ИСТОКИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА
Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 5. Литературоведение
XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИСТОКИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ С.А. ЕСЕНИНА
Выявление природы художественного образа и поиск ярких средств выразительности были главными задачами С.А. Есенина, образность он считал способом познания и выражения себя в этом мире. Значимые по своей художественной и нравственной ценности есенинские образы воплощают принцип единства мира.
С.А. Есенин с самого начала творческого пути проявлял интерес к выявлению природы художественного образа. Насколько глубинным было понимание образности, показывают статьи «Быт и искусство» и «Ключи Марии». Они представляют собой важнейшие документы, позволяющие понять литературные взгляды Есенина. Главным в его эстетической программе стало не только объяснение природы образов, но и требование их системы: «…должны разбить образы на законы определений, подчеркнуть родоспособность их и поставить в хоровой чин, также как поставлены по блеску луна, солнце и земля» [2, IV; с. 192].
«Образность в поэзии (имеются в виду микрообразы, или тропы) не словесный орнамент или украшательский прием, а способ художественного мышления и познания мира» [1, с. 45]. В литературоведении образность рассматривается как обязательное свойство любого произведения и характеризуется способностью реализовывать смысл в конкретных представлениях. Словесный образ — незаменимый элемент поэтической речи, который передает реальность, а также создает вымышленный мир.
А.А. Потебня считал, что поэзия всегда иносказательна. В художественном произведении не все можно прочесть буквально, слово изначально обладает способностью к словотворчеству, склонно к многозначности. Тропеические средства являются способом реализации образа в стихотворении, так как несут в себе переносное значение, вызывая ассоциации, эмоции и наглядные представления. «Троп (греч. tropos — оборот) — употребление слова (высказывания) в переносном значении» [4, с. 80]. Отсюда основная функция всех тропов — образная, также исследователи отмечают декоративную (эстетическую) функцию, как одну из главных, ведь образность в литературном произведении всегда должна быть эстетически оправданной.
Самым отличительным признаком русского словесного искусства С.А. Есенин считал именно образность, поэтому его всегда тянуло к яркой словесной живописи, он подбирал слова, которые способны передавать человеческие переживания и вызывать наибольшие впечатления. Каждое слово в его лирике, каждый образ живут не сами по себе, а в неразрывном единстве со всеми элементами произведения: «Органичность образа, т. е. его глубокая внутренняя связь с содержанием, со смыслом всего произведения, со всеми художественными элементами — вот есенинское понимание образотворчества» [5, с. 175]. В лирической поэзии система художественных средств подчиняется раскрытию движения человеческой души. С.А. Есенин умел при минимальной затрате художественных средств передать душевное состояние, свою поэтическую мысль, поэтому в каждом тропе содержится большой эмоциональный заряд, напряжение мыслей и чувств.
С.А. Есенин открыл новую поэтическую систему и собственную образную концепцию, основанную на важнейших принципах национальной культуры. В обосновании назначения поэзии Есенин исходит из народного идеала искусства, которое ставит во главе нравственные цели. Благодаря вниманию к вечным ценностям и проблемам человеческого существования поэт достигает такого масштаба в своем творчестве. В своих произведениях он решает проблему связи личности с миром, отношений между человеком, обществом и природой.
Как лирик С.А. Есенин особенно близок своей поэтической системой к элементам устного творчества, к народной лирике, в которой заключена естественная философия, обусловленная жизнью человека среди природы. Е.И. Наумов так определяет эту связь: «Вся поэтика Есенина имеет своей отправной точкой ту образную систему, которая лежит в основе русского фольклора» [5, с. 343]. Нельзя не отметить и влияние классической литературы. Следы особого внимания к поэзии А.С. Пушкина можно встретить в послереволюционном творчестве Есенина. В самом известном и противоречивом сборнике «Москва кабацкая» также присутствуют пушкинские мотивы и образы: принятие увядания как естественного хода жизни, тема осени.
Сам поэт признавал главенствующую роль народной образности для своего творчества. В трактате «Ключи Марии» (Мария — условное обозначение души), написанном в 1918 году, Есенин анализирует историческое прошлое и духовную жизнь русского народа, он определяет свои эстетические принципы, дает классификацию образов, рассуждает о русском орнаменте, который пронизывает всю жизнь: «Самою первою и главною отраслью нашего искусства с тех пор, как мы начинаем себя помнить, был и есть орнамент» [2, IV; с. 174]. Классификация содержит следующие определения: «заставочный образ» — метафора, «корабельный» — развернутая метафора, «ангелический образ» — символ. Его образ, несмотря на «текучесть», должен быть согласован, уместен, должен соответствовать теме и замыслу стихотворения. В этом поэт видит задачи творчества, в основе которого находится образ.
