РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ВЕК АКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 3. Культурология
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РОЛЬ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК В ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ВЕК АКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
В Российской Федерации функционирует огромная сеть публичных библиотек, которая непрерывно растёт, ещё многочисленнее студенческая аудитория, которая является активной читательской аудиторией данного типа библиотек. Что же может дать современная публичная библиотека в век цифровых технологий студенчеству и будет ли современный студент посещать публичную библиотеку? Ответ на этот актуальный вопрос необходимо искать в интенсивных изменениях облика публичной библиотеки на современном этапе. Краеугольным камнем проблемы является помощь публичным библиотекам России в коррекции стратегии их развития в век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий международного сообщества. Посредством этой помощи происходит трансформация различных видов и форм обслуживания пользователей, организация нового типа услуг. Российские публичные библиотеки активно контактируют и перенимают опыт большого числа зарубежных библиотек. Они используют электронные ресурсы 36 стран мира — участниц проектов PULMAN и PULMAN ХТ, а также авторитетных международных государственных и общественных организаций, ассоциаций и объединений. Данный прогрессивный процесс курируют органы культуры Российской Федерации, специалисты-практики публичных отечественных библиотек, учёные-библиотековеды. Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) является координатором проекта. Европейск Комиссией, разработчиком проекта PULMAN. Для успешной реализации данного проекта разработчик проекта PULMAN Европейской Комиссией публичным библиотекам России представлены рекомендации проекта под названием «Публичные библиотеки в век цифровой информации». С 2002 года они являются программой действий для публичных библиотек России.
На содержательном уровне изменения в деятельности публичной библиотеки, вызванные реализацией названного проекта, определились появлением новых направлений деятельности: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент; новые методы, формы, приёмы работы, вызванные потребностями времени. В последнее десятилетие публичные библиотеки посредством стажировок специалистов на базе ведущих методических центров библиотек России и за рубежом осуществляли знакомство с опытом работы других библиотек непосредственно на местах. В целях совершенствования библиотечного и информационного обслуживания пользователей и разработки внутри библиотечной технологической документации, изучения персонала и социально-психологического климата коллектива, рынка платных библиотечных услуг и эффективности использования электронного каталога специалисты структурных подразделений публичных библиотек обратились к научно-исследовательской работе. Публичная библиотека как современный динамично развивающийся организм выстраивает свое собственное культурно-образовательное пространство. Оно включает заинтересованные контактные организации, — учебные и культурно-досуговые заведения, производственные учреждения и комплексы, а также широкий круг читателей, где студенчество занимает одно из ведущих мест. Что же меняется в культурно-образовательном пространстве публичной библиотеке? Улучшаются организационная структура, разрабатываются актуальные, востребованные читателями интересные программы и методы работы, расширяются культурно-образовательные и информационные услуги, что привлекает российское студенчество. Необходимо отметить колоссальные структурные изменения публичных библиотек, в частности города Саратова и Саратовской области. Среди примеров таких изменений можно назвать следующие: В централизованных библиотечных системах появились новые модели библиотечных учреждений: библиотека-клуб, библиотека семейного чтения, библиотека — информационный центр, библиотека-музей, библиотека — центр досуга. В центральных публичных библиотеках изменялись старые и организовывались новые отделы и секторы: программного обеспечения, автоматизации, методико-инновационный, методической и массовой работы, краеведения, внедрения новых технологий, Интернет-класс, центр деловой информации, мимо которых не может пройти молодёжь. В стенах публичной библиотеки студент обращается к ресурсам Интернет, получает библиографические консультации, использует базы данных «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», электронный каталог библиотеки. Для оперативной отправки информации студенту в публичной библиотеке в настоящее время все чаще используются факс и электронная почта, электронная доставка документов. По-прежнему действенной формой библиографического обслуживания пользователей-студентов является подготовка, издание и распространение библиографических пособий, материалов, рекомендаций. Таким образом, завершившееся десятилетие стало временем перемен, инноваций и изменений в деятельности публичных библиотек города Саратова и Саратовской области.
Благодаря проекту PULMAN библиотечная практика сегодня находится в движении и обновлении ежедневно и ежечасно. Внедрение в массовую библиотечную практику новых технологий и передового библиотечного опыта является эффективным средством совершенствования деятельности публичной библиотеки.
