Статья:

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Аракелян Л.А., Гункина А.П. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 54 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Аракелян Лилит Арутюновна
студент Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Гункина Алена Павловна
студент Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Василенко Надежда Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, начальник учебно-методического управления Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск

 

В статье приводятся результаты исследования по изучению у студентов ВИТИ НИЯУ МИФИ наличия качеств, необходимых для работников атомной отрасли: отношение к опасности, действия в критической ситуации, готовность к неожиданностям, умение говорить правду.

Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из наиболее сложных проблем современного этапа ее развития. Прогнозируемые темпы и масштабы развития атомной энергетики требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Подготовка кадров для атомной отрасли очень значимое и ответственное направление профессионального образования, так как безопасность работы АЭС зависит не только от надежности техники, но и в большей степени от надежности персонала.

Одним из определяющих параметров надежности персонала является безошибочность действий человека, особенно человека-оператора. В ядерной энергетике процент аварий по вине персонала достаточно велик. По разным оценкам — от 15 до 40 % всех аварий, и от 20 до 80 % всех нарушений на АЭС, в том числе, и самых серьезных (Чернобыльская АЭС, Фукусима), прямо или косвенно связаны с ошибками персонала. Анализ причин и последствий этих аварий привел к всестороннему пересмотру подходов к безопасности АЭС и признанию того, что человек является важнейшим звеном в обеспечении безопасности.

Роль человеческого фактора в энергетике очень велика: на стадиях проектирования, эксплуатации, ремонта, потребления — всюду участие персонала оказывает решающее влияние на конечный результат. Поэтому, работа на АЭС предъявляет высокие профессиональные и психологические требования к персоналу: необходимое состояние физического и психического здоровья; высокий уровень психологической подготовки, который определяет способность сохранять спокойствие в нестандартных ситуациях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени и большой степени неопределенности; достаточный уровень профессиональной подготовки, соответствующий должностной инструкции; высочайшая дисциплина, ответственность и исполнительность; строжайшее соблюдение нормативных документов, регламентов и инструкций; способность к критическому анализу своих действий и работы подчиненного персонала.

В целом, эффективность работы персонала зависит от квалификации и компетентности, профессионально важных личностных качеств, навыков взаимодействия и работы в команде, совместимости человеческой психики и конструкций и технологии.

Учитывая, что «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР — комплекс психо-физиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.) и его социальных ролей, играющий важную роль в промышленной безопасности и охране труда», то в основу наших исследований легли психологические тесты, которые помогли бы студентам института, ориентированного на подготовку специалистов в атомной отрасли, ответить на вопросы: Готов ли я к неожиданностям? Как Я отношусь к опасностям? Какими могут быть мои действия в критической ситуации? Умею ли я говорить правду? (рис. 1).

Используя методики «Говорящий рисунок», мы провели диагностику среди студентов института. Всего было опрошено 63 студента (направление «Менеджмент» (м) и технические направления (т)).

Анализ теста «Ваше отношение к опасности» (рис.2), показал, что:

15 % (22 %м — 7 %т) студентов в опасной ситуации могут вести себя осторожно и благоразумно, они никогда ничего не делают импульсивно, без размышлений (нарисовали человека в лодке).

 

Рисунок 1. Комплекс проективных методик опроса студентов

 

Анализ теста «Ваше отношение к опасности» (рис. 2), показал, что:

15 % (22 %м — 7 %т) студентов в опасной ситуации могут вести себя осторожно и благоразумно, они никогда ничего не делают импульсивно, без размышлений (нарисовали человека в лодке).

Среди студентов не оказалось таких, которые готовы встретиться с опасностью, кого не пугают возможные неприятности и невзгоды (нарисовали человека, плывущего над головой спрута).

14 % (17 %м — 10%т) студентов показали, что у них есть страх перед будущим, неготовность идти вперед с открытым взором (изобразили человека за пределами щупальца спрута (слева)).

28 % (40 %м — 14 %т) студентов показали, что они многое испытали в жизни и очень устали от препятствий и жизненных тревог, нуждается в отдыхе (изобразили человека за пределами щупальца спрута (справа)).

26 % (11 %м — 50 %т) студентов показали, что уже, в данный момент пребывают не в лучшем состоянии духа, так как обстоятельства складываются не в их пользу (изобразившие человека на дне моря).

7 % (8 %м — 7 %т) студентов показали, что испытывают душевный дискомфорт, им плохо, не знают, что предпринять и как выпутаться из сложной ситуации (изобразившие человека в щупальцах у спрута).

46 % (45 %м — 46 %т) студентов показали, что они постоянно ждут от жизни подвоха, им кажется, что впереди их подстерегают сплошные неприятности и ловушки (изображение деталей фона).

14 % (14 %м — 14 %т)студентов показали, что они являются пессимистами по натуре и не готовы сражаться с жизненными невзгодами (изобразившие на дне живых существ).

 

Рисунок 2. Примеры рисунков студентов по методике «Ваше отношение к опасности»

 

Анализ теста «Ваши действия в критической ситуации» (рис. 3) продемонстрировал следующие возможные формы поведения наших студентов в критической ситуации:

94 % (88 %м — 100 %т) студентов могут действовать в таких ситуациях решительно и активно, они предпочитают действие размышлениям, это практики, а не теоретики (нарисовали человека прыгающего с обрыва).

6 % (12 %м — 0 %т) показали себя как человека нерешительного и терпеливого, который в критической ситуации готов ждать, пока все утрясется само собой, они — не любители активных действий (нарисовали человека падающего с обрыва).

Кроме того,

26 % (25 %м — 28 %т) студентов показали наличие у них склонности все пускать на самотек, они нередко сами могут доводить ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию (нарисовали воду под ногами человека).

