронеж

 

Проблема трудоустройства выпускников вузов в наши дни является как никогда актуальной. Научно-технический прогресс идет семимильными шагами. Вместе с его ростом повышаются и потребности общества. В особенности они высоки у молодежи, запросы которой зачастую опережают её возможности. На наш взгляд, сегодня очень остро стоит вопрос о трудоустройстве молодых специалистов-педагогов. С одной стороны, государство затрачивает значительные ресурсы на обучение будущих педагогов, а с другой стороны сам выпускник теряет значительное количество времени получая специальность или профиль по которому он никогда не будет работать и у него возникают дополнительные проблемы запаздывающей социализации.

Эпоха обязательного срока работы по распределению канула в лету во всех вузах, не зависимо от региона или профиля выпускаемых специалистов. В связи с этим, проблема нехватки молодых учителей остро стоит на сегодняшний день, в особенности в деревнях и селах. Молодежь, которая имеет желание работать в школе, предпочитает не уезжать далеко от городской цивилизации, пытаясь найти работу в городе.

Исследования В. Рогачевой показывают, что всего 15% выпускников кировского «педа» идут работать в школу Немного лучше обстоят дела с выпускниками пед.колледжей. Их студенты идут работать учителями в 50% случаев [4].

Другой исследователь – Р. Перегудов дополняя картину школьных проблем пишет: «сейчас наблюдается «острая нехватка молодых кадров в школе» и, «старая гвардия» вынуждена «кадровый голод компенсировать переработками» [3].

В статье «Почему учителя уходят со школ» Д. Гиряев рассматривает наиболее частые причины ухода молодых специалистов из школ: низкий уровень заработной платы, необходимость заниматься классным руководством, отсутствие методического дня, большая нагрузка и подавление творчества. Свое исследование он обосновал на записях в блогах, обсуждениях в группах ВКонтакте, беседах на форумах и т.д., где новоиспеченные учителя рассказывают о проблемах, возникших перед ними на работе [1].

Ведущий сотрудник института теории и истории образования РАО, кандидат педагогических наук Игонина М.В. в журнале «Педагогика» [2] рассматривает данную проблему с позиции молодых учителей, которые не справились с профессией учителя в условиях суровых жизненных реалий, и находит этому факту логическое объяснение. Эта проблема в основном связана с трудностью адаптации молодого педагога в школьном профессиональном коллективе и в работе с детьми. Зачастую, новоиспеченные специалисты не могу сработаться и найти общего языка с администрацией школы и другими коллегами, которые намного опытнее их.

Коллектив авторов в статье «Почему я ушла из школы?» поставил вопрос: «Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы?». Этот вопрос возник потому, что в СМИ прошла информация: «500 миллионов рублей собирается выделить государство для привлечения молодых учителей в российские школы». Исследователи опубликовали 5 так называемых «исповедей» казанских педагогов, ушедших из школы не только по финансовой причине. Они приводят следующие негативные аргументы в работе учителя: слишком большая загруженность, остракизм со стороны опытных коллег, «битва» за количество часов, строгое сдерживание творческого потенциала в учителях и неблагодарность со стороны детей [5].

Описанные выше и наблюдаемые проблемы выбора места работы выпускника высшего учебного заведения заставили нас рассмотреть проблемы трудоустройства молодых специалистов-педагогов в г. Воронеже. По смешанной выборке было опрошено 70 молодых специалистов-выпускников ВГПУ 2014–2016гг.

Мы начали с того, что попытались выявить причины поступления именно в педагогический вуз. Большинство респондентов ответили, «я люблю выбранный предмет» – 44,3%, по 20% опрошенных поступили «по настоянию родителей» и «с целью получить высшее образование» и всего лишь около 10% «хотели стать учителем». Остальные указали другие разные причины.

Продолжая исследовать проблему с этой стороны, мы задали вопрос: «Что повлияло на выбор педагогической профессии?» (Отметьте не более 3х вариантов ответа)» и получили такое распределение приоритетов:

1.  любимый предмет – 33%;

2.  работа с детьми – 28,4%;

3.  длительность отпуска – 20%;

4.  престиж педагогического труда – 10%;

5.  стабильная заработная плата – 4,3%;

6.  востребованность профессии – 4,3%;

7.  ранний уход на пенсию – 0%.