Ценность данного проекта трудно переоценить. Публичные библиотеки Саратова и Саратовской области не только с большим интересом следили за реализацией этого проекта на российской почве, но и спустя какое-то время сами принимали активное участие. Поражает глобальность цели проекта — объединение усилий европейских библиотек по выработке стратегии развития в век цифровых технологий, создание единых стандартов, предоставляемых информационных услуг в библиотеках европейских стран, а также организация программы мероприятий, которые должны поддерживать, развивать и продвигать новые виды услуг для населения в публичных библиотеках стран — участниц проекта. Эти задачи проекта по сей день являются основой планирования деятельности российских публичных библиотек. За последние десятилетие осуществление данного проекта ощущают на себе публичные библиотеки России в целом и на периферии. Процессы международной стандартизации и каталогизации, осуществление проектной деятельности оказывают существенное влияние на формирование культурной политики в области библиотек на местах, оказывают помощь в развитии потенциала публичных библиотек Саратовского края. Эти процессы определяют стратегию развития публичных библиотек и создают условия для обмена передовым опытом в области государственной библиотечной политики, обеспечивают доступ к информации и развитие новых видов услуг для населения, в том числе и для студенчества. Международное сотрудничество между публичными библиотеками даёт возможность внедрения инновационных форм обслуживания пользователей — студентов.
В настоящее время публичные библиотеки России быстро преображаются, но им необходимо развиваться еще более динамично. Это продиктовано появлением широкого доступа в Интернет, цифрового телевидения, компьютерных программ. Студенчеству публичная библиотека интересна именно этими достижениями прогресса. Поддержка чтения студенчества и постоянное ознакомление его с новейшей литературой остается основной задачей публичных библиотек, а молодёжная аудитория самой значимой для данного типа библиотек. В последнее десятилетие публичные библиотеки оправдывают надежды этой категории пользователей, продолжая выполнять свою уникальную роль как информационного и культурно-досугового центра в построении развитого информационного общества. Информационные технологии и онлайновое обслуживание, внедрённые в практику публичных библиотек международным проектом, позволили включить в процесс общественного развития наиболее незащищенные слои общества, к которым относится и студенчество. Новые технологии, использование компьютерных автоматизированных систем в публичных библиотеках обеспечивают более быстрый доступ к общественным услугам. Публичные библиотеки сегодня — это сила, направленная на благо информационного общества. Их двери открыты для каждого молодого человека, кто нуждается в информации.
Обеспечение доступа к сети Интернет улучшает качество общественного участия. В качестве основных учреждений доступа к информации публичные библиотеки вовлечены в сотрудничество с местными общественными организациями, в том числе и молодёжными. Библиотеки действуют в качестве общественных пунктов в программе «Электронного правительства» и средством электронного голосования по Интернету. Они поддерживают участие молодёжи в новых формах управления посредством проведения массовой работы: программ-выставок, интерактивных компьютерных услуг и дискуссий, а также обеспечивают доступ к информации, программам и планам региональных и национальных органов власти посредством использования компьютерных библиотечных технологий.
Неотъемлемой частью деятельности публичных библиотек города Саратова и Саратовской области в русле реализации международного проекта и политики ЕС является обеспечение доступа к культурному наследию Европы. Публичные библиотеки совместно с музеями, архивами и другими организациями культурного наследия быстрыми темпами перевели содержание своих коллекций в цифровой формат, что делает их весьма привлекательными для пользователей-студентов. Деятельность публичных библиотек, архивов и музеев скоординирована на национальном, региональном и местном уровнях. Публичные библиотеки создают и управляют ресурсами различного вида, включая общественную информацию, а также разрабатывая цифровые версии специальных коллекций. Доступ к ресурсам культурного характера обеспечивается сотрудничеством между публичными библиотеками и другими учреждениями, включая учреждения культурного наследия, другими видами библиотек, местными музеями и архивами, культурными ассоциациями, ассоциациями художников, историческими обществами, а также школами и центральными органами власти. Необходимо констатировать, что будущее доступа к ресурсам культурного характера напрямую зависит от дальнейшего развития библиотечных технологий, а также усовершенствования мультимедийных средств. Публичные библиотеки сегодня разрабатывают и внедряют новые программы и услуги для различных групп населения, в том числе и для студенчества, открываются новые библиотеки, множатся инновационные формы их работы. Пожелаем публичной библиотеке и в будущем быть современным информационным центром, центром, востребованным молодёжной аудиторией.
Список литературы:
- Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — 208 с.
- Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — 3-е изд., стериотип. — СПб: Изд-во «Лань»; Изд-во «Планета музыки», 2007. — 528 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
- Суслова И.М. Менеджмент в современной библиотеке: научно-метод. пособие. — М.: Либерия. 2004. — 176 с.
- Суслова И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой / И.М. Суслова, Т.Е. Дубенюк — СПб.: Профессия, 2008. — 192 с.
- Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта PULMAN Европейской Комиссии / Предисл. О.В. Устиновой; Под. Ред. Л.А. Казаченковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 416 с.