Статья:

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Сидоркина И.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сидоркина Ирина Аркадьевна
аспирант Санкт-Петербургской академии постдипломного пед. образования, РФ, г. Сангт-Петербург
Яковлева Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Санкт-Петербургской академии постдипломного пед. образования, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В современном отечественном образовании происходят радикальные перемены. Они на первый план выводят проблему преемственности в обучении и воспитании детей на этапе перехода с одной образовательной ступени на другую.

Вопрос преемственности дошкольного и начального общего образования не является новым. Проблема преемственности интересовала педагогов — теоретиков и практиков — всегда. Преемственность является одним из ведущих принципов, на которых базируется система непрерывного образования.

Следует обратить внимание на тот факт на неоднозначность понятия «преемственность». Данное понятие рассматривается в теории педагогики с различных позиций. Так, согласно первой позиции, преемственность следует рассматривать как условия, фактор, требование, принцип процесса обучения. В соответствии с другой позицией, преемственность рассматривается как связь, согласованность, перспективность всех образовательных компонентов: цели, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения.

Целостность развития детской личности, поступательный рост его творческого потенциала возможны лишь при условии обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

Однако, говоря о преемственности дошкольного и начального школьного образования, учитывают и их своеобразие.

Попытаемся выделить основания преемственности, которые позволят обеспечить общую (психологическую) подготовленность дошкольников к освоению программы первой ступени общего образования. Данные основания представляют собой ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного образования, но в это же время они являются и исходными ориентирами начального общего образования.

Такими основаниями являются:

  1. Развитие у дошкольника любознательности, которая ляжет познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность, являясь важнейшим компонентом учебной деятельности, позволит обеспечить интерес к процессу учения, даст возможность развивать произвольность поведения, а также других качеств личности ребёнка.
  2. Развитие способностей дошкольника как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач. Необходимо развивать такие способности, которые обеспечили бы в будущем успешность учащегося в различных видах деятельности, в частности, в учебной. Формирование способностей может осуществляться в процессе обучения ребёнка пространственному моделированию, составлению планов, схем, а также в процессе использования знаков, символов, предметов-заместителей.
  3. Формирование творческого воображения. Именно творческое воображение обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Развивать творческое воображение можно в ходе сюжетно-ролевой игры, игры-драматизации, разных видов художественной деятельности, доступного дошкольникам экспериментирования.
  4. Развитие коммуникативности, то есть умения общаться со взрослыми и сверстниками, что представляется важнейшим условием успешной учебной деятельности, а также ведущим направлением социально-личностного развития ребенка. Для развития коммуникативности необходимо организовывать совместную деятельность детей и взрослых; используя партнёрские способы взаимодействия взрослого с ребенком в качестве примера для взаимодействия между сверстниками. Развитию коммуникативности способствует обучение детей средствам общения, которые позволяют вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Особую актуальность проблема преемственности имеет сегодня, когда приказами Министерства образования и науки Российской Федерации приняты важнейшие документы:

  • - Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации»;
  • Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации», который с изменениями и дополнениями вступил в силу с 1 января 2014 года;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г., согласно которому утверждается государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

В системе дошкольного образования выделяются две группы требований:

  1. к структуре основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования (ДО);
  2. к условиям реализации ООП ДО.

В системе начального общего образования (НОО) выделяются три группы требований:

  1. к структуре ООП НОО;
  2. к условиям реализации ООП НОО;
  3. к результатам освоения ООП НОО.

Нынешняя реформа в области образования предполагает освоение младшими школьниками следующих основных компетенций:

- в области учения: учащиеся начальной школы должны уметь отыскивать решение проблемных задач, уметь самоорганизация в ходе процесса приобретения знаний;

- в области мышления: важно, чтобы у учащихся было сформировано целостное восприятие явлений и процессов. Они должны уметь пользоваться самостоятельно добытой из различных источников, отобранной и сгруппированной информацией;

  • в области деятельности: младшие школьники должны уметь — планировать время для работы, рационально использовать его;
  • в области самосовершенствования: учащиеся начальной школы должны уметь адекватно оценивать себя, свои действия, собственный уровень развития. Важно научить детей умение находить нестандартные решения, опираясь при этом на уже усвоенные ранее способы действий;
  • в области коммуникации: важно выработать умение эффективно общаться с другими людьми, умение четко формулировать и высказывать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии, вести диалог;
  • в области сотрудничества: выработать умение действовать в коллективе, умение находить компромисс.

