СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
В настоящее время в психологической литературе существуют различные подходы к определению понятия, структуры, факторов, детерминант и предпосылок психологического благополучия личности.
Так, Р.М. Шамионов, Г.Л. Пучкова, М.В. Соколова характеризуют психологическое благополучие личности как позитивную оценку себя, а также собственной жизни. Л.В. Куликов указывает на то, что это преобладающее психическое состояние. О.С. Ширяева понимает под психологическим благополучием совокупность необходимых личностных ресурсов, которые обеспечивают субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект-среда».
N. Bradburn считает, что для характеристики психологического благополучия необходимо делать упор на признаки, которые отражают состояние счастья или несчастливости, субъективного ощущения общей удовлетворенности жизнью. Автор создал модель психологического благополучия, которая с его точки зрения, предполагает баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта — позитивного и негативного [10, c. 89].
Схожее понятие — «субъективное благополучие» было рассмотрено в работах E. Diener. Субъективное благополучие, содержит в себе три основных компонента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе создают единый показатель субъективного благополучия. E. Diener считает, что субъективное благополучие является компонентом психологического благополучия [11, c. 120].
В отечественных работах, разрабатывающих понятие психологического благополучия, прослеживается концепция, предложенная А.В. Ворониной. Она предлагает понимать психологическое благополучие как системное качество человека, которое он обретает в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций [2].
Важно отметить, что термин «психологическое благополучие» должно быть отделено от ряда других понятий тесно взаимосвязанных, но не схожих с ним и часто нерационально использующихся как его синонимы. Термин «психологическое благополучие» направлено на субъективную эмоциональную оценку человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного личностного функционирования. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов.
Следует отметить, что при рассмотрении факторов влияющих на психологическое благополучие наиболее обсуждаемой является проблема адаптации уровня субъективного благополучия к влиянию деятельных негативных или позитивных факторов [5]. Все факторы, непосредственно определяющие уровень и структуру психологического благополучия не зависимо от специфики подхода к пониманию данного феномена, можно условно разбить на несколько категорий. К первой категории относятся факторы социально-экономического рода. Вторая категория — социокультурные факторы. Дискуссия по поводу культурных различий и их влияния на психологическое благополучие основывается на сравнительном исследовании культур, в которых ценится индивидуализм личности и независимость [8; 9].
Сегодня активно изучается взаимосвязь психологического благополучия с различными аспектами личности, такими как ценностными ориентациями, жизненными стратегиями, тревожностью, эмоциональной устойчивостью и т. д.; разрабатывается диагностический материал для измерения психологического благополучия; исследуется влияние объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности.
Особое внимание многих ученых к проблеме психологического благополучия во многом обусловлено тенденциями, которые развиваются непосредственно в нашем обществе. Все больше ученые обращают внимание на высокую стрессогенность современной образовательной среды школы и высшего учебного заведения. Исследователями отмечается наличие интеллектуальной, физической и психоэмоциональной напряженности учащихся, связанной с огромной учебной нагрузкой, необходимостью вхождения в новую социальную среду, с личностным и профессиональным самоопределением. Инновационная модернизация условий итоговой аттестации, реализующаяся в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ), это не просто дополнительный стрессовый фактор для учащихся старших классов. Вследствие этого будет актуальным исследование проблемы стрессоустойчивости как фактора психологического благополучия старшеклассников.
С.В. Субботин под стрессоустойчивостью понимает такие частные его составляющие, как эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стресс-резистентность, фрустрационная толерантность. Это определение стрессоустойчивости является довольно распространенным [6].
Б.X. Варданян понимает под стрессоустойчивостью свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [1].
А.Л. Церковский характеризует стрессоустойчивость как свойство, влияющее на результат деятельности (успешность-неуспешность), и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы [7].
В своей работе М.Л. Хуторная рассматривает стрессоустойчивость как «интегративное психологическое образование, включающее в себя личностный компонент, определяющий развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функции и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий.
Современные исследователи большую значимость уделяют влиянию стрессоустойчивости на учебную деятельность (В.А. Бодров, С.В. Субботин, М.Л. Тышкова, С.П. Иванова, А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Ж.А. Левшунова).
Учебная деятельность является стрессогенной по своей природе. Причем спектр переживаемых эмоций разнообразен. Выпускники школ могут испытывать чувство тревоги, которое обусловлено страхом потерять (упустить) шанс самореализации. Психологический дисбаланс (растерянность, нервозность, суетливость, проявление личностной и ситуативной тревожности), отмечается у учеников старших классов непосредственно в период подготовки и сдачи ЕГЭ, вследствие этого у них может ухудшаться соматическое состояние и происходить торможение процесса развития личности. Это в свою очередь может привести к значительным искажениям и нерациональному снижению результатов тестирования [4].
Под стрессоустойчивостью Е.А. Серегина определяет «совокупность личностных качеств, позволяющих старшему школьнику переносить интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, возникающие вследствие интенсивной подготовкой к ЕГЭ, без особо опасных последствий для деятельности и своего здоровья» [3, с. 172].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие перспективные направления в исследовании изучаемой проблемы:
- подбор диагностических методик исследования стрессоустойчивости учащихся старшего класса;
- проведение экспериментального изучения с целью выявления особенностей стрессоустойчивости старшеклассников в связи с предстоящим ЕГЭ;
- повышение стрессоустойчивости выпускников школы на всем протяжении учебно-воспитательного процесса (коррекция адекватности самооценки учащихся, формирование у них мотивации достижения успеха, понижение уровня невротизации, агрессивности, тревожности, раздражительности);
- разработка психолого-педагогических рекомендаций для учащихся старших классов, педагогов и родителей с целью повышения их стрессоустойчивости.
Список литературы:
- Варданян Б.X. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.
- Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук / Воронина Анна Владимировна. — Томск, 2002. — 24 с.
- Серегина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену / Е.А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10. — С. 170—174.
- Серёгина Е.А. Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ / Е.А. Серёгина, И.А. Кувшинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 9. — С. 94—98.
- Стрелков И.А. О проблеме психологического благополучия / неблагополучия в современной психологии // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.centr-obrazovaniya.ru/strelkov.html.
- Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук / С.В. Субботин. — Пермь, 1992. — 152 с.
- Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — № 1. — С. 6—19.
- Шаминов Р.М. О Некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации / Р.М. Шамионов // Мир психологии. — 2010. — № 1. — С. 237—249.
- Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности: обзор основных концепций и методик исследования / Т.Д. Шевеленкова // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95—129.
- Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 2005. — 320 p.
- Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 2007. — Р. 542—575.