Воспитание координационных способностей гимнасток 7-8 лет с использованием комплексов специально-подготовительных упражнений со скакалкой
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Воспитание координационных способностей гимнасток 7-8 лет с использованием комплексов специально-подготовительных упражнений со скакалкой
В статье представлены результаты исследования уровня развития координационных способностей у гимнасток 7–8 лет с использованием комплекса двигательных тестов. Разработана и практически обоснована методика воспитания координационных способностей у девочек 7–8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной специализированной подготовки.
Актуальность. Сила, скорость, гибкость и выносливость представляют собой основу формирования двигательных навыков, а хорошие координационные способности нужны для совершенствования и развития двигательных навыков любого спортсмена, а особенно у девочек, занимающихся таким видом спорта, как художественная гимнастика. В художественной гимнастике координация характеризуется возможностью управлять движениями с заданными точностными параметрами [1, с.8].
Современное состояние гимнастического спорта в мире отличается усложнениeм из года в год соревновательных компoзиций за счет трюковых элeментов, танцевальных дорожек, предполагaющих высокий уровень психомоторного развития, а значит координированности. На новым правилам FIG на 2017–2020 год идет усложнение программы за счет динамических вращений и трудности предмета. Это трeбует поиска, разработки и внедрения в учебно-тренировочный процeсс новых средств, методов и подходов для улучшения координационных способностей, необходимых для выполнения упражнений в различных видах многоборья в художественной гимнастике.
В научной литературе множество источников, направленных на изучение координационных способностей, в большей степени посвящены начальному этапу подготовки. Проблема разработки средств и методов развития координационных способностей на этапе начальной специализированной подготовки, остается открытой. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики воспитания координационных способностей у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития координационных способностей гимнасток 7–8 лет на основе двигательных тестов.
2. Разработать контрольные тесты по определению уровня развития координационных способностей 7–8 лет.
3. Разработать методику воспитания координационных способностей у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной специализированной подготовки и проверить ее эффективность.
Для определения уровня развития координационных способностей у гимнасток 7–8 лет были разработаны тесты из шести двигательных заданий, которые оценивались по пятибалльной системе. На выполнение всех заданий было дано 3 попытки. Если гимнастка при выполнении трех попыток не допустила двигательных ошибок, то это 5 баллов. Если из трех попыток сделала только две попытки удачно, то 4 балла. При выполнении только одной безошибочной попытки из трех, оценка составляла 3 балла.
Таблица 1.
Содержание двигательных тестов
Тест №1 |
«Пила и молоток» Одной рукой имитировать забивание гвоздей молотком, другой одновременно «пилить» дрова. |
Тест №2 |
Одной рукой круговыми движениями медленно поглаживая себя по животу, другой одновременно быстро похлопывать себя по голове. То же, но поменять задания для рук. |
Тест №3 |
На площадке 7/7 произвольно разложены 20 небольших предметов. Задача собрать с завязанными глазами больше предметов за определенное время. |
Тест №4 |
Равновесие «пассе». И.П. – стойка, руки в стороны. Рабочая нога согнута в колене, стопа рабочей ноги прижата к колену опорной ноги. |
Тест №5 |
Прыжки через скакалку «крестом». Оценивается количество прыжков. |
Тест №6 |
Вращение скакалки в разных плоскостях. |
Таблица 2.
Результаты сравнительного анализа уровня развития координационных способностей у гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп до эксперимента
|
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
Тест №5 |
Тест №6 |
КГ |
4,0±0,64 |
3,9±0,73 |
3,8±0,72 |
4,1±0,69 |
4,1±0,76 |
4,0±0,97 |
ЭГ |
4,1±0,83 |
3,85±0,77 |
4,0±0,69 |
3,8±0,66 |
3,9±0,69 |
4,1±0,79 |
t-критерий Стьюдента |
0,83 |
0,83 |
0,68 |
1,1 |
0,2 |
0,5 |
P |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Рисунок 1. Диаграмма сравнительного анализа результатов тестирования координационных способностей гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп до эксперимента
Результаты сравнительного анализа уровня развития координационных способностей гимнасток (таб. 2), показали отсутствие значимых статистических различий (Р>0,05) экспериментальной и контрольной групп до эксперимента и их однородность. Вместе с тем, тестирование показало, что существует нереализованный резерв проявления координационных способностей у гимнасток 7–8 лет (рис.1). Для решения этой задачи, нами была разработана методика воспитания координационных способностей гимнасток на этапе начальной специализированной подготовки.
Методика воспитания координационных способностей у девочек 7–8 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной специализированной подготовки
Воспитание координационных способностей у гимнасток 7–8 лет осуществлялось средствами специально-двигательной подготовки (сложно-координационные упражнения со скакалкой) с использованием подвижных игр Сосиной В.Ю.