26 % (31 %м — 21 %т) студентов показали, что они являются предусмотрительными, они очень редко попадают в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывают все возможные варианты развития событий и стараются предугадать все, что может случиться (нарисовали батут или натянутое одеяло чтобы смягчить падение и поймать человека). Радует тот факт, что среди опрошенных не оказалось студентов, нарисовавших под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего, это означало бы, что они неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонены довериться всякому, не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищут человека, который бы помог им.

9 % (8 %м — 10 %т) студентов превратили обрыв в небольшой холмик или нарисовали некое подобие холмика, прекратив падение человека, показав тем самым, что они обладают лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации они не растеряются и сделают все, что нужно, чтобы исправить случившееся.

31 % (28 %м — 35 %т) студентов дорисовали человеку крылья, парашют и т. п., что говорит о том, что они всегда найдут остроумный выход из сложного положения.

 

Рисунок 3. Примеры рисунков студентов по методике «Ваши действия в критической ситуации»

 

Анализ теста «Косые линии» (рис. 4), определяющего готовы ли наши студенты к неожиданностям, показал что:

Среди опрошенных студентов не оказалось тех, которые не хотят задумываться о своем будущем, живут настоящим и наслаждаются тем, что имеют (не нарисовали линии, перпендикулярные заданным).

14 % (14 %м — 14 %т) опрошенных соединили косые линии между собой и получилось множество четырехугольников, это показывает, что они часто и подолгу обдумывает свою жизнь и размышляет о том, что с ним может, могло бы или обязательно случится в будущем.

17 % (17 %м — 17 %т) студентов на основе косых линий создали произвольный узор, это говорит о том, что они устремлены к четкой организации своей жизни, пытаются планировать все свои дела и поступки.

У 1 % (1 %м – 0 %т) студентов преобладают прямые линии в узоре, это говорит о том, что их склонность к порядку действительно сводит к минимуму всяческие неожиданности.

5 % (0 %м — 10 %т) студентов, которые увидели в косых линиях рисунок дождя и из каждой линии сделали каплю, что говорит о их романтичности и серьезной уверенности в том, что любовь никогда не умирает, добро всегда одерживает победу над злом, хороших людей больше чем плохих.

57 % (60 %м — 53 %т) студентов дополнили рисунок пейзажем, это говорит о том, что жизнь их полна сюрпризов, как хороших, так и плохих.

Наличие в рисунках под дождем людей или животных, говорит о том, что у студентов жизнь хоть и полна неожиданностей, но они все же стремятся как-то спланировать свои дела, стараются анализировать свои ошибки и делать из них выводы.

 

Рисунок 4. Примеры рисунков студентов по методике «Косые линии»

 

Анализ теста «Зеркало» дал характеристику студентам по вопросу умеют ли они говорить правду.

3 % (2 %м — 3 %т) студентов заполнили больше верхний левый квадрат, что говорит о том-что такой человек никогда не будет врать в серьезных делах, он считает невозможной ложь в отношениях с людьми.

19 % (11 %м — 28 %т)студентов заполнили больше верхний правый квадрат, что говорит о том, что такой человек-лжец, все придумывает на ходу и даже иной раз не знает зачем он это делает.

20 % (22 %м — 17 %т) опрошенных студентов заполнили средний левый квадрат, что говорит о том, что такой человек никогда не будет обманывать людей в принципиальных вопросах, однако не считает зазорным приврать в мелочах.

14 % (14 %м — 14 %т) заполнили больше средний правый квадрат, это говорит о том, что у такого человека правда перемешена с вымыслом настолько, что он и сам не всегда в состоянии отделить одно от другого.

26 % (40 %м — 10 %т) заполнили нижний левый, что говорит о том, что у такого человека хорошие литературные способности, он все время что-то придумывает, однако его ложи никому не вредит, напротив, она развлекает людей и делает его душой любой компании.

9 % (5 %м — 14 %т) заполнили нижний правый квадрат, показав, что им трудно жить, потому что они врут не только окружающим, но и самим себе.

Все это говорит о том, что позиция, в соответствии с которой человек, прежде чем приступить к выполнению каких-либо задач, связанных с безопасностью, должен мысленно проверить себя по следующим вопросам: понимаю ли я задачу, в чем состоит моя ответственность, какова её связь с безопасностью, достаточны ли мои знания для выполнения работы, в чем состоит ответственность других, возможны ли какие-либо непредвиденные обстоятельства, нужна ли мне помощь, какие могут быть ошибки, какие могут быть последствия отказов или ошибок, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок или отказов, что я должен делать, если отказ произойдет, может и должна формироваться в процессе проведения занятий в вузе, не зависимо от их содержания, особенно при проведении лабораторных и практических занятий.

Чтобы что-то формировать, необходимо знать состояние вопроса, а в этом студентам может помочь данный вид экспресс-диагностики, в основе которой лежат проективные методики, направленные на исследование личностных особенностей, средством интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Обсуждение обобщенных результатов данной диагностики, дает определенный материал к размышлениям, так как цель данных методик относительно замаскирована и студенты не могут давать ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

 

Список литературы:
1.    Королева З. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. — Екатеринбург. 2006.
2.    Плешакова Н.В., Анохин А.Н. Анализ ошибок, допускаемых операторами БЩУ АЭС при использовании эксплуатационных процедур // Известия вузов. Ядерная энергетика. 2012. № 4. С. 45—57.
3.    Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2009 № 915-р (ред. от 08.09.2010) «Об утверждении Программы создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2009—2017 годы» URL: http://base.consultant.ru.
4.    Руденко В.А., Василенко Н.П. Практические методы формирования приверженности культуре безопасности на индивидуальном уровне у студентов вуза // Глобальная ядерная безопасность. 2013. № 1(6). С. 100—103.