Есенин подчеркивает необходимость ориентации на этическое, эстетическое и словесное богатство: «Но дорога к этому свету искусства, помимо смываемых препятствий в мире внешней жизни, имеет целые рощи колючих кустов шиповника и крушины в восприятии мысли и образа. Люди должны научиться читать забытые ими знаки» [2, IV; с. 191]. Глубина любого искусства связана с постижением духовных основ жизни, поэтому статья «Ключи Марии» — собственная философия искусства Сергея Есенина, она также служит ключом к разгадке характера образности его поэзии.
С.А. Есенин, определяя истоки народного творчества, исследуя жизненный уклад крестьян, символические знаки крестьянского обихода, отношения человека к природе, пришел к выводу, что поэтический образ во многом определен бытом и жизнью: «разобрав весь, казалось бы, внешне непривлекательный обиход, мы наталкиваемся на весьма сложную и весьма глубокую орнаментичную эпопею с чудесным переплетением духа и знаков» [2, IV; с. 181]. Во всем устройстве жизни, в расположении предметов, в вышивках, песнях, сказках хранится стремление к вечности, познанию сущности мироздания. Есенин знал и чувствовал жизнь крестьянской России, но традиционный взгляд на него как на крестьянского поэта сужает идейные, эстетические и тематические границы его поэзии и снижает ту огромную роль, которую сыграло творчество С.А. Есенина в русской литературе.
Интерес поэта к словесному орнаменту находил прочное основание во всем его творчестве. Многие исследователи обращали внимание на совпадение его образов с метафорами славянских мифов, а также с загадками. Современники поэта утверждают, что у него не было необходимости обращаться к книжным источникам, он был прекрасным знатоком русской словесности, создавал песни и частушки. А.М. Марченко считает, что «загадке стоит отвести преимущественную роль в выработке у Есенина метафорического мышления» [3, с. 222]. Есенин мастерски владел приемом психологического параллелизма, характерного для фольклора и заключающийся в уподоблении жизни человека жизни природы. Это позволило поэту создать собственную систему поэтических образов.
Способность к метафорическому видению проявилась у поэта очень рано и стала затем одной из самых ярких и значительных черт его поэтического таланта. Есенин считал мифологию источником словесного искусства и первоосновой поэтических символов. В основе его образов лежит метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, сочетание космического мифа и жизненной конкретности. В соответствии с народным мифопоэтическим мышлением, поэт устанавливает единство живой и «неживой» природы, материального и духовного.
Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, все становится взаимосвязанным и взаимообратимым: природа олицетворяется, а человек наделяется ее признаками. Все неодушевленное, неорганическое поэт подчиняет законам органики, делает соприродным человеку. Например, образ-эмблема «жизнь-сад» находит воплощение в сравнительных конструкциях: «Был я весь как запущенный сад» [2, II; с. 131].
Люди, животные, растения, стихии и предметы в его стихах — дети одной матери — природы, отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего. Здесь необходимо отметить особую роль метафор и эпитетов, относящихся к образам животных. Яркая метафора весны, радости, юности: «Словно я весенней гулкой ранью // Проскакал на розовом коне» [2, II; 111] содержит фольклорный и мифологический подтекст.
Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в поэзии Есенина в качестве источника и средства художественно-философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека. Есенин не только использует образы животных, но и переосмысляет их значение в жизни человека, наделяет чертами высшей психической деятельности. Животные часто изображаются с помощью необычных эпитетов и других тропов, им нередко отводится роль друга или помощника лирического героя, хранителя воспоминаний. Значительное место в лирическом мире С.А. Есенина отведено именно зоологическим образам, что обусловлено крестьянскими, народными корнями художественного мышления поэта.
Обращением к мифологической памяти человечества, к образу «древа жизни», который стал сквозным для всей лирики Есенина, поэт утверждал слияние человека с природой, души с разумом, красоты с добром и истиной. Вся лирика Есенина 20-х гг. имеет множество скрытых связей между человеком и мифологическим «древом жизни». Этот образ можно считать примером «струения образа» (обратимость тропа), который характеризуется повторяемостью и переходом. Есенинские имажи, даже самые ранние, переходят из стихотворения в стихотворение, обрастая подробностями. Именно из-за этой черты образной системы, отдельно взятые произведения, без учета контекста, всегда беднее, чем цикл. Струением образа определяется стиль Есенина, где оно всецело подчинено движению лирической эмоции.
