Статья:

К проблеме формирования жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Юсупова Г.Ф. К проблеме формирования жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 26 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К проблеме формирования жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей

Юсупова Гульфия Фанисовна
студент, Сибайский институт (филиал) БашГУ, Республика Башкортостан, г. Сибай
Сибаева Гульсасак Мубараковна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Сибайский институт (филиал) БашГУ, Республика Башкортостан, г. Сибай

 

Жизненные ценности личности всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, педагогики, социологии и психологии. Как известно, подростковый возраст квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития.

 В настоящее время мы наблюдаем рост правонарушений несовершеннолетних подростков и детей. Любое физическое заболевание, семейные и школьные проблемы изменяют жизненную ситуацию ребёнка, препятствуют его полноценной, гармоничной социализации и развитию, влекут за собой большое разнообразие социальных и психологических проблем. Следовательно, вышеперечисленные причины нарушают развитие жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей.

В рамках нашего исследования нам необходимо раскрыть следующие понятия: «ценности» и «жизненные ценности».

В педагогическом словаре понятие «ценность» определяется как «явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, то есть способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности), а также социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям» [7, с. 255]. Из данного определения мы понимаем, что представления несовершеннолетних правонарушителей о ценности должны быть осмысленны и внутренне приняты каждым из них. Выбранные ими ценности оказывают влияние на предпочтения и на принимаемые ими решения и типы их поведения.

В кратком психологическом словаре понятие «ценность» раскрывается как «качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценным» [8, с. 298]. Психолого-педагогические наблюдения за поведением несовершеннолетних правонарушителей показывают, что они стараются приобрести желаемые предметы, вещи которые оцениваются в кругу их сверстников.

В следующем определении понятие «ценность» обозначается как «социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом» [3, с. 266]. Можно предположить, что определенные материальные явления и предметы приобретают особую значимость для несовершеннолетних правонарушителей в их социальном окружении.

Таким образом, вышерассмотренные определения указывают на то, что ценности являются ориентирами в жизнедеятельности человека.

Существуют различные подходы к рассмотрению понятия «жизненные ценности».

С. Бурилкина раскрывает понятие «жизненные ценности» как «совокупность ценностей, особо значимых для личности, выстраивания ею своего жизненного пути с целью овладения наиболее предпочтительными ценностями, отражение в сознании человека объективной социально-исторической ситуации» [1, с. 76]. На наш взгляд выбор системы жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей связан, прежде всего, с тем, что наполняет и насыщает их жизнь.

О.Шубина раскрывает понятие «жизненные ценности» как «некие стратегические детерминанты поведения больших групп людей, укорененных в течение длительных периодов времени в определенной социальной культуре» [12, с. 39]. Мы полагаем, что для несовершеннолетних правонарушителей жизненные ценности являются некими регуляторами их поведения.

Для нас интерес представляет подход Н.И. Козлова, который определяет понятие «жизненные ценности» как «ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется» [5]. В среде несовершеннолетних правонарушителей происходит переоценка ценностей, укрепляется уверенность в том, что «жить хорошо» - это значит «иметь много денег». Ради достижения этой цели они готовы совершать правонарушения.

По мнению А.А. Черкасова жизненные ценности представляют собой «совокупность социальных установок человека относительно наиболее важных, значимых для него предметов и явлений действительности, образующих смысл жизни» [10, с. 233]. Следовательно, наиболее значимые жизненные ценности несовершеннолетних правонарушителей составляют смысл их жизни.

С точки зрения психологического подхода жизненные ценности носят социальный характер, но связаны с психической активностью индивида, состоящей в постоянном анализе значимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого акта. В связи с этим необходимо отметить, что несовершеннолетние правонарушители часто пересматривают свои жизненные ценности.

Жизненные ценности составляют основу мировоззрения и связаны с социализацией личности. Д.А. Леонтьев указывает, что «ценности являются интегративной основой как отдельного человека, так и социальной группы, поэтому проблемы связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших» [6, с. 15]. На наш взгляд, развивая мировоззрение несовершеннолетних подростков можно изменить их систему жизненных ценностей.

Согласно зарубежному философскому подходу, а именно по Г. Мюнстербергу [2, с. 17] «носителем ценностей выступает надындивидуальная воля, самоутверждение которой связано с выдвижением «жизненных ценностей» и «культурных ценностей», относящихся к внешнему и внутреннему миру. К жизненным ценностям, как непосредственно данные ценности, относятся ценности бытия (Вещи, Существа, Оценки); ценности единства (Гармония, Любовь, Счастье); ценности Божества (Творение, Откровение, Спасение)». Следовательно, Г. Мюнстерберг считает, что «жизненные ценности» охватывают не только нравственные и эстетические, но и социальные, правовые, материальные аспекты бытия.

