Образ дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"
Секция: Филология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Образ дома в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"
Человек на протяжении всей истории занимает центральное место в бытии мирского существования. Он является двигателем и творцом всего окружающего. По своей природе он одновременно выступает в роли созидателя и разрушителя. С началом ХХ века человечество вступает в эпоху трагических событий и явлений. Так, Первая Мировая война, Революции, Гражданские войны кардинально изменили окружающую действительность, деформировали народное сознание, что привело к дисгармонии мироощущения и всестороннего разлада человека с природой и культурой. Человек потерял человека и вместе с ним утратил свой дом, свою обитель. Подобные метаморфозы нашли свое отражение в творчестве писателей Серебряного века.
Михаил Булгаков неоднократно обращался к теме Гражданской войны и изображал ее с исторической достоверностью. Н.С. Кадырова отмечает, что «Белая гвардия» занимает «особое место в творчестве писателя не только потому, что это его первый, дебютный роман, но и потому, что во многом это произведение автобиографического характера, отразившее богатый запас детских и юношеских впечатлений автора, отличающееся многоплановостью и сложностью повествования» [2, с. 4].
Объектом исследования выступает романное творчество М.А. Булгакова, в частности.
В качестве предмета изучения выделяется образ дома в романе «Белая гвардия», его особенности и смысловая наполненность данного образа.
Цель исследования: проанализировать компоненты, составляющие комплексное представление об образе дома. Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. рассмотреть особенности романного творчества М.А. Булгакова;
2. показать общественно-исторические предпосылки к появлению роману «Белая гвардия»;
3. охарактеризовать компоненты, составляющие образ дома и определить их роль в произведении;
4. выявить смысловую функцию образа дома в романе
5. сопоставить образ дома с другими микрообразами в художественной системе романа;
6. выявить смысловую функцию образа дома в романе.
Творчество М.А. Булгакова – это новый этап в развитии русской литературы эпохи советского периода. Особенностью его произведений является историческое описание окружающей действительности, философское мировоззрение, сатирическая обрисовка изображаемых событий, романтический принцип двоемирия, скрытый психологизм, отражающийся в художественных деталях, изображение демонических образов и пр.
Роман «Белая гвардия» был начат в 1922 г. Изначально мыслился как трилогия, но замысел автора не был воплощен. Задумка произведения возникла после трагических событий в жизни Михаила Булгакова: смерть матери от сыпного тифа и известие о судьбе своих братьев, которых он никогда больше не видел. Впервые «Белая гвардия» была опубликована не полностью в 1924 г., а в полном варианте роман был издан в Париже в 1927–1929 гг., под названием «Дни Турбиных (Белая Гвардия)».
По мысли Н.А. Пояркововой, «традиционно в русской литературе архитипический образ дома понимался как универсальная модель бытия, пространство, в котором протекает не только материальная, но и духовная жизнь человека. Взаимодействие и гармоничное соединение временного и вечного, материи и духа – важнейшее положение в концепции мира М. Булгакова» [3, с. 40].
Примечательно, что по древним представлениям мир был сотворен из огня, который положил начало всему сущему на Земле. Огонь, как правило, является проявлением жизни и Божественной воли. У древних греков огонь ассоциировался со знанием и мудростью. Так, образ дома в романе «Белая гвардия» вырастает из субстанции огня, которая является основой в его структуре. В качестве первоосновы выступает образ изразцовой печи, представляющий собой огненный очаг и символизирующий семейное благополучие и мир. В то же время он выполняет функцию тотема: очищает, защищает и оберегает от зла. Непосредственно этот образ связан со становлением главных героев: «Много лет до смерти, в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку» [1, с. 24].
Огонь – это проявление солнца, которое, в свою очередь, символизирует свет – знак Божественного проявления.
Такая обстановка свидетельствует о том, что дом принадлежит интеллигентной семье, которая богата не только материально, но и духовно. Величину богатства духовного содержания показывают различные предметы искусства, в частности библиотека Турбиных.
Книга – символ знания и мира. Образ библиотеки отражает не только образованность, но и несет в себе мирное и безмятежное начало.
Дом Турбиных – это место недосягаемое для самой смерти, барьером от которой является образ кремовых штор. Этот образ защищает от негативных воздействий городской суеты и не дает утратить жизнь внутри образа дома Турбиных: «… и в квартире у них тепло и уютно, в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира ... А он, этот внешний мир ... согласитесь сами, грязен, кровав и бессмыслен» [1, с. 228].
С образом дома неразрывно связан образ Елены Турбиной. Она хранитель очага и домашнего покоя: «Скатерть, несмотря на пушки и все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе» [1, с. 31].
Имя Елена символизирует свет (сияющая, светлая). Этот факт указывает на синтез образа Елены с образом дома (сравни кремовые шторы, чашки с нежным цветом наружи и золотые внутри, белая и крахмальная скатерть и т.д.). В связи с таким синтезом ее душевное состояние отражается на образе дома. Эта грань проявляется в сцене прощания Елены с Тальбергом: «…Через полчаса все в комнате с соколом было разорено. Чемодан на полу и внутренняя матросская крышка его дыбом. Елена, похудевшая и строгая, со складками у губ, молча вкладывала в чемодан сорочки, кальсоны, простыни. Тальберг, на коленях у нижнего ящика шкафа, ковырял в нем ключом. А потом... потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, – ждите, пока к вам придут» [1, с. 42].
Символика образа абажура означает домашний уют, он является границей между светом и тьмой. Тальберг нарушает эту границу, пытаясь принести в дом хаос и разрушение, за что и был отвергнут домом и Еленой. Они не принимают его, так как для них он является лишним человеком.
Образу дома Турбиных противопоставлен образ дома Лисовича. В его квартире царит обстановка тишины, мрака, сырости, таинственности: «В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина, и только мышь в маленькой столовой нарушала ее по временам» [1, с. 48].
Образ мыши трактуется положительно и отрицательно. В фольклоре мышь выступает в роли помощника, но также мыши соотносятся с нечистой силой. В Библии, мышь прогрызшая дыру в ковчеге Ноя, – это дьявол. Они являются переносчиками чумы и разных эпидемий, поэтому их соотносят со смертью.
Так, дом Турбиных – это символ жизни, которому противопоставляется дом Лисовича, что является следствием использования приема контрастных построений в трактовке образа дома в романе «Белая гвардия».
В заключении стоит отметить, что М. Булгаков создал сложную образную систему, в которой компоненты, соединяясь друг с другом, создают единое целое. Образ дома в романе разделяется на две категории: дом живой и дом мертвый. Живую обитель составляют микрообразы, отражающие жизненные начала и находящиеся на дистанции от трагических событий. Образ дома символизирует центр мира, замкнутость и защиту. Это живой организм, выполняющий защитную функцию.