Статья:

Художественно-педагогический потенциал народной танцевальной культуры

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Сырова Е.В. Художественно-педагогический потенциал народной танцевальной культуры // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественно-педагогический потенциал народной танцевальной культуры

Сырова Екатерина Валерьевна
студент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар
Плотников Александр Владимирович
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар

 

Концертные выступления, тематические вечера с преобладанием танцевальных номеров помогают зрителю окунуться в мир и культуру разных национальностей. Человек должен проводить свое свободное время с пользой, познавать что-то новое. Свободное время – есть досуг. И внимание к проведению качественного и полезного досуга неуклонно растет. «Досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Человека называли «досужим», когда он умел что-то делать. «Досужий – умеющий, знающий, способный. Досуг – время, когда можно чего-то достичь, что-то сделать» [3, с. 9]. Вместе с тем, общество, и тем более молодежь, в наше время не полностью осознает степень важности досуга, его качественного проведения, распределения своего времени. Для молодых людей «досужий», скорее праздный, тот, кто проводит свободное время альтернативно рабочему времени. И здесь особую актуальность имеет культурно-рекреационная функция досуга, которая способствует развитию у личности мотивации к изучению национального культурного творчества.

Участие и работа в ансамбле народного танца – это место, где можно не только освоить новые навыки танцевальных движений и проявить себя с профессиональной точки зрения, но и приобрести социальный коллективный опыт общения, погрузиться и понять культуру этого народа. И.А. Пузырева в работе «Пластическое воспитание» дает определение понятию «танец». Это «вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества» [2, с. 7]. Мы считаем, что в этом определении выражаются самые значимые представления о танце. Но обратим внимание, что танец неразрывно связан с окружающим миром человека и что особенно важно, он является проявлением народного творчества.

Рассматривая понятие «Народная танцевальная культура», следует отметить, что в этом виде творчества собрано множество художественных оттенков, которые передаются в выразительности, в лексическом жанре, в стиле выступления. В них собраны общие национальные черты какого-либо народа и отличительные особенности их культуры, а также обычаи, уходящие вглубь длительного времени. Именно народ является субъектом танцевальной народной культуры. Подразумевается единение всех участников коллектива общностью высококультурных связей, жизненных функций и деятельностей. Упор делается на традицию и настроенность воссоздания принятых образов в «откровенном» общении от лица к лицу, от поколения к поколению. Личность не выделяется из коллектива, появляется анонимность, отсюда ни единой ссылки на именное авторство.

В современном обществе встает проблема сохранения народных танцев. Мы хотим обратить внимание на важность танцевальной народной культуры, ведь красота движений и приобретенные навыки наших предков в данной сфере показывают, как мы нуждаемся в изучении и популяризации национальных танцев. Открытие профессиональных учреждений, обращенных к истории и народной культуре, помогут повысить интерес и увлечение народными танцами.

Танец исполняет важную социальную функцию. Еще в древности танец был одним из древних языков. Люди могли свободно выражать свои чувства и эмоции, общаться посредством пластических движений. По нашему мнению, появление народного танца было предсказуемым. Человек нуждается в человеке. Общество помогает раскрыть свою личность, а работа в коллективе раскрывает темперамент, чувственность. В хореографическом коллективе ты становишься частью чего-то большего. Имеешь высшую цель, высшее предназначение. При этом ты не одинок, у тебя есть помощник и сотрудник – участники коллектива. Для возможности организации коллектива и его дальнейшего процветания возникает новый жанр – ансамбль. Танцевальный ансамбль – группа артистов танца, составляющая единый художественный коллектив [5]. Этот жанр хореографического искусства зародился в 20 веке. Он является специфическим театром народного творчества, который имеет свои разновидности.

В современном мире художественные ансамбли народного танца играют большую роль. Опираясь, на исследовательскую практическую работу на базе Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Адыгея, академического народного ансамбля «Нальмэс» можно сделать следующие выводы:

1.  Репертуар танцевальных выступлений и выбор сценического образа участников неразрывно связан с историческим прошлым народа, помогает режиссеру выразить главную тему и идею номеров, всегда обращен к быту, традициям и обычаям народа.

2.  Концерты, основанные на реальных фактах и событиях, связанных с традициями народа оказывают мощный эмоциональный эффект на зрителя. Вместе с тем, восприятие зрителем и атмосфера в концертном зале меняется, если зритель знаком с культурой народа и историей народного ансамбля.

Были проведены организация и репетиционные работы с участниками коллектива академического народного ансамбля «Нальмэс», и методом опроса и анкетирования было выявлено влияние исторического прошлого на коллектив, его полную отдачу в работе. Большая часть участников принадлежала к нации адыгского народа и можно предположить, что им легче удается погрузиться в мир народного танца и раскрыть свои способности. Но мы хотим опровергнуть эти предположения, потому что участники других наций также как и остальные чувствовали на сцене связь с этим народом, с его творчеством и художественной культурой.

Стоит также отметить вклад художественного руководителя в работу ансамбля. Его роль, как педагога в ансамбле значительна. От него зависит успех концерта в целом, он создает настрой участников на репетициях и выступлениях, его идея и стиль будут просматриваться зрителем на протяжении всего мероприятия. Важной частью профессиональной педагогической работы художественного руководителя является отбор участников коллектива, и он имеет свои особенности. Руководителями ансамблей выступают профессиональные хореографы, балетмейстеры. Их страсть к народному творчеству, их углубленное знание фольклора и культуры дают возможность передать жизнь, быт, традиции, горе и радость народа через сценические образы, средствами народной хореографии.

В заключение стоит отметить, что эволюция народного танца, его формирование находится под влиянием истории и культуры общества. Интерес к народному танцевальному искусству растет. Главной целью художественных руководителей ансамблей служит объединение людей с творческими способностями в одном коллективе, участники которого стремятся узнать художественное народное творчество своего народа, изучить его и показать зрителю красоту танца и грациозность его движений. Несмотря на то, что народные танцы являются коллективными, участники ансамбля имеют возможность само выражаться, но главная их задача – хранить и беречь традиции народа, продолжать их опыт и умения в народной танцевальной культуре.

 

Список литературы:
1. Ивлева Л.Д. Развитие народной хореографии на основе взаимопроникновения танцевальных культур / В сборнике: Традиционная народная культура как фактор формирования единого социокультурного пространства Научно-практическая конференция с международным участием. Министерство культуры РФ, Министерство культуры Челябинской области, Государственный Дом народного творчества, Челябинский государственный центр народного творчества, Челябинская государственная академия культуры и искусств. 2013. С. 343–346.
2. Пузырева И.А. Пластическое воспитание (танец в драматическом театре): учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры. – Кемерово, КемГУКИ, 2012. – 82с.
3. Тюрин Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – 156 с.
4. Филиппова В.А. Нродная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театра танца // Вестник СГТУ. 2010. №1 С.329–335.
5. Чистякова А.А. Традиционная народная танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. № 1 (20). 2010. – С.200–203.