Э. Трельч [9, с. 170] отмечает ценности как выражение субъективных стремлений, которые наполнены и совпадают с другими оценками. По его мнению, жизненные ценности происходят лишь из «отношений среды», а духовные, относятся к божественному всеобщему духу.

М. Шелер [11, с. 287] утверждает «необходимость самостоятельного значения витальных ценностей, которые не могут быть сведены ни к гедонистическим, ни к духовным ценностям. К витальным ценностям он относит ценности жизни, здоровья, которые присущи не только человеку, но и «вообще всем живым существам».

Таким образом, согласно философскому подходу ценности значимы для социального субъекта.

Социологический подход к жизненным ценностям учитывает социально-статусную и социально-ролевую детерминанты содержания жизненных ценностей. Необходимо отметить, что система и смысловое «наполнение» жизненных ценностей различается по таким социологически релевантным признакам, как пол (у мужчин и женщин разные приоритеты значимости семьи, детей, работы, общественного признания и т. д.), возраст (у детей основной жизненной ценностью выступает игра, у подростков – отношения с другими и свобода, у молодых людей – любовь, семья, карьера, у зрелых – работа, воспитание и обеспечение семьи, у стариков – забота о внуках и мысли о смерти) [4, с. 26].

Анализ вышерассмотренных определений позволяет нам сделать вывод о том, что жизненные ценности придают смысл предметам и явлениям в жизни человека. Они формируют поведение и отношение человека, влияют на интересы и решения, принятые в той или иной ситуации.

Как известно несовершеннолетним правонарушителем признается лицо, не достигшее на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста. Несовершеннолетним правонарушителям трудно жить в современном мире не имея правильных жизненных ценностей. Кроме того мы наблюдаем у большинства несовершеннолетних правонарушителей нарушение представлений о правильном образе жизни. Нарушенные условия жизни так же вносят существенные изменения в жизненные ценности подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Как известно, правильная система жизненных ценностей личности включает в себя:

·     семью то есть, отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями, любовь, взаимопонимание, домашний уют, воспитание детей;

·     духовное развитие, внутреннее спокойствие, вера, духовный рост;

·     профессиональную деятельность, то есть, работу, бизнес, статус в социуме.

В целях формирования положительных жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей мы разработали психолого-педагогические рекомендации родителям и учителям.

Рекомендуем создать благоприятные эмоционально-психологические условия в семье и в школе для несовершеннолетних правонарушителей. Классным руководителям необходимо чаще праводить классные часы на темы о правонарушениях и жизненных ценностях, например: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» или «Особенности жизненных ценностей». Известно, что с помощью бесед и встреч с интересными и известными людьми можно способствовать развитию позитивных жизненных ценностей. Необходимо развивать цели и пути достижения этих позитивных жизненных ценностей. В условиях семьи и школы несовершеннолетнему правонарушителю необходимо обеспечить разные возможности времяпрепровождения. Рекомендуем составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия с родителями и со сверстниками, например: походы в кино, на природу, игра в шахматы. Участвуйте вместе с несовершеннолетними правонарушителями в социальных акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся.

Итак, предлагаемые нами психолого-педагогические рекомендации в комплексе с другими профилактическими мерами несовершеннолетним правонарушителям помогут изучить свои права определить круг интересов, формировать у них культуру поведения и в целом позитивные жизненные ценности.

Таким образом, в настоящей статье мы рассмотрели различные подходы к содержанию понятий «ценности» и «жизненные ценности», а также предложили психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям по формированию положительных жизненных ценностей несовершеннолетних правонарушителей.

 

Список литературы:
1. Бурилкина С.А. Труд в системе жизненных ценностей населения провинциального промышленного города: гендерный анализ: Автореф. дис. канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2006. – 76 с. 
2. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения / Э. Дюркгейм. // Социология. – М., 1995.
3. Кикель, П. В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – 2-е изд. – Минск: БГПУ, 2008. – С.266. 
4. Кондрашов П.Н. Динамика жизненных ценностей подростков и проблема коррупции в постсоветской России // Образование и наука. 2016. № 6 (135). – С.26–199.
5. Козлов Н.И. Жизненные ценности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennye_cennosti (Дата обращения 23.12. 2016).
6. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. – С.13–25.
7. Новиков А.М. Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – С.255.
8. Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Краткий психологический словарь, Издательство: «Феникс», 2012. – С.298.
9. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М., 1994. – С.170.
10. Черкасова А. А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США: социологический анализ // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. – С. 233–240.
11. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 287.
12. Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. Екатеринбург, 2008. – С.39.