МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Секция: 10. Юриспруденция
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Как известно, Казахстан с 1998 года первый из стран содружества осуществляет пенсионную реформу, результатом которой стал переход от солидарной пенсионной системы к накопительной.
Статистика пенсионных накоплений свидетельствует о большом количестве участников пенсионной системы. К, примеру, на 1 апреля 2014 количество вкладчиков (получателей) составило 9 591 167, а пенсионные накопления вкладчиков (получателей), составили 3 961,8 млрд. тенге.
Пенсионные активы и обязательства всех накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении переданы в единый накопительный пенсионный фонд [3].
Предыстория создания данного финансового института такова. Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) стал начальным образованием, принявший первый обязательный взнос в счет будущей пенсии и явился примером для функционирования созданных впоследствии негосударственных пенсионных фондов.
Долгое время, а именно, с 1998 по 2002 год ГНПФ являлся «фондом по умолчанию», то есть находился в преимущественном положении перед другими пенсионными фондами, боровшимися за каждого вкладчика. Лица, не выбравшие накопительный пенсионный фонд, автоматически становились вкладчиками ГНПФ.
Данная норма была необходимостью для, как можно большего охвата населения, в участии накопительной пенсионной системы. Но этот статус вплоть до 2003 года не позволял ГНПФ быть полноценным и конкурентным участником пенсионного рынка, какими были другие негосударственные накопительные пенсионные фонды.
В 2005 году Фонд был переименован в АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ».
Можно сказать, что ГНПФ выполнил свою миссию: люди стали больше доверять новой пенсионной системе, был сформирован пенсионный рынок, и стал крупнейшим пенсионным фондом страны, занимающим лидирующее положение.
К, сожалению, фонду были свойственны и недостатки, такие как: нерегулярность и неполный объем отчислений обязательных пенсионных взносов, низкий уровень инвестиционной доходности пенсионных активов. Собственно, данные проблемы были свойственны накопительной пенсионной системе в целом. Кроме ГНПФ в разное время на рынке пенсионных услуг работали до 18 негосударственных пенсионных фондов.
Пенсионным фондам дорого обходилось содержание управленческого аппарата, понятно, что за счет денег вкладчиков. Так долго продолжаться не могло, и система остро нуждалась в переменах, инициатором которых стал сам глава государства Назарбаев Н.А.:«У нас не используются огромные деньги, которые есть в секторе пенсионном и страховом. Для совершенствования пенсионной системы надо создать единый пенсионный фонд, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов» [2].
Президент Республики Казахстан дал поручение внести изменения в пенсионное законодательство страны. 21 июня 2013 года был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан». Реализацией закона стало создание Единого накопительного пенсионного фонда и передача ему пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении частных накопительных пенсионных фондов. Данный фонд был создан на базе ГНПФ.
Единственным акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан. Хранение и учет пенсионных активов, а также инвестиционное управление активами ЕНПФ осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан.
Данный выбор обусловлен тем, что Национальный банк имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда; не аффилирован с коммерческими банками и другими финансовыми группами; реализует инвестиционную стратегию, выработанную Советом по управлению пенсионными активами при Президенте РК.
Организациями по управлению инвестиционными портфелями могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению инвестиционным портфелем на основании лицензии Национального банка, либо зарубежные организации, осуществляющие аналогичный вид деятельности в соответствии с законодательством иностранного государства.
Основными критериями выбора организаций по управлению инвестиционными портфелями будет являться возможность обеспечения ими устанавливаемого Национальным банком уровня инвестиционной доходности, результаты прежней деятельности по управлению пенсионными активами, уровень взимаемой комиссии и их деловая репутация.
ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы. Кроме того, Законом оговаривается создание Совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ. Персональный состав Совета утверждается Президентом Республики Казахстан [1].
В декабре 2013 года началась передача всех накоплений в ЕНПФ.
Основными задачами и целями создания ЕНПФ являются:
- надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков, контроль их состояния, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста и т. д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионных активов, пенсионных выплат;
- мониторинг инвестиционной доходности пенсионных активов;
- осуществление выплат пенсионных накоплений.
Главное преимущество — единство фондов, что обеспечит значительно более высокую эффективность, максимальную прозрачность и предельную надежность, а кроме того создание гарантий сохранности вкладов со стороны государства. Отсутствие возможности перехода вкладчиков из одного фонда в другой позволит повысить доходность фонда. Контроль со стороны Национального банка и учредительство Правительства является государственной гарантией сохранности пенсионных накоплений.
Современная модернизация пенсионной системы Республики Казахстан, помимо создания единого накопительного пенсионного фонда, предполагает увеличение пенсионного возраста для женщин, начиная с 2018 года. В 2027 году пенсионный возраст мужчин и женщин сравняется и составит 63 года.
Необходимо напомнить, что до 1998 года пенсионный возраст для мужчин был 60 лет, для женщин 55. С 2001 года и до настоящего времени мужчины приобретают право на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет.
По законодательству Казахстана, лица, имеющие стаж работы на 1 января 1998 года, имеют право на солидарную пенсию из республиканского бюджета и право на дополнительную базовую выплату в размере 50 % прожиточного минимума.
Для назначения солидарной пенсии учитывается доход за любые три года подряд, начиная с 1 января 1995 года. Однако, средний размер заработной платы ограничивается — он не может быть больше 39 кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете. Так, к примеру, при зарплате в 100 000 тенге к зачету принимается 72 228 тенге (39х1852 тенге). Размер пенсии определяется в размере 60 % от заработной платы и при большом стаже работы ограничивается 75 процентами. За каждый год переработанного стажа пенсия увеличивается на 1 %. При стаже 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и большой заработной платы назначается максимальная пенсия — 75 % от 72 228 тенге = 54 171. Кроме этого, как было отмечено, каждому пенсионеру добавляется базовая пенсионная выплата в размере 9983 (50 % от 19 966 тенге). В нашем примере максимальная пенсия на сегодняшний день составляет 64 154 тенге.