Из этого перечня мы можем сделать вывод, что приоритетными критериями выбора педагогической профессии в будущем для респондентов стали «любимый предмет» и «работа с детьми», что является основой профессии учителя. Немаловажным для респондентов является критерий длительности отпуска, ведь у учителей, отпуск длится почти 2 месяца, и в отличие от других профессий он предоставляется летом, что очень удобно. Очень огорчает тот факт, что в настоящее время, профессия учителя не является популярной и востребованной.

На вопрос: «За период после окончания ВУЗа работали ли Вы в школе?» абсолютное большинство опрошенных (91,6%) ответили, что даже и не пробовали работать по специальности после получения диплома. Это как нельзя более наглядно отражает проблему отказа выпускников работать по специальности. По нашему мнению, здесь катализатором является педагогическая практика, показывающая суровую реальность работы учителя с ее проблемами, к которым студенты, зачастую, не готовы. И многие, оценив свои силы на этом этапе, понимают, что в дальнейшем просто не справятся с поставленными перед ними задачами. Это положение доказывает и то, что 4,2% проработав немного ушли из школы. И только 4,2 % работают по сей день. Вероятно это те выпускники, которые ответили, что «хотела стать учителем», поступая в педагогический университет.

Как показывают данные нашего опроса – главной проблемой «отпугивающей» молодых специалистов от работы в школе является «низкая заработная плата» – так ответили подавляющие число респондентов – 78,6%. Далее с незначительной разницей идут по нисходящей условия работы современного учителя: «надо вести много документации» – 8,6%, «сложность взаимоотношений с родителями учеников» – 7,1%, «психологические перегрузки» – 5,7%.

Анализируя перспективы решения проблемы отсутствия учителей «на селе» мы задали вопрос из области дискуссий: «Если бы Вам предложили работу по профессии в удаленной местности от города (деревне или поселке), с бесплатным предоставлением жилья хорошего класса и полным соц. пакетом и миллионом рублей за 3х летнюю работу. Вы бы согласились переехать туда, работать на этот срок?»

Данная смоделированная ситуация отражает реальное отношение опрашиваемых к профессии педагога. Мнение выпускников разделились. Даже при хороших условиях работы 52,9% все равно отказались бы от работы учителя («скорее нет, чем да» – 40% и нет – 12,9%). Соответственно, для этих людей не важны создаваемые условия, им не по душе сама профессия педагога. Но для тех, кто все-таки согласился бы, профессия педагога любима и важна – 47,1% («да» – 20% и «скорее да, чем нет» – 27,1%).

Подводя итог проведенного исследования, можно сказать, что подавляющие большинство молодых педагогов отказываются от работы в школе, и главной причиной является низкая заработная плата при существующих условиях работы учителя.

 

Список литературы:
1. Гиряев Д. Почему молодые учителя уходят со школ / Д. Гиряев // Система образования. https://giryaev.com/edu/pochemu-molodye-pedagogi-uxodyat-so-shkol/.
2. Игонина М. В. Почему молодые учителя отказываются работать в школе? / М. В. Игонина // Педагогика – 2008. – № 7 – С. 66–71.
3. Перегудов Р. В Воронежской области острая нехватка молодых учителей / Р. Перегудов // Без формата – 2012. http://voronej.bezformata.ru/listnews/ostraya-nehvatka-molodih-uchitelej/7072598/.
4. Рогачева В. Всего 15% выпускников кировского «педа» идут работать в школу / В. Рогачева // Комсомольская правда. – 2010. http://www.kirov.kp.ru/daily/24428.4/596884/.
5. Синичкина А. Почему я ушла работать из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей / А. Синичкина, Л. Биктимирова, А. Ахметзянова, Д. Бикулова, З. Шамионова // Казанские ведомости. – 2010 – № 84. – С. 92–96.