В таблице 3 представлена сравнительная характеристика традиционной для художественной гимнастики методики воспитания координационных способностей и нашей экспериментальной, включающей упражнения со скакалкой и игровые задания В.Ю.Сосиной.
Таблица 3.
Сравнительная характеристика воспитания координационных способностей с использованием традиционной и авторских методик
|
Традиционная методика |
Экспериментальная методика воспитания координационных способностей |
Методика Сосиной В.Ю. |
Сходства |
В стандарте по художественной гимнастике прописаны задания на воспитание координационных способностей, основанные на равновесиях. |
Акцентирование внимания на этапах начальной подготовки на развитие координации при помощи предметов художественной гимнастики. |
Методика основана на забавных упражнениях на воспитание координационных способностей у гимнасток. |
Различия |
Задания имеют статическое положение, но с добавлением пружинных движений, полупальцев, баланса на полупальцах. |
Методика, основанная на скакалке, позволяет воспитывать согласованную работу рук и ног как в статическом, так и в динамическом положение. |
Задания Сосиной В.Ю. с использованием предметов и элементов художественной гимнастики. |
В содержание разработанной нами методики входило 6 тренировочных комплексов, составленных из четырех упражнений, направленных на развитие одного из видов координации: статической, динамической и пространственно-временной. Также каждый комплекс решал задачу совершенствования технической подготовки со скакалкой. Например, комплекс №1 – «Махи», комплекс №2 – «Круги» и т.д.
Педагогический эксперимент. Исследование проводилось на базе Центра гимнастики школы Олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой в г. Казани. В нем приняли участие 40 гимнасток УТГ-2, 7–8 лет. Стаж тренировок 3 года. Экспериментальная группа тренировалась по 2 часа в день, 4 раза в неделю. Разряд исследуемых спортсменов 2 юношеский. Контрольная группа состояла также из гимнасток УТГ-2. Стаж тренировок 2 года. Тренировались гимнастки контрольной группы по 2 часа в день, 4 раз в неделю.
Педагогический эксперимент продолжался 6 месяцев, всего было проведено 72 учебно-тренировочных занятия. Контрольная группа занималась по стандартной программе, предназначенной для ДЮСШ. А экспериментальная группа дополнительно использовала экспериментальную методику воспитания координационных способностей.
Методика применялась в вариативной части тренировочного процесса, при этом задачи и структура занятий оставались традиционными и соответствовали учебной программе СДЮСШОР.
Упражнения на воспитание координационных способностей проводились 3 раза в неделю в подготовительной, основной и заключительной частях учебно-тренировочного занятия, продолжительность вариативного компонента составляет 15–20 минут.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ результатов проведенного эксперимента представлен в таблице 4, где видно превосходство экспериментальной группы над контрольной группой по уровню развития координационных способностей во всех 6 тестах (Р≤0,05). Таким образом, можно констатировать, что полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанной нами методики для воспитания координационных способностей у гимнасток 7–8 лет на этапе начальной специализированной подготовки.
Таблица 4.
Результаты сравнительного анализа уровня развития координационных способностей у гимнасток экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп после эксперимента
|
Тест №1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
Тест №5 |
Тест №6 |
КГ |
4,5±0,6 |
4,4±0,6 |
4,5±0,6 |
4,6±0,7 |
4,6±0,7 |
4,4±0,6 |
ЭГ |
5,1±0,49 |
5±0,5 |
4,9±0,47 |
5,1±0,61 |
5,2±0,47 |
5,15±0,22 |
t-критерий Стьюдента |
4,28 |
3,33 |
4,28 |
2.08 |
2,27 |
3,18 |
P |
≤0,05 |
≤0,05 |
≤0,05 |
≤0,05 |
≤0,05 |
≤0,05 |
Выводы
1. Выявлен средний уровень развития координационных способностей гимнасток 7–8 лет на этапе начальной специализированной подготовки.
2. Разработан комплекс из 6 двигательных тестов, оценивающих наиболее значимые для художественной гимнастики виды координационных способностей. Это – способности к воспроизведению точных пространственных характеристик движений, к сохранению равновесия и способность к согласованию телодвижений и манипуляций с предметом.
3. Разработана методика развития координационных способностей для гимнасток 7–8 лет, включающая 6 комплексов упражнений специально-двигательной подготовки (сложно-координационные упражнения со скакалкой) и подвижных игр, используемых в вариативной части учебно-тренировочного занятия на этапе начальной специализированной подготовки.
4. Доказана эффективность разработанной методики развития координационных способностей гимнасток 7–8 лет в ходе педагогического эксперимента.