Можно сделать вывод, что даже при хороших показателях размер пенсии является недостаточно высоким, и накопления в пенсионном фонде составят значительную прибавку к пенсии.
В настоящее время обсуждается возможность дифференциации базовой выплаты в зависимости от стажа работы, что ликвидирует уравнительное отношение при назначении пенсии.
Пенсионные выплаты из Центра назначаются со дня обращения, если представлены все необходимые документы. У потенциального пенсионера нет права на ошибку. В случае отсутствия какой-либо справки или ее ненадлежащее оформление, придется расплачиваться из собственного кармана. Далеко не каждый гражданин является знатоком пенсионного законодательства.
Основными задачами и целями создания ЕНПФ являются:
- надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков, контроль их состояния, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста и т. д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионных активов, пенсионных выплат;
- мониторинг инвестиционной доходности пенсионных активов;
- осуществление выплат пенсионных накоплений.
Главное преимущество — единство фондов, что обеспечит значительно более высокую эффективность, максимальную прозрачность и предельную надежность, а кроме того создание гарантий сохранности вкладов со стороны государства. Отсутствие возможности перехода вкладчиков из одного фонда в другой позволит повысить доходность фонда. Контроль со стороны Национального банка и учредительство Правительства является государственной гарантией сохранности пенсионных накоплений.
Современная модернизация пенсионной системы Республики Казахстан, помимо создания единого накопительного пенсионного фонда, предполагает увеличение пенсионного возраста для женщин, начиная с 2018 года. В 2027 году пенсионный возраст мужчин и женщин сравняется и составит 63 года.
Необходимо напомнить, что до 1998 года пенсионный возраст для мужчин был 60 лет, для женщин 55. С 2001 года и до настоящего времени мужчины приобретают право на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет.
По законодательству Казахстана, лица, имеющие стаж работы на 1 января 1998 года, имеют право на солидарную пенсию из республиканского бюджета и право на дополнительную базовую выплату в размере 50 % прожиточного минимума.
Для назначения солидарной пенсии учитывается доход за любые три года подряд, начиная с 1 января 1995 года. Однако, средний размер заработной платы ограничивается — он не может быть больше 39 кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете. Так, к примеру, при зарплате в 100 000 тенге к зачету принимается 72 228 тенге (39х1852 тенге). Размер пенсии определяется в размере 60 % от заработной платы и при большом стаже работы ограничивается 75 процентами. За каждый год переработанного стажа пенсия увеличивается на 1 %. При стаже 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и большой заработной платы назначается максимальная пенсия — 75 % от 72 228 тенге = 54 171. Кроме этого, как было отмечено, каждому пенсионеру добавляется базовая пенсионная выплата в размере 9983 (50 % от 19 966 тенге). В нашем примере максимальная пенсия на сегодняшний день составляет 64 154 тенге.
Можно сделать вывод, что даже при хороших показателях размер пенсии является недостаточно высоким, и накопления в пенсионном фонде составят значительную прибавку к пенсии.
В настоящее время обсуждается возможность дифференциации базовой выплаты в зависимости от стажа работы, что ликвидирует уравнительное отношение при назначении пенсии.
Пенсионные выплаты из Центра назначаются со дня обращения, если представлены все необходимые документы. У потенциального пенсионера нет права на ошибку. В случае отсутствия какой-либо справки или ее ненадлежащее оформление, придется расплачиваться из собственного кармана. Далеко не каждый гражданин является знатоком пенсионного законодательства.
Недостатками накопительной пенсионной системы, на наш взгляд, является налогообложение пенсионных накоплений при их выплате пенсионеру. Если принять во внимание, что накопления в пенсионных фондах и накопления в банках различаются по целям использования и по субъектам, можно было бы принять норму, отменяющую налогообложение пенсионных накоплений. Данные удержания составили бы неплохую прибавку к пенсии солидарной.
Несмотря на уменьшение размера комиссионного вознаграждения пенсионному фонду от инвестиционного дохода до 7,5 процента и 0,025 процента в месяц от пенсионных активов (ранее было пятнадцать процентов от инвестиционного дохода и 0,05 процента в месяц от пенсионных активов), его размер все же остается значительным.
По достижению пенсионного возраста вкладчику пенсионных накоплений должна быть предоставлена возможность распорядиться всеми своими накоплениями в полном объеме. К, примеру, положить накопления в банк под проценты, приносящие больший доход, чем инвестиционная деятельность фонда. Бесспорным преимуществом накопительной пенсионной системы является возможность систематически (даже ежемесячно) бесплатно получать информацию о проводимой фондом работой по инвестированию собственных накоплений.
В заключении, хотелось бы отметить, что в Казахстане проводится определенная законотворческая работа по модернизации пенсионной системы. Объединение всех негосударственных пенсионных фондов в единый государственный имеет свои преимущества и недостатки, но, несомненно направлены на улучшение всей пенсионной системы и, как следствие, уровня жизни пенсионеров.
Список литературы:
- Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31408637.
- Назарбаев поручил Марченко разработать предложения по реформе пенсионной системы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://newskaz.ru/economy/20120917/3959185.html.
- Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 апреля 2014 года. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.afn.kz/attachments/128/272/publish272-1086550.pdf.