ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВРОЖДЕННОЙ ЛЕВОРУКОСТЬЮ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Секция: 8. Физическая культура
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВРОЖДЕННОЙ ЛЕВОРУКОСТЬЮ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На сегодняшний день актуальной и не имеющей однозначного подхода проблемой в педагогике и физическом воспитании является леворукость детей. Некоторые исследователи рассматривают леворукость как отклонение, счтитая, что у всех леворуких есть нарушения, тем самым разрабатывают методики переучивания детей с левой руки на правую, другие — напротив, расценивают это явление гениальным и видят в этом преимущество. Однозначного подхода не выработано. На наш взгляд, данная проблема требует однозначного решения, так как различные варианты обучения и переучивания левшей может негативно сказаться как на их физическом, так и психологическом развитии. Остро возникает вопрос дифференцированного подхода к обучению (учет педагогом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся в процессе обучения) — основы современной педагогики.
Целью исследования является анализ особенностей обучения детей младшего школьного возраста с природным феноменом леворукости на уроках физической культуры по теме «Двигательные действия в волейболе».
Данному феномену посвящены работы и разработки таких исследователей как Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Безруких М.М., Князева М.Г., Капустин А.А. и др., где остро поднимается вопрос о функциональных асимметриях человека, о трудностях обучения в начальной школе, в целом о детской леворукости, о проблемах воспитания левой руки и о психофизических особенностях детей, владеющих рабочей левой рукой.
Остановимся на ярко выраженных особенностях леворуких детей. Многие исследователи подчеркивают, что среди леворуких детей есть дети с высокими показателями тестирования двигательных действий, но есть и очень неловкие и некоординированные, с определенными сложностями выполнения двигательных действий и формирования умений и навыков [1; 5]. Это, судя по всему, и связано с врожденной леворукостью. Леворукость — это не только преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий, но и определенное отражение межполушарной асимметрии, а так же отличающееся от праворуких распределение различных функций (двигательных, зрительных, сенсорных и т. д.) между правым и левым полушариями головного мозга [4].
Головной мозг сложнее самого мощного компьютера. Посредством миллионов нервных клеток он управляет всеми функциями нашего тела даже во время сна. В стволе головного мозга перекрещиваются проводящие нервные пути из обоих полушарий. Хотя мозговые полушария кажутся совершенно одинаковыми, они, тем не менее, выполняют разные функции. Между собой они соединены полосой нервной ткани, называемой мозолистым телом. В случае его удаления или повреждения оба полушария действуют относительно независимо друг от друга, порождая собственные мысли и эмоции. Левое полушарие управляет движениями правой стороны тела. Здесь находятся важнейшие центры речи, языка, математических способностей и логического мышления. Именно левое полушарие доминирует у правшей, наделяя правую руку большей точностью и ловкостью движений. Правое полушарие отвечает за левую сторону и является средоточием зрительного восприятия, музыкальной одаренности и абстрактного мышления. Итак, относительно образовательного процесса нужно взять во внимание, что правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира и обеспечивает образное мышление, в то время как левое полушарие отвечает за логику, речь и абстрактное мышление [3].
Леворукость является отражением наследственной и сформировавшейся системы функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать левшу — серьезно менять его биологию, а значит, рисковать его физическим и психоэмоциональным здоровьем.
Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Установлено, что для леворуких детей особенно характерна именно визуальная система восприятия [4; 6]. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы. На занятиях лучше использовать наглядность, зрелищность. У младших школьников наиболее часто встречается проявление такого отклонения в здоровье как астенический невроз. Его сопровождают снижение работоспособности и активности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость. Пик активности наблюдается только на первых двух уроках, затем у детей наблюдается снижение усидчивости и двигательная расторможенность. После занятий дети чувствуют усталость, вялость, теряют интерес к получению новой информации [2].
