ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Секция: 1. Искусствоведение
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ценность человека определяется его творческой деятельностью, т. к. в нашем современном обществе нужны люди творческие, креативные, именно такие люди способны нестандартно найти решение любой проблемы. Поэтому задача развития творческих способностей, творческого мышления у детей актуальна.
Подходы к решению проблемы развития творческих способностей неоднозначны, потому, что у психологов и дидактов есть разные мнении, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчеств» применительно к развитию ученика.
Понятие «способность» включает три признака: 1) индивидуально-психологические особенности; 2) индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности; 3) способности, не сводящиеся выработанным у данного человека знаниям, навыкам или умениям. Если рассмотреть творческие способности, то по Б.М. Теплову творческие способности — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности. А Немов Р.С. под творческими способностями подразумевает такие способности, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности» [2, с. 27]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что творческие способности тесно связаны с понятием «творчество», «творческая деятельность». Творческая деятельность - это деятельность человека, в результате которой создается что-то новое.
Проявление творческих способностей детей можно увидеть в первую очередь в их изобразительной деятельности: у некоторых больше развиты живописные способности, некоторые более способны к построению композиции, а некоторые склонны к абстракции, о чем более подробно можно узнать из трудов И.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Н. М. Сокольниковой и Е. А. Флериной. Психологи считают, что возраст 5—8 лет является самым благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возрасте дети особенно любознательны. А так же из их трудов можно сделать вывод, что занятия по изобразительному искусству в младших классах, особенно с первоклассниками эффективны в развитии творческих способностей тогда, когда на уроках применяются игровые технологии. Во время игры первоклассники проявляют большую познавательную активность и заинтересованность, более крепко запоминают учебный материал.
Г.К. Селевко концепцию игровых технологий основывает на следующих положениях: психологический механизм игровой деятельности определяется потребностями личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации [4]. Л.С. Выготский говорил об игре как средстве усвоения социальных установок. «Игра — это иллюзорная реализация нереализуемых интересов» — говорил А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и практикой развития детей. Он так же подчеркивает, что в игру могут подключаться люди любого возраста. Но игры разные для различных возрастов. Детские игры они в основном сюжетно-ролевые, а у взрослых — игры, отражающие общественное поведение и отношение между людьми.
Пред учителем изобразительного искусства стоит основная задача — это привитие любви и интереса к искусству, процессу творческого созидания, что является эффективным средством развития творческих способностей обучающихся.
Игровая форма занятий означает, что на уроке применяются игровые приемы и ситуации, которые являются одним из средств побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Основными направлениями таких занятий являются: постановка учебной цели перед учащимися в форме игровой задачи; правила игры подчиняют учебную деятельность; учебный материал становится средством игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [1].
Игровая технология — это целостное образование, охватывающая некоторую часть учебного процесса, объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. В игровую технологию должны включаться последовательно такие игры и упражнения, с помощью которых дети учатся выделять основные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, которые развивают умение обобщать предметы по признакам; группы игр, обучающие детей отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающие самообладание, быстроту реакции, смекалку и др. При этом сюжет игры должен развиваться параллельно с темой урока. Только в этом случае, игра поможет активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы [5].
Игры на уроках помогают учащимся полностью раскрыться, он не будет скован в выражении собственного мнения, и даже сможет открыть не проявлявшиеся до этого момента способности. Именно уроки изобразительного, где учитель умело, использует игровые технологии искусства, дают большие возможности в развитии творческих способностей детей, они могут проявиться наиболее ярким образом.
Необходимо отметить, что для первоклассников изобразительная деятельность не является абсолютно новым, так как уже с 2—3-х лет дети начинают рисовать при поддержке и помощи взрослых; сохраняют потребность и интерес к рисованию до 10—12 лет.
Важно отметить, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достижение позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности младших школьников. Некоторые педагоги убеждены в том, что творческие способности даны от природы лишь немногим, и поэтому предлагают, что достаточно познакомить детей с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения рисования, нежели чем творить. Но большинство педагогов считают, что хотя в школьной программе отводится мало часов на уроки изобразительного искусства, но можно научить учащихся и рисовать, и любить искусство, и глубоко воспринимать и ценить выдающиеся произведения культуры.
В настоящее время разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. У большинства педагогов наиболее признанными являются программы Б.Н. Неменского, В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой [3].
Другой действующей программой обучения изобразительному искусству является программа под авторством Кузина В.С., Шорохова Е.В., Кубышкиной Э.И., и др. Основные задачи данной программы: дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развивать у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитать интерес и любовь к искусству.
Главной целью в преподавании изобразительному искусству является развитие у учащихся интереса к внутреннему состоянию человека, умения осознавать свои внутренние переживания. Способы художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — для детей начальных классов понятными, интересными и доступными видами художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. При этом необходимо, что три вида художественной деятельности в игровой форме как «Братья — Мастера Изображения, Украшения, Постройки» должны присутствовать все годы обучения изобразительному искусству.
Изучив основные направления, цели и формы образовательных программ по изобразительному искусству в начальной школе, можно сделать вывод, что использование игровых технологий прослеживается только в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Неменского Б.М. А программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Т.Я. и «Изобразительное искусство» Кузина В.С. предполагают только введение в урок игровых элементов таких, в виде интеллектуальных игр, викторин.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что игровые технологии на уроках изобразительного искусства являются одним из эффективных методов, приемов и средств развития творческих способностей детей, т. к. использование игровых технологий создает внешние и внутренние условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников.
Список литературы:
- Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — М.: ТЦ «Учитель», 2001. — С. 34—37.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Владос, 1997. — 547 с.
- Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / сост. В.С. Кузин, Е.О. Яременко. — М.: Дрофа, 2001. — 224 с.
- Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 148 с.
- Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст] / Под ред. И.Е. Авериной. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160 с.