Сегодня необходима ориентация школы не только на усвоение обучающимися определён ной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Результативность как самостоятельная задача в системе дошкольного образования не выделяется. Она рассматривается исключительно через понятие «качества», которое и определяет характеристику развития ребёнка.

Если мы обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС), то увидим, что там четко определены интегративные качества ребёнка, которые тот может приобрести в результате освоения ООП ДО. Они таковы.

  • Соответствие нормам физического развития, овладение основными культурно-гигиеническими навыками. Важно, чтобы у дошкольника были сформированы основные физические качества, а также потребность в двигательной активности. Дошкольник должен уметь самостоятельно выполнять доступные для его возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательность, активность. Дошкольник должен интересоваться всем новым, неизвестным ему в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Дошкольник должен задавать вопросы взрослому, стремиться к экспериментированию. Ребенок способен действовать самостоятельно как в повседневной жизни, так и в разных видах детской деятельности. Он должен принимать активное участие в образовательном процессе, быть заинтересованных в собственном успехе.
  • Эмоциональная отзывчивость. Дошкольник в условиях успешного развития откликается на эмоции близких ему людей, друзей. Он искренне сопереживает сказочным персонажам. Ребенок должен эмоционально реагировать на произведения изобразительного, музыкального искусства, красоту природы.
  • Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дошкольник должен овладеть коммуникативными навыками, которые обеспечат ему успешное общение с ровесниками и взрослыми.
  • Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения. Поведение дошкольника должно уже определяется не его сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Дошкольник уже должен уметь элементарно планировать собственные действия, которые направлены на достижение определенной цели. Он осознанно может соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах.
  • Способность решать личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребёнок может осознанно использовать знания и способы деятельности, которые усвоены самостоятельно, для решения новых задач и проблем, встающих перед ним.
  • Сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Дошкольник должен иметь четкие представления о себе самом, о своей принадлежности к определённому полу; о составе своей семьи, об имеющихся родственных связях и отношениях. Ребенок должен иметь представления об окружающем мире.
  • Владение универсальными предпосылками учебной деятельности, среди которых следующие: умениями работать по правилу и по образцу, слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого.
  • Владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Достижение перечисленных выше результатов сможет обеспечить возможность продолжения образования на следующей ступени системы непрерывного образования.

Таким образом, можно говорить о том, что перечисленные выше умения и навыки, усвоенные дошкольниками, способны обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Наиболее перспективными направлениями работы по решению проблемы преемственности дошкольного образования и начального школьного образования в условиях реализации требований ФГОС являются следующие:

  • организация сотрудничества педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и учителей начальных классов;
  • систематическое рассмотрение проблем преемственности педагогов дошкольного образования и начального школьного образования на курсах повышения квалификации;
  • разработка кафедрами дошкольного и предшкольного образования, теории и методики начального образования индивидуальной карты развития ребёнка старшего дошкольного возраста с целью организации преемственности на ступени дошкольного образования и начального школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка — формирование базовой культуры его личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными действиями на первой ступени общего образования.

Задача начального школьного обучения — обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться.

Качественное выполнение обозначенных задач станет залогом успешной адаптации детей младшего школьного возраста в старшей школе.

 

Список литературы:

  1. Квитова Л.Ф. Проблема преемственности — это проблема педагогического партнерства и сотрудничества // Начальная школа: Плюс ДО и ПОСЛЕ. — 2007. — № 2.
  2. Конышева Н.М. Преемственность дошкольного и начального образования в свете проблемы развивающего обучения // Начальная школа. — 2006. — № 8.
  3. Никифорова Л. Психологическое сопровождение будущего первоклассника // Ребёнок в детском саду — 2013. — № 6.
  4. Просвиркин В.Н. Технология преемственности образовательного учреждения // Современное дошкольное образование. — 2010. — № 4.