Метафорические образы «древо-человек» и «яблоня-душа» наиболее распространены и связаны с глубинными основами мироощущения поэта. Так, древо жизни часто являлось метафорой сотворения жизни, проекции вселенной. Оно действительно занимало в религии мысли наших предков важное место, мировое древо — это символ мироздания. В славянской мифологии дерево предстает как одушевленное существо, ему приписывались категории и этапы жизнедеятельности человека, так как Есенин считал мифологию первоосновой художественных символов, он использовал характерные образы и сопоставления. Поэт показывает связь образотворчества с древними символами и особенностями мифопоэтического мышления, олицетворяющего все вокруг.
Есенин не просто верил в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам чувствовал себя частью этой природы. Распространен мотив цветения — увядания (антиномия «жизнь−смерть»): «Увяданья золотом охваченный, // Я не буду больше молодым» [2, II; 111]. В природе все неизбежно повторяется, цветет и увядает каждый год. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим.
Необходимо отметить, что связь изобразительно-выразительных средств с народным творчеством, претерпевая изменения, все же сохранялась на протяжении всего литературного пути автора.
Гений определяется не только причастностью к народной жизни, реалистичностью и правдивостью изображения эпохи, но и новаторством поэтики. С.А. Есенин всегда чувствовал необходимость обновления образной системы, возможно, это и привело его к имажинистам. Принципы имажинизма были провозглашены в коллективной «Декларации», опубликованной в начале 1919 года, к тому времени у Есенина уже был собственный взгляд на образность, изложенный в статье «Ключи Марии». Имажинистами поэт называл всех художников слова, владеющих образным, метафорическим языком. Л.Л. Бельская считает, что в 20-е гг., когда Есенин сблизился с имажинистами, он частично пересматривает свои взгляды на образность, он «огрубляет и приземляет свою речь», а также «выдумывает вычурные и вызывающие образы» [1, с. 54]. Е.И. Наумов придерживается похожего мнения: «В стихах Есенина начал появляться тот натурализм и цинизм, присущий имажинистам…» [5, с. 163]. Это могло быть связано с творческими поисками поэта, желанием выйти за пределы устоявшихся образов. Имажинизм Есенина являлся попыткой мастера найти новые художественные возможности с помощью усложненного образа, теория этого образа у Есенина соприкасалась с канонами литературной группы только в самых общих чертах. Его имажи восходили не к формалистическим теориям, а к поэтическому мышлению народа, которое обусловлено духовной жизнью, нравами и обычаями.
Короткий творческий путь С.А. Есенина отмечен многообразием его художественных исканий. Поэт не стоял в стороне от литературно-организационных поисков своего времени, но моде на словотворчество он всегда противопоставлял слово, органически связанное с бытом, то есть самой жизнью. В 1921 году появляется статья «Быт и искусство» — фрагмент задуманной им книги «Словесные орнаменты». В статье обозначились расхождения между Есениным и другими имажинистами: «Понимая искусство во всем его размахе, я хочу указать моим собратьям на то, насколько искусство неотделимо от быта и насколько они заблуждаются, увязая нарочито в тех утверждениях его независимости» [2, IV; с. 203].
В целом образный мир поэзии С.А. Есенина характеризуют: многообразие мотивов и тем, художественных приемов и средств, сложность мышления и противоречивость. Отсюда одна из особенностей образного мира — борьба противоположных начал: духовное — материальное; человеческое — звериное; прошлое — настоящее; старое — новое.
Несмотря на противоречивость, все творчество С.А. Есенина представляет собой единый художественно-философский мир, отличающийся самобытным метафоризмом. Как отмечает сам поэт: «Вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками» [2, IV; с. 207].
Делая вывод, мы можем сказать, что С.А. Есенин не только теоретически обосновал художественную значимость своих имажей, раскрыл их народные истоки, но и создал собственную классификацию. Его теоретические труды служат разгадкой к пониманию характера образности его поэзии.
Список литературы:
- Бельская Л.Л. Песенное слово: поэтическое мастерство С. Есенина. — М., 1990.
- Есенин С.А. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1966—1968.
- Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. — М., 1989.
- Мещеряков В.П. Основы литературоведения. — М., 2003.
- Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. — Л., 1973.
- Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. — М., 1986.