Итак, у леворуких детей наблюдается ряд особенностей, отличающих их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большим размером левой руки, в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти; психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью; эмоционально-психологические особенности выражаются повышенной эмоциональной чувствительностью, быстрой утомляемостью и ограниченной работоспособностью, ранимостью, раздражительностью и обидчивостью, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровнем тревожности, боязливостью, склонностью к пассивному восприятию действительности, сонливостью, эстетической впечатлительностью [4; 6]. Усиливается необходимость индивидуального подхода к обучению и развитию левши, в этом случае уверенный в своих силах и эмоциях левша заставит говорить о себе в превосходной степени.
В данной статье исследуется особенность обучения двигательным действиям в волейболе леворуких детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Как правило, причина затруднения и осложнения начального этапа обучения леворуких детей на уроках физической культуры в целом и обучения двигательным действиям в волейболе в частности состоит не в самой по себе врожденной леворукости и даже не в функциональных особенностях мозга, а в раннем развитии ребенка, точнее, в неблагоприятных факторах, связанных с организацией развивающей деятельности.
Рассмотрим особенности левшей, проявляющиеся на уроках при обучении двигательным действиям в волейболе. Здесь возникают определенные сложности, потому как именно у леворуких встречается и такое явление, как асимметрия ног. Асимметрия ног – феномен еще менее изученный, чем асимметрия рук. Принято считать, что левой руке естественным образом должна соответствовать правая нога, а правой руке – левая нога. Но встречается и противоположный факт — левой руке может соответствовать левая нога [4]. Такой феномен становится иногда проблемой. На занятиях по волейболу леворуким детям сложнее и медленнее даются движения, в которых руки и ноги участвуют поочередно. Для них возникают неудобства и трудности при освоении односторонних или асимметричных движений левой и правой половины тела. Эти дети могут только повторять показательные двигательные действия, неказисто их отображая. Поэтому на начальном этапе обучения двигательным действиям в волейболе учителю необходимо в буквальном смысле слова переставлять и двигать их ноги и руки.
Левши на этих уроках испытывают дискомфорт, потому что часто путают «право» и «лево». Особенно трудны для леворуких детей специфические задания на технику выполнения двигательного действия, потому как, ведущая рука или нога (основа в волейболе) при движении делает размах с большей амплитудой или больший шаг, чем неведущая.
Еще многие левши склонны к путанице ног, так как нет устоявшегося мнения о том, какую ногу нужно считать ведущей — толчковую (которой отталкиваются при прыжке), маховую (которой удобно делать движения) или опорную (на которую удобно опереться), а у леворуких зачастую в разных движениях участвуют разные ноги.
Перечисляя сложности в обучении движениям в волейболе и недостатки в физическом развитии леворуких детей, все же нельзя не заострить внимание на успешность, выражающуюся в игровых ситуациях в волейболе. У левшей очень развито чувство партнера. Это особенно ярко как раз и проявляется в командных спортивных играх. Конкретно в волейболе левши имеют некоторое преимущество, которое объясняется ненатренированностью праворукого соперника. От левши всегда траектория полета мяча неудобна для противника, которому приходится применять слабейшую для него руку.
В связи с этим, возникает необходимость рассмотреть специфические стороны обучения движениям в волейболе леворуких детей на уроках физической культуры. Должно отметить, что единой системы методических рекомендаций и пособий по обучению леворуких детей двигательным действиям в волейболе в научной среде не выявлено.
Функциональная специфичность левшей — проблема в быстром переключении, поэтому их нельзя торопить. Дайте ему адаптироваться. Если идет обучение какому-либо двигательному действию, ребенка-левшу не стоит просить быстрее выполнять задание, ему нужно время, чтобы переключиться с правой стороны на левую и наоборот. Особенно важно, чтобы обучающая программа по волейболу и работа с леворуким ребёнком на уроках физической культуры была прежде всего интересной для него, не говоря уже о принципе систематичности в образовательном процессе. При тренировке и правой и левой руки ребенка целесообразнее всего использовать непременно совместную игру с ним. Педагогу необходимо проявлять спокойствие и доброжелательность, тогда выше перечисленные настороженности могут и не достичь критической точки.
