Особенности чувственных выражений в поэзии Анны Ахматовой
Секция: Филология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности чувственных выражений в поэзии Анны Ахматовой
Валерий Брюсов, сравнивая сборник стихов А. А. Ахматовой «Чётки» (1914) с её книгой «Вечер» (1912), отметил в 1914 году: «В своих новых стихотворениях г-жа Ахматова ... достигает еще большей выразительности, чем прежде» [1, с. 19].
В чём же заключаются особенности стихотворных чувственных выражений Ахматовой? Эта было выделено уже в первых рецензиях на названные сборники стихов. Ольга Огинская так о ней написала в 1914 году: «В художественных приемах Анны Ахматовой новые достижения. В них нет описательности». Необходимо заметить, что свое эстетическое кредо Ахматова выразила в начале творческого пути, когда писала о поэзии преждевременно ушедшей из жизни Надежды Львовой: «Мне кажется, что Н. Львова ломала свое нежное дарование, заставляя себя писать рондо, газеллы, сонеты. Конечно, и женщинам доступно высокое мастерство форм, пример – Каролина Павлова. Но их сила не в этом, а в умении полно выразить самое интимное и чудесно простое в себе и в окружающем мире» [4, с. 75].
Следует отметить, что сама поэтесса заговорила о «чудной простоте» своего поэтического мира, об умении выразить его красоту простыми средствами. Лирика Ахматовой никогда не страдает многословием. Писатель Георгий Чулков комментировал в 1915 году: «Анна Ахматова – один из самых молчаливых поэтов – и это так, несмотря на ее женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно-строги» [4, с. 75].
О «молчаливости» ранней поэзии Ахматовой говорят не только замечания критиков, но и сами её стихотворения. Она пользовалась в своей лирике приёмом недоговорённости, а иногда просто даже «онемения», которое сильнее всего выражает эмоциональное состояние лирического «я». В стихотворении «По твердому гребню сугроба ...» от 1917 года читаем:
По твердому гребню сугроба
В твой белый, таинственный дом
Такие притихшие оба
В молчании нежном идем.
Глубина любовного переживания лирических героев, настолько сильна, что её не могут выразить никакие слова, а лишь одно молчание. Ситуацию «онемение» из-за эмоциональной напряжённости создаёт поэт в стихотворении «Еще весна таинственная млела ...» (1917):
… Я знаю, что в тебе такая мука,
Что ты не можешь слова произнесть.
Переживания героев в лирике Ахматовой выражаются не только молчанием и недосказанностью, но и жестами, мимикой, взглядами, деталями одежды и окружающими предметами. На это обращают внимание критики и исследователи её поэзии. Большое богатство эпитетов, определяющих эмоциональное состояние героев, переживания любовной драмы, отношения в стихотворениях Ахматовой отражаются в жестах и взорах. Оригинально и очень экспрессивно представлены гневные женские глаза в лирическом стихотворении «О, жизнь, без завтрашнего дня!»:
… То словно брат. Молчишь, сердит.
Но если встретимся глазами –
Тебе клянусь я небесами,
В огне расплавится гранит.
В этих простых словах – веяние подлинной поэзии. Как сильно и замечательно выражена внутренняя драма после измены в любви и неизбежности расставания. Подобную ситуацию и подобное состояние души выражают женские глаза в следующей строфе:
Целый день провела у окошка
И томилась: «Скорей бы гроза».
Раз у дикой затравленной кошки
Я заметил такие глаза.
Рукам принадлежит исключительно важная роль в образном языке Ахматовской лирики. Много в ней «говорят» холодные, тёплые, нежные, дрожащие или жадные руки. Например, горечь неразделённой любви ярко выражают движения рук:
Я знаю: он с болью своей не сладит,
С горькой болью первой любви.
Как беспомощно, жадно и жарко гладит
Холодные руки мои.
Отказываясь от многословия и описательности, Анна Андреевна воспользовалась особенностями немого кино в описании человеческих переживаний. Именно это характерно для психологизма ранней поэзии Ахматовой. Внутренний мир её героев раскрывается с помощью жестов, мимики, поведения человека и разных реквизитов. В лирике поэтессы находят отражение человеческие реакции на определённые психологические ситуации. К ним обычно принадлежат побледнение лица, бессонница, ощущение холода или жары в теле.
Подходящие примеры легко найти в сборниках «Вечер» и «Чётки». В стихотворении «Смятение» в ожидании любовных объяснений у девушки «от лица отхлынула кровь». В другой ситуации героиня признается, что «прохладный ветер нежит лоб горячий мой». В стихотворении «Бессонница» тревожная неуверенность в любви вызывает мучительную бессонницу:
... Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.
Для выражения глубины этих душевных страданий требовались новые и своеобразные приёмы. Поэтесса не описывает и даже не называет чувства, которым томится душа лирического «я».
Общеизвестно, что поэтический талант Ахматовой созревал в кругу акмеистов, которые противопоставляли абстрактности и таинственности символистов ясность и простоту поэтического слова. Эмоциональный мир лирического героя Ахматовой требовал другого языка, чем тот, который выработала поэзия XIX века и современные поэтессе литературно-художественные направления.
Эстетическим открытием Ахматовой стала поэтизация предметного мира. Она, как никто другой среди акмеистов, сумела увидеть красоту простых вещей в окружении человека. Обыденность в её лирическом мире становится красотой. Это свойство стихотворного искусства так характеризовала Ольга Огинская: «Анна Ахматова любовно-бережно относится ко всем вещам. Она раскрывает их мудрую простоту и чудесность. И все привычное, обыденное, чуждое и омертвелое – в ее поэзии оживает, становится интимно-близким, сказочным, любимым ...» [3, с. 14].
О значении простых, обыденных предметов в художественном восприятии написано много. Обратимся к поэме «Реквием» (1935), в котором всю переживаемую драму выражают предметы, движения рук и даже поза женщины:
На столике чай, печенья сдобные,
В серебряной вазочке драже.
Подобрала ноги, села удобнее,
Равнодушно спросила: «Уже?»
Протянула руку. Мои губы дотронулись
До холодных гладких колец.
О будущей встрече мы не условились.
Я знал, что это конец.
Главную роль здесь играют не слова, не разговор персонажей, а именно предметы, жесты, поведение.
Некоторые лирические произведения напоминают психологические новеллы с двумя героями, зарисовкой сюжета драматической развязкой. Об этом свойстве поэтики Ахматовой так писал Корней Чуковский: «Лирика Ахматовой почти всегда сюжетна. В ней очень мало отвлеченных слов. Кроме дара музыкально-лирического, у нее редкостный дар повествования, дар беллетриста. Ее стихи не только песни, но зачастую – новеллы, со сложным и емким сюжетом …» [5, с. 306].
Сущность поэзии видела Ахматова не столько в изысканности формы стиха, сколько в умении передать и высказать самые интимные утончённые переживания человека – особенно любящей или разлюбленной женщины. Именно эта особенность ранней поэзии Анны Андреевны является главным мерилом её гуманистических ценностей. Ахматова значительно расширила круг поэтического восприятия действительности. С высоты философии и мистики перенесла все богатство любовных переживаний в окружающий человека повседневный мир с его реальными предметами и психологически верным поведением лирического героя.
Таким образом, она приблизила поэзию к жизни и открыла её в реальном, земном мире человека. В этом и выражены особенности лирических чувств в ранней поэзии Анны Ахматовой.