В терминологии учителю применительно к левше лучше использовать такие слова, как удобная нога или рука, удобная или ведущая сторона, сильная нога, если, конечно, речь не идет о специальных технических элементах обучения двигательному действию. Обязательно учителю нужно делать акцент на леворуких детях. Им в первую очередь необходимо уделить особое внимание при обучении волейбольным движениям: поправить ногу, руку, корпус, объяснить позицию ног и рук и обязательно выполнить действие с ребенком вместе. Учитель должен координировать ребенка, напоминать ему о правильности выполнения упражнения, отмечать его леворукость с положительной стороны, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта перед другими — праворукими детьми. Учитель должен проявлять терпимость и уважение к индивидуальным особенностям леворукого ребенка, помнить, что ребенок вправе и должен получить знания, развить умения и приобрести навыки именно с его врожденными задатками. Потому как в дальнейшем, хорошо обученные левши имеют преимущества над праворукими волейболистами. Ориентирование ребенка на его левую сторону как на рабочую или ведущую требует перестроения как его позиционных точек, так и стартовых позиций других игроков. Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста. Нужно внушить ребенку, что левая сторона в волейболе — это козырь, и что именно леворукий ребенок наиболее удачно будет справляться с тактическими задачами, стоящими перед игроком на первой линии игровой зоны волейбольной площадки. Левши являются неудобными и непредсказуемыми соперниками, это явно проявляется в тактических действиях и маневрах, где есть прямая возможность использовать по назначению деятельность левой руки в непредвиденных, необыгранных ситуациях. Привычному сопернику — правше очень нелегко разгадать намеренность выполнения каких-либо действий левши, тогда как левше, напротив, действия правши очевидны. Это связано не только с тем, что левши имеют опыт натренированности с правшами, так как правши составляют 96 % в среднем от общего числа занимающихся, но и скорее всего, со спецификой мышления и неординарного поведения леворукого противника, так как его не всегда способен мгновенно оценить правша с его четкой логикой.
Все веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания детей с врожденной леворукостью на правую сторону в обучении двигательным действиям. Принуждая левшу работать на уроке или тренировке правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения рабочей стороны тела и ведущей руки, но и вместе с этим переделываем его врожденные предпочтения, его биологическую природу. Наряду с этим отражается отрицательное влияние и при переучивании «левоногих» детей, которое приводит к нарушениям двигательных функций, к изменению процесса физического роста и развития. Это приводит к выводу о том, что навязанная несвойственная (вынужденная или переученная) моторная асимметрия независимо от части тела человека имеет негативный эффект.
Таким образом, физическое воспитание леворуких детей в целом и обучение движениям в волейболе отличается ярко-выраженной спецификой и особенностями, заключающихся в дифференцированном подходе в обучении, требующих дальнейшего научного изучения и особой разработки методики обучения детей с врожденным феноменом леворукости двигательным действиям и элементам по волейболу на уроках физической культуры.
Список литературы:
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь: учеб.-метод.пособие / М.М. Безруких. — М.: Эксмо, 2008. — 350 с.
- Белей Н.Я. Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры: статья: в виде доклада / Наталья Ярославовна Белей. — М., 2012. — 47 с.
- Джой, Кларк. Биологический компьютер: как работает наш мозг: научно-популярная коллекция «Древо познания» / № 33. — М.: «МС ИСТ ЛИМИТЕД», 2001. — 25 с.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция: учеб.-метод.пособие / Е.И. Николаева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 128 с.
- Савкина Н.Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе: дис.: канд. пед. наук / Савкина Наталья Геннадьевна. — Тюмень, 2005. — 266 с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников: учеб.пособие / А.Л. Сиротюк. — М.: «Творческий центр Сфера», 2001. — 80 с.